Вырубка леса на землях сельхозназначения

Содержание

  • Вырубка леса на землях сельхозназначения

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 25 февраля 2016 г. № ЕК-07-54/1985 “О рубке сухостойных деревьев и присвоении древесины ветровальных, буреломных деревьев”

    В связи с обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, Федеральное агентство лесного хозяйства направляет для сведения и использования в работе разъяснения по вопросу рубки сухостойных деревьев, присвоения древесины ветровальных, буреломных деревьев.

    В соответствии со статьей 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

    Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

    Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков

    Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

    Читайте так же:  Оформление и хранение амбулаторных карт

    Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

    Исчисление размера вреда (ущерба), причиненного лесным насаждениям незаконной рубкой сухостойных деревьев, присвоением (хищением) древесины буреломных, ветровальных деревьев, определяется в соответствии с методикой и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

    Уголовная ответственность по пунктам «а» и «в» части 2 статьи 260 УК РФ наступает вне зависимости от того, совершена ли незаконная рубка лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан в значительном размере.

    Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

    Учитывая изложенное, незаконная рубка сухостойных деревьев на землях лесного фонда, с причинением ущерба лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам в значительном, крупном, особо крупном размерах, а также совершенная группой лиц либо лицом с использованием своего служебного положения, образует состав преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 260 УК РФ.

    При этом Рослесхоз полагает, что присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных, буреломных деревьев без осуществления рубки указанных деревьев следует рассматривать как хищение.

    Заместитель руководителя Е.С. Комар

    Обзор документа

    Приведены разъяснения Рослесхоза по вопросу рубки сухостойных деревьев, присвоения древесины ветровальных, буреломных деревьев.

    Такая рубка запрещена без оформления необходимых документов либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки (постановлению Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

    Договор аренды лесного участка или решение о его предоставлении для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок. В частности, необходим проект освоения лесов, получивший положительное заключение госэкспертизы.

    Предметом преступлений, предусмотренных УК РФ являются насаждения в лесах и вне лесов (например, в парках, аллеях, в полосах отвода дорог или каналов). Речь не идет о насаждениях на землях сельхозназначения, участках ИЖС, ЛПХ, садоводства и огородничества, в питомниках, а также ветровальных, буреломных, сухостойных деревьях. В последнем случае рубка квалифицируется как хищение (уничтожение, повреждение) имущества.

    Исчисление размера ущерба, причиненного лесным насаждениям незаконной рубкой сухостойных деревьев, присвоением древесины буреломных, ветровальных деревьев, определяется в соответствии с методикой и таксами (постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273).

    Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и рубки, за которую ответственность предусмотрена КоАП России, является значительный размер ущерба, превышающий 5 тыс. рублей.

    Таким образом, незаконная рубка сухостойных деревьев на землях лесного фонда, с причинением ущерба лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам в значительном, крупном, особо крупном размерах образует состав преступления по ст. 260 УК РФ.

    Вырубка леса на землях сельхозназначения

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» (подготовлен Минприроды России 27.09.2019)

    Досье на проект

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    утвердить прилагаемые особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

    Председатель Правительства Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ

    Утверждено
    постановлением Правительства Российской Федерации
    от «___» ________ 2019 г. N ___

    Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения

    I. Общие положения

    1. Настоящие особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее — Особенности), разработаны в соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс).

    2. На землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель*(1).

    3. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется с учетом настоящих Особенностей до принятия высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации одного из решений:

    1) о вовлечении таких земель в сельскохозяйственный оборот, в том числе путем проведения культуртехнических мероприятий по расчистке от древесно-кустарниковой растительности;

    2) о переводе таких земель в земли лесного фонда и использовании их в соответствии с требованиями лесного законодательства.

    II. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения

    4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, может быть в целях:

    1) заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;

    2) заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

    3) ведения сельского хозяйства;

    4) выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.

    5. Правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых располагаются леса, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие некапитальные строения, сооружения на таких земельных участках.

    6. Правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых располагаются леса, осуществляющие заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, вправе размещать сушилки, грибоварни, склады и другие некапитальные строения, сооружения на таких земельных участках.

    7. Правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых располагаются леса, осуществляющие ведение сельского хозяйства, вправе размещать ульи и пасеки, возводить изгороди, навесы и другие некапитальные строения, сооружения на таких земельных участках согласно части 2 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации.

    Читайте так же:  Нужна ли доверенность бабушке по россии

    8. Правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых располагаются леса, осуществляющие выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, вправе размещать некапитальные строения, сооружения на таких земельных участках.

    9. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, меры противопожарного обустройства, указанные в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, связанные со сплошными рубками, запрещаются.

    В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).

    10. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

    11. Охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечивается правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей — органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

    12. Охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не указанных в пункте 11 настоящих Особенностей, а также земельных участках в границах таких земель, не указанных в пункте 11 настоящих Особенностей, обеспечивается правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей — собственниками таких земель, земельных участков.

    13. Защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации*(2).

    14. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат защите от вредных организмов в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607.

    15. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения обязаны соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607.

    16. Воспроизводство лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется путем ухода за лесами в соответствии с Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года N 626.

    17. На землях сельскохозяйственного назначения лесоразведение осуществляется в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации*(3).

    18. В случае непригодности земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых располагаются леса, а также земельных участков, расположенных в границах таких земель, для дальнейшего использования в целях сельского хозяйства органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение такими землями, должны выполняться мероприятия по сохранению лесов, в том числе должны проводиться работы по их охране, защите, в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством.

    Признание земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, а также земельных участков, расположенных в границах таких земель, непригодными для осуществления сельскохозяйственного производства является основанием для перевода таких земель в земли лесного фонда*(4).

    *(1) Часть 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации

    *(2) Часть 2 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации.

    *(3) Статья 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    *(4) Пункт 5 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

    Обзор документа

    Правительство планирует установить особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях с/х назначения.

    К примеру, в таких лесах будет запрещено профилактическое контролируемое противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

    Вырубка леса на землях сельхозназначения

    Правовое регулирование в сфере лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, обсуждалось на заседании круглого стола, организованного комитетом областного Собрания по природопользованию и лесопромышленному комплексу.

    Как отметил председатель комитета Александр Дятлов, в правоприменительной практике возникают сложности из-за отсутствия единообразного подхода к охране, защите и воспроизводству лесных насаждений, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения. Среди основных проблем: отсутствие чёткого определения права собственности на леса, расположенные не на лесных участках, и, как следствие, отсутствие права собственности на вырубленную на таких участках древесину. Вопросы возникают при транспортировке приобретённых пиломатериалов, регистрации такой древесины и сделок с ней в единой автоматизированной информационной системе учёта древесины. Не урегулирован окончательно порядок определения объёмов, оценки, сортировки, хранения древесно-кустарниковой растительности. Есть проблемы и с узкоспециализированными кадрами.

    На заседании говорилось, что в отношении лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не ведётся лесоустройство, не образовываются лесные участки и не устанавливаются границы лесничеств. Соответственно, данные лесные насаждения вне зависимости от их возраста и породного состава не подпадают под действие Лесного кодекса Российской Федерации, и непонятно каким образом они должны охраняться, защищаться, воспроизводиться и назначаться в рубку.

    В Архангельской области неоднократно фиксировались случаи злоупотребления в сфере заготовки деловой древесины на землях сельхозназначения, поэтому единые правила использования данных лесов для всего агробизнеса региона необходимы.

    На заседании как вариант решения проблемы было предложено разрешить на землях сельскохозяйственного назначения вырубку насаждений без учета возрастных ограничений, лесохозяйственных рекомендаций и экологических требований с условием, что заготовленная на таких землях древесина должна быть использована для нужд владельца участка сельскохозяйственного назначения безвозмездно. В противном случае она реализуется наравне с древесиной от незаконных рубок. Средства от реализации должны направляться на восстановление земель сельскохозяйственного назначения.


    Владелец участка должен будет подать декларацию в лесничество по месту расположения участка во избежание проблем с законностью оборота древесины (заготовкой древесины и ее транспортировкой к месту переработки и использования).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    По итогам круглого стола были приняты соответствующие рекомендации в адрес регионального правительства.

    —>Официальный сайт редакции газеты

    Тел.: 8 (39164) 21470 | e-mail: [email protected]

    www.st-taseevo.ru | Мобильная версия (PDA)

    Сегодня: 16 Дек 2019, Понедельник

    Активность на сайте:

    Рубить или оставить: законна ли вырубка деревьев на сельхозугодьях

    В начале 1990-х годов из-за экономического кризиса многие пашни, сенокосы, пастбища перестали использовать по назначению. С тех пор на заброшенных земельных участках выросли деревья и кусты. Однако на многие такие участки зарегистрировано право собственности, а значит, правообладатели несут ответственность за состояние земель. За неиспользование сельхозугодий по назначению предусмотрена административная ответственность в виде внушительных штрафов. Кроме того,

    органом государственного или муниципального надзора (контроля) по результатам проверок выдаются предписания об устранении нарушений. В такой ситуации у собственника участка, зарастающего деревьями, может возникнуть вопрос – законна ли их вырубка для целевого использования земель?

    Рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Нина Ерохина:

    — Чтобы вырубка деревьев на сельскохозяйственных землях не повлекла за собой негативных последствий, правообладатели таких земельных участков должны знать, что согласно ст. 123 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

    Правительством Российской Федерации утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, согласно которому допускается залесенность и (или) закустаренность пашни до 15 %, сенокосов и пастбищ до 30 %.

    Правообладатель земельного участка для создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель может проводить их расчистку от древесно-кустарниковой растительности с учетом установленных критериев. Тем более, растительность в виде колков, полезащитных лесополос создает на сельхозугодьях более благоприятный микроклимат, то есть выполняет мелиоративную функцию.

    При этом необходимо соблюдать требование Федерального закона «О мелиорации земель», согласно которому для расчистки земель от древесной, травянистой растительности, кочек, пней и мха проводится культуртехническая мелиорация земель. Это не просто вырубка деревьев, кустарников и удаление пней — это комплекс мелиоративных мероприятий, включающий в том числе планировку территории после раскорчевки, а также проведение почвенных исследований на показатели плодородия (агрохимические), и на их основе — внесение обоснованных доз удобрений. Все это необходимо для коренного улучшения неиспользуемых земель, поскольку зарастание земель древесной, кустарниковой растительностью ведет к снижению почвенного плодородия, так как под такой растительностью усиливается подзолистый процесс, в результате чего ухудшаются показатели плодородия. Кроме того, при проведении раскорчевки сильно нарушается верхний наиболее плодородный слой почвы, что также ведет к снижению уровня плодородия.

    Культуртехническая мелиорация должна проводиться на основе проекта, разработанного с учетом экологических, санитарных и иных норм.

    По вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разъясняет, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правообладателями указанных земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности в рамках проектов культуртехнической мелиорации. Исключением являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий). За их состоянием и использованием действующим законодательством определен механизм надзора, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную вырубку.

    Также считаем необходимым предостеречь правообладателей земель сельскохозяйственного назначения о возможном пересечении границ их участков с участками лесного фонда.

    Только в 1 полугодии 2019 г Управлением Россельхознадзора проведены контрольно-надзорные мероприятия на 37 земельных участках сельскохозяйственного назначения, имеющих пересечение границ с участками лесного фонда. По результатам проверок на таких участках государственными инспекторами Управления не выдаются предписания о приведении их в состояние, пригодное для сельскохозяйственного назначения, поскольку вырубка деревьев в таком случае может повлечь причинение ущерба лесам при установлении судом принадлежности участков к лесному фонду. А материалы контрольно-надзорных мероприятий направляются в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с целью устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

    Вырубка леса на землях сельхозназначения

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. N 15/121 О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения

    Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России в пределах компетенции рассмотрел обращение, направленное письмом Минприроды России от 12 января 2018 г. N 16-50/00127-ОГ, по вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает.

    В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

    Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

    В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

    Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

    Необходимо отметить, что частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Закона об обороте.

    Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

    Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

    С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

    Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

    Врио заместителя директора Р.В. Шуранов

    Обзор документа

    Разъяснено, что на земельных участках из земель с/х назначения правообладателями может проводиться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на с/х землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

    Минприроды подготовило проект постановления о статусе лесов на землях сельхозназначения

    Минприроды разработало документ, регулирующий использование лесов на землях сельхозназначения. Подготовить его поручал Владимир Путин еще в 2013 году. Ранее определить правовой статус таких лесов, площадь которых составляет около 10% всех лесов в стране, неоднократно призывали экологи. Документ позволяет собственникам эксплуатировать леса только до решения о возврате земли в сельхозоборот либо переводе в лесной фонд. Экологи сочли документ «саботажем» президентского поручения, поскольку он не позволяет выращивать лес для собственных нужд и реализации в коммерческих целях, а лишь налагает на собственников дополнительные обязательства.

    Минприроды опубликовало проект правительственного постановления об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на землях сельхозназначения. Документ допускает использование таких лесов только до решения региональных чиновников о возвращении этих территорий в сельскохозяйственный оборот, либо о переводе в земли лесного фонда. После вовлечения в сельхозоборот на территории не сохранится лес, а в случае перевода в лесной фонд она отойдет в федеральную собственность. До этого эксплуатировать леса на сельхозземлях можно только для заготовки и сбора недревесных и пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, а также для ведения сельского хозяйства и выращивания плодовых растений.

    Документ устанавливает для собственника сельхозземли, на которой растет лес, дополнительные обязанности по его охране и защите от вредителей и пожаров. Так, для предупреждения возгораний собственник должен будет провести санитарно-оздоровительные мероприятия либо обустроить противопожарные минерализованные полосы. Выжигать в таких лесах хворост и сухую траву запрещается.

    Принять документ о статусе лесов на землях сельхозназначения Владимир Путин поручал еще в 2013 году. Установить их статус неоднократно призывали и экологи. По их оценкам, общая площадь таких лесов составляет около 100 млн га, или около 10% всех лесов России. Сейчас ясного правового статуса у этих лесов нет, возможность на законных основаниях вести в них продуктивное лесное хозяйство отсутствует, а охрана от пожаров, вредителей, болезней и лесонарушений законодательством не предусматривается. При этом собственники земельных участков за сам факт существования на их землях таких лесов могут быть подвергнуты крупным штрафам до 700 тыс. руб. и принудительному изъятию участка.

    Ранее проблему с пожарами на таких землях признавал глава Рослесхоза Иван Валентик. «Для того чтобы органы Россельхознадзора не могли определить целевое назначение участков для решения вопросов изъятия в судебном порядке, люди просто подожгли поля и создали критическую ситуацию для населения. А подтвердить целевое использование участка и принять решение об изъятии после того, как состоялся пожар, уже невозможно»,— рассказал господин Валентик на специальном заседании президентского Совета по правам человека в начале 2019 года.

    Координатор лесной программы «WWF России» Константин Кобяков назвал разработанный Минприроды документ «саботажем» поручения президента, поскольку он позволяет существовать лесу «только временно». Также эксперт не видит смысла в переводе таких земель в лесной фонд: «Даже для лесного фонда недостаточно средств и сил, чтобы заниматься там воспроизводством лесов, а если добавить еще и эти земли, то будет еще хуже».

    Руководитель лесного отдела «Гринписа России» Алексей Ярошенко отмечает, что постановление не позволяет выращивать леса на сельхозземлях для заготовки древесины. «Есть земля неудобная для ведения сельского хозяйства, зарастающая лесом,— объясняет он.— Лес требует меньше сил — собственник мог бы вести минимальный уход, а потом пользоваться участком для заготовки дров, стройматериалов или в коммерческих целях». Вместо этого постановление налагает на собственников дополнительные обязанности по санитарной и пожарной безопасности, говорит эксперт: по его мнению, таким образом документ не только «убьет» мотивацию к сохранению леса на сельхозземлях, но и будет стимулировать фермеров от него избавляться.

    Выпалывают сорняки

    В статье «Сядут за пенек» 25 февраля 2014 года «РГ» рассказывала об успешном опыте борьбы Тверской области с расхитителями леса, который относится к госфонду. Но в лесах, что растут на землях сельхозназначения, ситуация прямо противоположная. Заказчиками «распилов» на этих участках являются в основном председатели сельхозорганизаций — как бывших, так и ныне действующих. Профильной производственной деятельности такие предприятия не ведут, но и ликвидировать их не спешат. И теперь понятно, почему.

    Избежать ответственности по статьям 260 и 261 УК РФ (незаконная рубка, уничтожение и повреждение лесных насаждений) им, в общем-то, легко: лес выпиливают под видом «расчистки сельскохозяйственных земель от древесно-кустарниковой растительности», или, проще говоря, борьбы с захламлением и сорняками. Внешне все выглядит законно, ведь сельхозземли, на которых вырос лес, остались в бессрочном пользовании колхозов еще с советских времен, то есть они могут делать на них все, что потребуется, кроме продажи. Но это не совсем так.

    — В ноябре 2006 года администрация области издала постановление «О переводе земель из одной категории в другую», — сообщил «РГ» сотрудник отдела организации применения административного законодательства регионального УМВД Михаил Дронь. — Однако значительная часть бывших колхозных лесов — примерно треть — в это постановление не попала и до сих пор остается в пользовании колхозов.

    Сейчас, по данным регионального минлесхоза, сельскохозяйственных лесов в Тверской области около двух миллионов гектаров. Де факто это вековые сосны и ели, которые каждый день могут срубить под корень.

    За руку не поймать

    Вдвоем с главой Клоковского сельского поселения Торжокского района Галиной Алексеевой мы пробирается к местам «рекультивации» через пашню, заросшую сорняками и прихваченную утренним морозом. Грунтовую дорогу к лесу грузовики и лесовозы разбили так, что она превратилась в полосу препятствий. Но вопрос, что мешало председателю местного колхоза имени Калинина провести необходимые работы именно на пашне, кажется риторическим.

    Первое, что мы увидели — бесконечные штабеля кругляка, аккуратно наваленные у дороги. Дельцы сложили здесь несколько сот кубометров бревен диаметром 10-40 сантиметров. Впрочем, вывозить их они даже не собираются. Это все «отходы» — то, что оказалось невостребованным. А то, что нужно «дровосекам», обнаружилось, когда мы вошли в лес. Повсюду следы недавней рубки: десятки пеньков, горы еловых и сосновых лап, еще пахнущие смолой опилки, следы от автомобильных протекторов, изуродованная почва. Диаметр некоторых пней превышает метр. Формально все это — сорняки и древесно-кустарниковая растительность на сельскохозяйственной земле, которую заботливо расчищают нанятые председателем колхоза подрядчики. Вырубленных участков мы насчитали пять. Причем два из них даже трудно охватить взглядом — настолько они большие. Объехать весь лес мы просто не смогли.

    — Его сажали после войны сами жители, — сообщила глава поселения. — После того, как колхоз прекратил производственную деятельность, это единственное, что у нас осталось. Бюджет поселения — менее полумиллиона рублей, у нас просто нет денег на восстановление и леса, и дороги. Но дорога — это полбеды: быть может, дачники помогут, подсыплем. А вот лес уже не вернуть, если не принять экстренных мер. На участке, где мы с вами находимся, деревья рубили уже после того, как «лесная полиция» из Твери приезжала к нам для оценки последствий предыдущей рубки. Поймать никого из злоумышленников за руку невозможно: мы звоним в Торжокский райотдел полиции, до которого максимум полчаса на автомобиле, — наряд приезжает через два часа. И, естественно, никого на месте не застает. Словно по команде техника уходит из леса, рубщики прячутся. А потом все повторяется снова.

    В администрации Торжокского района «РГ» показали несколько любопытных документов. Первый — это договор до 2017 года между председателем колхоза и подрядчиком. Но в нем черным по белому написано: проведение «рубки», а не «расчистки». Второй документ — обращение главы района Зинаиды Кирмасовой к начальнику районной полиции, межрайонному прокурору и в местное подразделение ФМС. В нем глава просит правоохранительные ведомства приостановить заготовку древесины в Клоковском поселении. И сообщает, что «заготовка леса производится в промышленном масштабе»; ведет ее «бригада наемных мигрантов из Прикарпатья — 20 человек»; «вывоз древесины производится в вечернее и ночное время вдоль газопровода Ухта-Торжок большегрузными машинами». Еще есть обращение главы Клоковского сельского поселения к начальнику Торжокской полиции Анатолию Холостову с просьбой провести проверку по факту вырубки леса. И, наконец, четвертый документ — ответ руководителя ОВД: «Сведений, указывающих на совершение каких-либо преступлений и административных правонарушений, установлено не было».

    Отметим: рубки под Клоково начались в новогодние каникулы 2014-го, переписка между ведомствами занимает уже толстенную папку. Но никаких мер не принято.

    — За 2011-2013 годы только в Торжокском районе Россельхознадзор выявил не менее 10 «расчисток» на территории 13 бывших колхозов и совхозов на площади в тысячу гектаров, — сообщил Михаил Дронь. — Рыночная стоимость заготовленной только в данных местах древесины составляет не менее 300-400 миллионов рублей — это помимо ущерба, причиненного району. Такие же рубки происходят на территории всей Тверской области, повсеместно: за пять лет их задокументировано не менее пятисот. А сколько еще «осталось за кадром»?!

    А теперь подсчитаем убытки по формуле Россельхознадзора и данным полиции. Ущерб, причиненный Торжокскому району рубками сельхозлеса на участке площадью в 7,56 гектара в Клоковском сельском поселении, оценен в 45 миллионов рублей. То есть такую сумму району необходимо вложить, чтобы вернуть участку земли ее первоначальную ценность. Ущерб всей торжокской тысяче вырубленных гектаров — шесть миллиардов рублей. Прибыль от продажи выпиленной на этом участке древесины по оценке полиции составит не менее пяти миллионов — это без учета рубок еще на четырех здешних площадках. Общая прибыль от продажи древесины, как сказано выше, не менее 300-400 миллионов рублей. Итого ущерб району: шесть миллиардов 400 миллионов. Для справки: годовой бюджет Торжокского района — 400 миллионов.

    Два года на дело

    Полковник полиции Анатолий Холостов не лукавил: рубщики-браконьеры действительно не совершают преступления, уничтожая по заказу сельхозлес. Их даже нельзя привлечь к административной ответственности, потому что рубят они на непереведенных в лесной фонд землях сельхозназначения, которыми колхоз имеет право распоряжаться по своему усмотрению. Более того: обязан содержать их в порядке. То есть — расчищать. Такая вот казуистика.

    В последнее время природоохранная прокуратура начала нарабатывать положительную практику сохранения таких лесов. Суть в том, что к ответственности по статье 330 УК РФ (самоуправство) можно привлечь руководителей колхозов, самовольно начавших мелиоративные работы, проводящих их с нарушениями нескольких федеральных законов и ставших первопричиной хищений леса. Так, на днях был осужден председатель колхоза в Рамешковском районе. Однако большинство дознавателей территориальных отделов полиции все еще отказываются возбуждать уголовные дела и всячески затягивают проведение предварительной проверки, чем способствуют уходу дельцов от уголовной ответственности.

    — Срок давности по таким делам — два года, — поясняет Михаил Дронь. — Тем не менее мы боремся с этим. Уже собраны материалы не менее чем по 20 председателям колхозов, занимающимся подобной деятельностью.

    И еще. Если правоохранительным структурам все-таки удастся «прижать» ловких дельцов, ситуация может только усугубиться: заказчики и подрядчики начнут рубить сельскохозяйственный лес без всяких бумажных соглашений. Тогда полиции вообще не за что будет «зацепиться»: дескать, никто указаний рубить не давал, лес — это не лес, а заросшая пашня, так что руби — не хочу. Словом, уже в этом году от двух миллионов гектаров сельхозлеса в Тверской области может не остаться ни одного дерева.

    Поэтому важно наработать единую правоприменительную практику — пока что ее нет. Зато есть постановление пленума Верховного суда от 18 октября 2012 года, разъясняющее, что такие рубки можно и нужно квалифицировать как хищения леса. Но не все правоохранители с этим согласны: многие из них считают, что хищением является лишь то, во что вложен человеческий труд, а лес, по сути, вырос сам. Точку в споре должна поставить облпрокуратура, которая пока своего слова не сказала.

    Читайте так же:  Опасно ли давать номер банковской карты
    Вырубка леса на землях сельхозназначения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here