Уголок уединения в группе детского сада

Уголок уединения в детском саду
проект (старшая группа) на тему

В группе вновь решили организовать уголок уединения. В работе представлено краткое описание того, что в уголке находится. Работа в этом направлении только началась.

Вложение Размер
ugolok_uedineniya.docx 1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь воспитателям для создания в группе » уголка настроения «.

Сообщение для педагогов.

Фотография уголка уединения.

«УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ».

Для ребенка важно иметь собственное пространство, в котором он может реализовать свои интересы или пережить определённые чувства, поэтому совершенно необходимо место уединения, в котором каждый может .

Для ребенка важно иметь собственное пространство, где появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, почувствовать себя защищённым, поскольку бывает такой момент, когда необходимо уедини.

Уголки уединения в группе детского сада. Создание условий для социально-эмоционального развития детей

Как «одомашнить» пространство детского сада?

Группа детского сада — пространство коллективной жизни. Здесь ребенок обречен на коллективное существование, независимо от своего настроения и насущных переживаний. В доперестроечные времена оформители помещений и организаторы детской жизни подчеркивали это всеми доступными советскому быту средствами: одинаковостью столов, стульев, одеял, фартучков и причесок, полустроевым образом жизни малышей и утомительным сидением на стульчиках в ожидании товарища, доедающего кашу.

В середине девяностых все изменилось. В фокусе педагогических интересов оказался отдельно взятый ребенок, интересный сам по себе, а не только как частица слаженно действующей группы. Новые педагогические веяния стали проявляться и в дизайне помещений. Воспитатели впервые с момента появления первых советских садов стали говорить: «Хотим, чтобы в садике было, как дома!». Однако «одомашнивание» групп оказалось не таким простым делом, как представлялось. Кроме приятных глазу внешних красот, оно должно содержать элементы индивидуализации, рассчитанной на каждого конкретного ребенка. А это не так просто, когда детей около двадцати человек, а то и больше.

Уголок уединения, призван решать благородную задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие.

Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.

Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади. А используемые при этом ткани, их цвет, плотность и фактура отражают его эмоциональное состояние.

В одной из групп «Тополька», оформляя уголок уединения, придумали простое и функциональное решение. Между двумя шкафами на уровне роста ребенка укрепили палку, напоминающую палку для занавеса в ванной. И на нее по этому же принципу повесили шторки. Шторки легко раздвигаются и задвигаются.

«Когда дети играют в уголке, шторки почти всегда закрыты, — замечают воспитатели. — Закрытые шторки — для нас сигнал: за ними идет напряженная творческая жизнь».

А вот в детском саду «Золотая рыбка» г. Железногорска пошли чуть дальше. Здесь тоже решили экономить групповое место и использовать для создания уголка уединения зонт. Но перевернули его ручкой вверх и подвесили к потолку. К спицам зонта крепится ткань, которая разворачивается в шатер при желании детей поиграть в «домике».

Емкость зонта можно наполнять различными легкими предметами (воздушными шарами, гирляндами искусственных цветов, еловыми ветками, материалами, имитирующими снег), что расширяет возможности в создании дизайна группы.

Педагоги из детского сада «Белоснежка» г. Ноябрьска решили проблему по-другому. Уголки уединения всегда занимают много места в групповой комнате. А ведь они не должны быть центром игровой площадки. Решение проблемы увидели в использовании зонтика. Ребёнку нужно уединиться? Пожалуйста: открой над головой зонтик. К нему прикреплена ткань, играющая роль полога. При желании ребенок может скрыться от посторонних глаз.

Вот только незадача. Под таким шатром можно грустить и мечтать, прохаживаясь туда-сюда: полупрозрачные стенки полога это позволяют. Но этим игровые возможности ноябрьского зонтика-полога ограничиваются.

Педагоги школы-сада «Медвежонок» г. Улан-Удэ тоже используют зонтик как уголок психологической разгрузки. Их зонт установлен на металлической стойке и играет роль крыши шатра. Необычность крыши в том, что она может вращаться. А ещё в нужный момент зонт-шатёр превращается в элемент национальной культуры бурят – в юрту.

Для этого достаточно поменять на зонтике накидку с цветной на белую и украсить её национальным орнаментом. Случается это в дни Белого месяца, когда по восточному календарю наступает новый год.

Уголки уединения в группах детских садов часто являются настоящими произведениями комнатного дизайна и предметом гордости своих создателей. Вот только свои функции они выполняют не всегда. Красиво — не всегда уютно. А прозрачные ткани и узорная резьба не скрывают ребенка от посторонних глаз. Уголки уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет.

Автор: Плотникова Анна Евгеньевна
Педагог-психолог (1 категория),
воспитатель (1 категория).
МКДОУ Детский сад комбинированного вида №2 «Берёзка»
г. Катайск Курганская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Уголок уединения в детском саду

Адаптация к детскому саду может проходить не так болезненно, как ее описывают психологи и некоторые родители. Благо, есть множество средств, призванных облегчить процесс привыкания ребенка к новому коллективу, стенам, распорядку дня. Одним из этих средств является уголок уединения в детском саду — то место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом: прощание с родителями, притирка к одногруппникам и воспитателям.

Читайте так же:  Могут ли уволить находящегося в отпуске

Особенно востребованы уголки уединения в младших группах, когда дети наиболее остро переживают разлуку с родителями.

Не все воспитатели разделяют необходимость наличия такого уголка в группе. Лучше, по их словам, просто посадить ребенка к себе на колени, обнять. Это более эффективно и терапевтически верно, нежели ребенок спрячется ото всех и останется один на один со своими невеселыми мыслями.

Любопытно то, что еще несколько десятилетий назад о подобных уголках не могло быть и речи. Если в советское время дошкольное воспитание было основано на лучших традициях коллективизма, то сейчас, несмотря на обязательные прогулки, сончасы, на первое место выдвигается индивидуальность ребенка. Это прописано и в федеральных государственных стандартах, подчиняющих себе весь образовательный процесс в ДОУ.

Как выглядит уголок уединения в детском саду

Уголок уединения в детском саду должен быть небольшого размера. Он, скорее, напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется, а затем снова идет навстречу коллективу.

Цвета, используемые в уголке, должны быть спокойными, не кричащими, пастельных оттенков. Ребенок должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться яркими тонами.

Изготовить такой мини-домик можно в виде шатра, ширмы, палатки. Скорее, лучше его сделать мобильным, чем стационарным. В помощь воспитателю легкие конструкции: передвижные ширмы, невесомые драпировки. Малыш сам может обозначить границы уголка, передвинув ширму или задернув шторки.

Чего только воспитатели и педагоги не придумывают! Вот уж действительно, где простор для фантазии и знания детской психологии. Можно ведь просто отгородить пространство с помощью занавески, закрепленной на абажуре или мобиле. Но в некоторых группах вы можете увидеть в качестве несущей конструкции обычный … зонт. Смотрится очень оригинально и прибавляет ощущение легкости.

Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведет себя вызывающе, агрессивно.

Что может быть размещено в уголке уединения

Уголок уединения в детском саду наполняют предметами, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства. Психологи рекомендуют положить фотографии родных. Также можно положить в уголок игрушечный телефон, по которому можно понарошку позвонить маме с папой.

Если позволяет расположение и форма уголка, то на стену можно повесить пейзажные картины, обладающие терапевтическим эффектом.

Издавна известно, что вода обладает умиротворяющим свойством, поэтому различные световые и шумовые водопады займут достойное место в «нише уединения».

Обязательный атрибут — подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть. Как вариант, послушать плеер с расслабляющей музыкой (шум воды, дуновение ветра, пение птиц, звуки дождя).

Помимо мягких подушек, желательно «населить» уголок мягкими игрушками. Очень полезны дидактические игры, различные шнуровки, пластилин — все то, что способно отвлечь внимание дошкольника на некоторое время.

Отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справится «коврик злости», подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики для крика.

Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы должны находиться в уголке постоянно. Это придаст ребенку чувство уверенности, постоянства.

Фото со смотра уголков уединения в дошкольном отделении Центра образования № 1858 (г. Москва).

Автор статьи — Даниленко Мария.

Рекомендации для оформления уголка «Уединения» в детском саду.
консультация (средняя группа)

Нервная система дошкольника развивается слишком быстро,его психическое состояние весьма не устойчиво. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить, тем более наказывать за проявления чувст. Для создания психологического комфорта в группе создаём уголок » Уединения».

Вложение Размер
informatsiya_ob_ugolke.docx 29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Уголок уединения в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой.

Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).

Цель и задачи создания уголка уединения в ДОУ

Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста. С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:

  • Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
  • Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
  • Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.
  • Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
  • Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт. Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя.
Читайте так же:  Ввод в эксплуатацию частного жилого дома

Правила оформления уголка уединения по ФГОС

ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:

  • Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
  • Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
  • На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули. Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
  • Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
  • При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
  • Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы. Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

Паспорт уголка уединения

На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты:

  1. Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.).
  2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.
  3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.

Наполнение уголка уединения в детском саду

Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.

Предметы для выражения негативных эмоций

Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:

  1. Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
  2. «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
  3. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
  4. «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.
  5. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
  6. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Пособия для развития эмоциональной сферы

В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

  • Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
  • Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
  • «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций».
  • «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
  • «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним.

Основные виды деятельности в уголке уединения

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. В зависимости от возраста воспитанников педагог продумывает интересный дизайн «домика», подбирает необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками. На их основе детям предлагаются эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.

Уголок уединения в группе детского сада

Модератор форума: ТВ
Форум » Страничка профильных специалистов » Страница психолога » Уголок уединения и уголок настроения (в группах)

Уголок уединения и уголок настроения

ТВ Дата: Понедельник, 24.09.2012, 19:08 | Сообщение # 1

Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено.

Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и о психологическом.

Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону.

Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

Мастер-класс «Создание уголка уединения»

Людмила Фёдорова
Мастер-класс «Создание уголка уединения»

Мастер-класс «Создание уголка уединения»

Одной из важных задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребенка.

Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения.

Испытывая определенные чувства, ребенок познает себя, других людей, окружающий мир. Чтобы помочь ребенку разобраться в переживаемых им чувствах, надо понять причину их возникновения (детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление и др.)

Организация соответствующей среды в детском саду помогает детям научиться управлять своими эмоциями.

Одной из наиболее эффективных форм работы является «уголок уединения».

Он позволяет решать следующие задачи:

— организовать работу по развитию и обогащению эмоциональной сферы детей

создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе

— предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущая к утомлению его нервной системы

— облегчить привыкание вновь поступивших в группу детей к новым условиям жизни

Как создать «уголок уединения»?

Берем ткань (органза) 2,5*2,5метра (используем не слишком яркие, спокойные тона, оверложиваем ее края, пришиваем капроновую ленту на расстоянии 40 см от верхнего края и вдеваем обруч (предварительно раскрыв его, соединяем края обруча, закрепляем их (скотчем). Верхний край органзы собираем в «пучок», связываем прочной тесьмой. Края тесьмы надеваем на металлический крючок, который прочно прикрепляем к потолку (или стене).

Украшаем: на обруч пришиваем (или приклеиваем) цветы (которые изготавливаем из капроновой ленты, на одну половину ткани – розовые, на вторую – синие (для девочек и мальчиков).

Дети вырезают бабочек из бумаги по трафарету. Их тоже прикрепляем по всей ткани.

В центре уголка помещаем диванчик (обшиваем поролоновые подушки чехлом из плотной ткани).

На пол стелим коврик спокойных тонов.

Оснащение «уголка уединения».

Фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями

Куклы (мягкие, сшитые из ткани)

Клубочки разноцветных ниток

Видео (кликните для воспроизведения).

Игрушки для снятия психического напряжения изготавливаем сами.

«коврик настроения» (с одной стороны «коврик злости» с шероховатой поверхностью – ребенок может, сняв обувь, вытирать об него ноги, пока у него не улучшится настроение; другая сторона его – мягкая – «коврик доброты»)

«стаканчики для гнева» и коробочка «спрячь все плохое» (ребенок выговаривает в коробочку или стаканчик все свои обиды. Мы берем коробочку или стаканчик потом на улицу и «выбрасываем» их содержимое)

«кубики настроения» (на гранях кубиков – разные эмоции. Ребенок рассматривает их, выбирает ту, где изображено то, что он чувствует, а потом ту, которую хотел бы почувствовать)

«книга доброты» — альбом с размещенными в нем только добрыми героями из сказок и мультфильмов;

«зеркало настроения» (если у ребенка плохое настроение, предлагаю ему сесть перед зеркалом, посмотреть на себя внимательно, найти свое настроение, улыбнуться – и настроение изменится, улучшится;

«коробка примирения» (коробка с отверстиями с двух сторон. Дети вставляют туда руки, пожимают их, мирятся);

«островок примирения» (при возникновении ссор, конфликтов, дети заходят на этот коврик и решают свой конфликт – мирятся;

— подушки разных цветов;

— игры на развитие мелкой моторики (шнуровка, бусы и др.)

— дидактические игры: «Домик гномов»,«Колобок и Гномик», «Угадай эмоцию».

Все игры, игрушки используются не сразу, а вносятся по мере необходимости. Атрибуты периодически меняются, обновляются. При внесении новых демонстрирую способы пользования ими.

Детям очень нравится «уголок уединении». Он учит их не только отслеживать свое настроение, но и управлять им.

Атрибуты для кубанского уголка. Мастер-класс Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию атрибуты для оформления кубанских уголков в разных группах, которые были изготовлены.

Домик для «Гномиков». Оформление уголка уединения в детском саду В начале лета я ушла в отпуск. Но находясь в отпуске, я думала, как изменить развивающую среду в группе и что придумать нового для моих.

Фотоотчет по оформлению уголка «Уединения» Фотоотчет по оформлению «Уголка Уединения» Идеей создания уголка «Уединения»послужил конкурс, проводимый в МБДОУ. Всем было предложено.

Макет для уголка ПДД. Мастер-класс Макет по ПДД сделан своими руками из подручного материала. Для работы нам понадобится: -лист ДВП; -цветная бумага; -ножницы; -линейка;.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание условий для поддержки детской инициативы» Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ. «Создание условий для поддержки детской инициативы». Цель: Повышение профессиональной грамотности.

Мастер-класс для педагогов «Создание плаката, коллажа, стенгазеты в ретро стиле» Плакат, стенгазета, коллаж являются неотъемлемой частью оформления праздников в дошкольном учреждение. Они несут смысловую и эстетическую.

Мастер-класс по изготовлению уголка настроения Люди часто живут, не придавая особого значения своим эмоциям, не понимают, какую важную роль играют чувства в достижении успеха. Мало кто.

Мастер-класс. Создание книжки-малышки на тему «Профессии» (с заданиями) Делюсь опытом с педагогами и родителями. Тема: индивидуальное, семейное создание книги. Предполагается активная помощь родителей. Это.

Создание центра уединения детей «Любимый уголок». В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребенка. Эмоциональное благополучие обеспечивает дошкольнику.

Создание уголка психологического комфорта в группах детского сада Пункт 1.6 ФГОС ДО гласит, что первой, а значит, главной задачей введения стандарта является охрана и укрепление физического и психического.

Лучший уголок уединения (смотр-конкурс)

Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.

Согласно существующим требованиям, при организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, является необходимым создание комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, программных занятий, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. Одной из наиболее эффективных форм работы в данном направлении является создание на базе группы Уголков психологической разгрузки («уголков уединения»).

Уголок уединения- это место для покоя и отдыха, личных секретов и фантазий. Это место, где можно вспомнить свою семью, погрустить и подумать, успокоится и расслабиться.

Уголок психологической разгрузки призван решать одну из важных задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое. В соответствии с этой задачей в нашем детском саду с 23-28 ноября был проведён смотр-конкурс «Уголков психологической разгрузки».

Целью данного конкурса является создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Исходя из поставленной цели данный конкурс решает следующие задачи:

1. Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников;

2. Привлечение родителей к организации образовательной среды для детей в группах дошкольной организации.

3. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды.

Среди основных критериев оценки уголков уединения были такие, как:

— наличие в группе зоны для психологической разгрузки;

— наличие материала для снятия агрессии;

— наличие материала для саморегуляции;

— наличие эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей безконфликтному общению;

— наличие материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;

— наличие материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям;

— эстетичность оформления психологического уголка;

-креативность и оригинальность в оформлении уголка;

-экологичность и безопасность используемых материалов;

— соблюдение санитарно-гигиенических требований;

— презентация уголка уединения педагогами группы;

— рассказ детей о уголке уединения.

Педагоги совместно с родителями и детьми проявили творческий подход в создании уголков уединения, тщательно продумали их внешний вид, форму и наполняемость с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы. Все постарались на славу! Вигвамы и шатры, тканевые и пластиковые домики, палатки и ширмы, представленные, как уголки психологической разгрузки, нашли свое место в каждой группе нашего детского сада. А всевозможные «кричалки» и «мирилки», различные дидактические игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и обучение бесконфликтному поведению – лишь малая часть атрибутики уголков уединения, представленных на суд жюри.

Каждая вещь, представленная в уголках, несет определённую функцию и значение. Так, например, на мягкие красивые подушки ребёнок всегда сможет прилечь и отдохнуть; массажные мячики хорошо снимают мышечное напряжение, а игрушки-мякиши позволяют детям успокоится и расслабиться; калейдоскопы непременно повысят настроение, а мягкие игрушки-обнимашки станут верным другом ребенку.

Каждая группа смогла создать неповторимый «маленький мир» для уединения, находясь в котором ребёнок чувствовал бы себя спокойно, комфортно и безопасно.

Не менее интересными и познавательными были презентации уголков уединения. Ребята наперебой рассказывали о всех играх и игрушках, населяющих уголок, о том, как им нравится отдыхать в «домике», показывали фотографии любимой семьи.

Для подведения итогов смотра-конкурса было сформировано жюри в составе:

Председатель жюри – заведующий Искандырова Т.А.

Зам.зав по УВР Домнина А.Е.

Зам. Зав. По УВР МБДОУ «Детский сад №408 г. Челябинска» Горянская Н.В.

Педагог-психолог Мальтиникова Н.П

Педагог-психолог Севрюгина Е.А.

Стоит заметить, что все уголки уединения были оформлены замечательно, и жюри предстоял непростой выбор. Но тем не менее, по мнению компетентного жюри, места распределились следующим образом:

I место – группы №7, №12, №5, № 2

II место — группы №10, №6

III место — №1, №8, №9

Поздравляем победителей.

И выражаем благодарность нашим детям, родителям и педагогам за поддержку идеи конкурса,

творческие мысли, изготовление нестандартного игрового оборудования, любовь к детям и детскому саду!

Статья «УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
статья (средняя группа) по теме

«УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Вложение Размер
ugolok_uedineniya_v_detskom_sadu.docx 19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-взрослый проект «Любимый уголок». Создание центра уединения детей. Насыщение оборудованием (из опыта работы педагога).

Поведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения.

Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.

К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды. Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения». Иногда в литературе можно встретить название «Уголок настроения», что также является верным, так как отражает суть предназначения.

Данная форма работы позволяет решить такие задачи как:

организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;

создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе.

А для групп раннего возраста – это ещё замечательная возможность облегчить протекание адаптации.

«УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ» — ЭТО МЕСТО, ГДЕ РЕБЁНОК МОЖЕТ ОЩУТИТЬ СЕБЯ В ПОЛНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, МОЖЕТ УСПОКОИТСЯ, РАССЛАБИТЬСЯ, ПОИГРАТЬ С ЛЮБИМОЙ ИГРУШКОЙ, РАССМОТРЕТЬ ФОТОГРАФИИ, КНИГИ, «ПОЗВОНИТЬ» МАМЕ, ИЛИ ПРОСТО ПОМЕЧТАТЬ.

Такое место в саду позволяет предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы.

Для организации уголка уединения не требуется много места. По размеру он не должен быть громоздким, а может напоминать маленький уютный домик, шатёр, палатку. Главное, чтобы ребёнок чувствовал себя в нём защищённым. Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие, цвета. Возможно размещение пейзажных картин, релаксационных светильников, шумовых водопадов. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, модули.

Большое значение имеет оснащение уголка уединения. Здесь могут быть фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, «телефон». Особую нишу занимают игрушки для снятия психического напряжения.

  • стаканчики для крика;
  • дартс, подушки для битья;
  • коробочка для плохих чувств (ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое);
  • коврик злости (коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает обувь и вытирает об его ноги до тех пор, пока у него не улучшается настроение);
  • зеркало настроения (зеркало к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию);
  • набор для рисования, лепки (листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин);
  • коробка примирения (коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу);
  • маски;
  • массажные мячики;
  • кубик настроения (на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его, выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту – которую он бы хотел почувствовать). По тому же принципу работает пособие – «Цветок эмоций»;
  • подушка-плакучка, подушка-думалка;
  • «Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.

Также в уголке уединения могут находиться различные дидактические игры и игрушки:

  • театральная ширма с комплектом игрушек для театральной деятельности (Би-ба-бо, пальчиковый);
  • тактильные, сенсорные коврики;
  • мозаика, пазлы;
  • игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету);
  • шнуровка;
  • клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);
  • лоскутное панно;
  • дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках»;
  • Куклы.

Важно помнить, что все эти игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.

Эффективность работы зависит от того насколько дети осведомлены с предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.

Полезно также учить детей дыхательным гимнастикам, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают их эмоциональное состояние. К таковым можно отнести:

«Ходьба по комнате»

Ходьба по комнате в течение 1-2 мин. Дыхание глубокое, на 2 шага – вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос.

И.п.: стоя, ноги вместе. Руки медленно поднять вверх и соединить над головой. Пальцы в замке и повернуть ладонями вверх. Подняться на носки, потянуться вверх – вдох, вернуться в И.п.– выдох. Следить за полнотой вдоха. Повторить 3-4 раза.

В уголке могут лежать схематические карточки, которые напомнят ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения.

Что сделали мы в своей группе.

В своей группе для оформления уголка мы использовали спокойные, пастельные оттенки. Ребенок должен отдыхать, а не раздражаться яркими тонами. Так — же подушки-это обязательный атрибут уголка. Чтобы малыш мог прилечь и отдохнуть. Мягкие игрушки будут не лишними и являются хорошим дополнительным оснащением уголка. И еще мы предлагаем ребенку различные дидактические игры, различного вида шнуровки, пластилин, листы для рисования, цветные карандаши. Это хорошо отвлекает внимание ребенка на некоторое время. Содержимое уголка мы постоянно обновляем, но некоторые предметы находятся там постоянно. Это придает малышу чувство уверенности и спокойствия.

При правильной организации Уголка уединения, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

Так — же правильно-организованная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь воспитателям для создания в группе » уголка настроения «.

В группе вновь решили организовать уголок уединения. В работе представлено краткое описание того, что в уголке находится. Работа в этом направлении только началась.

Сообщение для педагогов.

Фотография уголка уединения.

Для ребенка важно иметь собственное пространство, в котором он может реализовать свои интересы или пережить определённые чувства, поэтому совершенно необходимо место уединения, в котором каждый может .

Видео (кликните для воспроизведения).

Для ребенка важно иметь собственное пространство, где появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, почувствовать себя защищённым, поскольку бывает такой момент, когда необходимо уедини.

Уголок уединения в группе детского сада
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here