Срочный служебный контракт на госслужбе

Служебный контракт на государственной гражданской службе: разновидность трудового или административного договора

юридические науки

  • Меженина Ольга Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Алтайский государственный университет
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ
  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДОГОВОР
  • ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
  • СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Похожие материалы

Впервые в законодательстве о государственной службе было использовано понятие «служебный контракт» в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В соответствии с ним профессиональная служебная деятельность гражданских служащих осуществляется на основе служебного контракта. Введение нового термина вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов. Одним самых дискуссионных вопросов в этом плане остается проблема отграничения служебного контракта от трудового и административного договора.

Вероятно, использование термина «контракт» в сфере гражданской службы обусловлено стремлением отграничить государственно-служебные отношения от чисто трудовых. Кроме того, словосочетание «служебный контракт» более точно отражает природу государственно-служебных отношений власти-подчинения, то есть административно-правовую природу.
Несмотря на это некоторые ученые (в основном трудовики) данные контракты рассматривают как разновидность трудового договора [4, С. 46]. Ученые-административисты, высказывают противоположную точку зрения. Так, С.Е. Чаннов полагает, что по своим признакам контракт о прохождении государственной службы ближе не к трудовому, а к административному договору [5]. Если служебный контракт является специфической разновидностью трудового договора, к нему должны применяться (пусть и с определенными исключениями) общие правила заключения, изменения и расторжения таких договоров. Признание же служебного контракта видом административного договора либо вообще особым соглашением требует в его регулировании применения специальных правовых приемов и методов.

Служебный контракт определяется частью 1 статьи 23 ФЗ № 79 как «соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы». Контракт с государственным гражданским служащим при всем сходстве с трудовым договором имеет и некоторые отличия от него. Характерными чертами любого трудового договора, как известно, выступают следующие признаки: предметом трудового договора выступает соглашение об осуществлении работником определенной трудовой функции; трудовой договор выступает в качестве основания возникновения трудовых правоотношений; трудовой договор носит личный характер; условия трудового договора вырабатываются сторонами; автономия воли сторон трудового договора; формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон; стороны трудового договора взаимно ответственны друг перед другом за его нарушения.

Ряд ученых считают служебный контракт разновидностью административного договора. Выделяют такие признаки административного договора как:

  1. Административный договор есть двусторонний (многосторонний) акт в отличие от иных правовых форм реализации компетенции субъектами исполнительной власти, которые представляют собой одностороннее действие властных субъектов.
  2. Административный договор основан на добровольном, согласном волеизъявлении сторон, что, однако не всегда означает равенство сторон в юридическом понимании.
  3. Административный договор, как и иной правовой акт, базируется на нормах административного права.
  4. Административный договор регулирует отношения, возникающие в сфере государственного управления (исполнительной власти) либо возникающие по поводу его реализации.
  5. Обязательной стороной административного договора является орган государственной исполнительной власти либо его представитель [6, С. 203-204].

Таким образом, имеются только некоторые основания для признания служебного контракта разновидностью административного договора. Тем не менее наличие определенного сходства между служебным контрактом и трудовым договором отрицать тоже нельзя. Поэтому, на наш взгляд, учитывая, что служебный контракт с государственным гражданским служащим регулирует трудовые отношения, но при этом регламентируется нормами административного права, его следует признать особой разновидностью договора о труде, занимающем промежуточное положение между административным и трудовым договором.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. –№ 31. – Ст. 3215.
  2. Федеральный закон от 31 июля 1995 г № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) / Собрание законодательства Российской Федерации. 31 июля 1995 г. – № 31. – ст. 2990.
  3. Гусев, А.В. Служебный контракт на государственной гражданской службе / А.В. Гусев // Южно-Уральский юридический вестник: Научно-практический журнал. – 2006. – № 6;
  4. Кирпатенко, В.В. Особенности правового регулирования труда и социальной защиты государственных служащих: вопросы теории и практики: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / В.В. Кирпатенко. – М., 2005;
  5. Чаннов, С. Е. Некоторые вопросы отграничения трудового договора от контрактов с государственными и муниципальными служащими / С. Е. Чаннов // Трудовое право. – 2008. – № 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.center-bereg.ru/n2443.html
  6. Административное право: Курс лекций / Под ред. Липатова Э.Г. и др. – М., 2006. С. 230 — 204.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

К вопросу правоприменения срочных служебных контрактов на государственной гражданской службе

юридические науки

  • Меженина Ольга Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Алтайский государственный университет
  • ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
  • СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Похожие материалы

В рамках реформы государственной службы важным событием стало принятие ряда федеральных законов, важнейшим из них оказался Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. Благодаря ему появилась новая форма регулирования государственно-служебный отношений, в частности, служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору. Появление нового понятия вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов. Одним самых дискуссионных вопросов в этом плане остаётся проблема классификации служебных контрактов, что и предопределило выбор темы данной статьи.

Для выявления сущности служебных контрактов ученые выделяют их виды по разным критериям. Наиболее актуальна, на наш взгляд, легальная типология в зависимости от сроков служебного контракта. Она закреплена в ФЗ № 79 (ч. 1 ст. 25). Это бессрочный (на неопределенный срок) и срочный служебный контракт.

В статье 58 Трудового кодекса Российской федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) содержатся похожие нормы [2].

Читайте так же:  Алгоритм увольнения по соглашению сторон

Согласно ч. 2 п. 3, 4 ст. 9 ФЗ № 79 служебный контракт на неопределенный срок всегда заключается с государственными гражданскими служащими, замещаемыми должности категории «обеспечивающие специалисты» и «специалисты». В некоторых случаях подобный контракт заключается и с руководителями (ч. 2. п. 1 ст. 9 ФЗ). Учитывая, что еще со времен Древнего Китая проповедовался принцип постоянства и профессионализма на государственной службе, подобная практика в России, несомненно, необходима. Для того, чтобы стать настоящим профессионалом гражданский служащий должен накапливать опыт в течении долгой служебной деятельности. Кроме того, заключение служебного контракта без ограничения срока полномочий в некоторой степени способствует социальной защищенности чиновника.

Кроме рассмотренных нами сроков, законодатель определил еще два условия, при которых применяется срочный служебный контракт. Это случаи, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок: с учетом категории замещаемой должности и условий прохождения гражданской службы.

К первым случаям относится замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» и должностей гражданской службы категории «помощники (советники)».

Ко вторым случаям причисляют несколько ситуаций, а, именно, периоды отсутствия гражданского служащего и окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы. К ним также относятся поступление на дипломатическую службу, а также в государственный орган, образованный на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций, замещение должности гражданской службы, по которой ч. 14 ст. 50 ФЗ № 79 установлен особый порядок оплаты труда, с чиновником, достигшим возраста 60 лет, в порядке ротации.

При этом перечень, не закрытый и кроме того в ФЗ № 79 ничего не говорится о безосновательном заключении срочного служебного контракта. Как нам представляется, это ущемляет права гражданского служащего. В данном случае, вполне возможна рецепция подходов трудового законодательства. Так согласно статье 58 ТК РФ трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Тем не менее ряд авторов поддерживают законодательный подход, аргументируя это тем, что государственная служба носит публичный характер, то есть осуществляется в общеполезных целях для достижения блага всех и поэтому служебное законодательство должно защищать в первую очередь публичный интерес, а не интерес отдельных чиновников [3, С. 21]. Более того некоторые исследователи прямо требуют закрепления «в законодательстве возможности заключения срочных служебных контрактов в любых случаях, если это диктуется государственной необходимостью» [4, С. 16]. По мнению И.Н. Гарячук, право выбора между срочным и бессрочным служебным контрактом должно оставаться за руководителем (представителем нанимателя). Возникает вопрос, связанный с целесообразностью введения подобной нормы. Чрезмерное увеличение полномочий руководителя, несомненно, приведет к субъективизму при поступлении на государственную служу, а это вряд благоприятно скажется на итак сложной обстановке в РФ, связанной с проблемой распространения коррупционных правонарушений.

Исследователь также приводит примеры таких ситуаций как временное увеличение объема работ государственное органа (например, в период проведения реформ) или временное привлечение на государственную службу специалистов, обладающих особыми познаниями в определенных сферах, для решения конкретных вопросов. При этом И.Н. Гарячук указывает на то, «действующее законодательство в таком случае не позволяет привлекать на службу граждан по срочным служебным контрактам». С этим утверждением нельзя согласится, хотя бы в отношении второй названной ситуации. Так как в случае приглашения необходимого специалиста вполне можно заключить служебный контракт на определенный срок для замещения должности гражданской службы категории «помощник (советник)». В отношении тех, кто претендует на замещение должности государственной гражданской службы категории «специалист» неоправданное расширение оснований для заключения срочного служебного контракта, тем более по усмотрению представителя нанимателя, может привести на практике к злоупотреблениям со стороны руководителя, а значит нарушению трудовых прав граждан.

Можно отметить, что в целом в законодательстве условия, при которых заключаются срочные служебные контракты, очерчивают максимально допустимый перечень ситуаций. Однако в некоторых случаях, на наш взгляд, излишний. Это, например, ч. 7 п. 4 ст. 25 ФЗ № 79: должности по которым устанавливается отдельный порядок оплаты труда. Согласно ч. 14 ст. 50 названного Закона оплата труда в данном случае производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. По мысли законодателя это должно быть закреплено именно в срочном служебном контракте. Данная норма не имеет каких-либо объяснений и думается, что подобные условия оплаты труда вполне могли бы быть закреплены в служебном контракте на неопределенный срок.

Таким образом, при наличии излишнего перечня случаев заключения срочного служебного контракта возможно ущемление трудовых интересов лиц, принимаемых на государственную гражданскую службу.

Хочется отметить, что в зависимости от сроков Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» выделяет три вида служебных контрактов (п. 3 ст. 12) [5]. Это служебный контракт, заключаемый:

  1. на неопределенный срок;
  2. на определенный срок;
  3. на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Ученые в целом отвергают подобную классификацию применительно именно к государственной гражданской службе, так как именно организацию именно этого вида службы регулирует специальный закон – Федеральном законе N 79-ФЗ. Поэтому исследователь А.А. Осин вполне оправдано отмечает, что третий вид в этой классификации на самом деле не образует самостоятельного вида, а является разновидностью срочного служебного контракта, потому что обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы является лишь основанием для заключения срочного служебного контракта [6, С. 47].

Таким образом, служебные контракты неоднородны, ученые предлагают ряд классификаций. При делении служебных контрактов на срочные и заключенные на неопределенный срок возникают вопросы к излишнему перечню случаев заключения срочного служебного контракта, так как при этом возможно ущемление трудовых интересов лиц, принимаемых на государственную гражданскую службу

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 31. — Ст. 3215;
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  3. Пресняков, М.В. Административно-правовое регулирование служебных отношений; теория и практика / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. – Саратов: Научная книга, 2008. – С. 21.
  4. Гарячук, И.Н. Административно-правовое регулирование служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации: автореферат дис. . кандидата юридических наук / И.Н. Гарячук. – Саратов, 2011. – С. 16.
  5. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063;
  6. Осин, А.А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта / А.А. Осин // Трудовое право. –2007. – № 5. – С. 47.
Читайте так же:  Иск о выселении из муниципальной квартиры образец

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

ВС разъяснил условия расторжения срочного служебного контракта

Верховный суд РФ опубликовал утвержденный президиумом 56-страничный обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с трудовыми спорами федеральных и муниципальных служащих.

В документе проанализирована практика рассмотрения судами дел за последние три года. Иски чиновников касались в том числе признания незаконными прекращения служебного контракта, трудового договора, увольнения со службы по различным основаниям, дисциплинарных взысканий, перевода на другую должность, взыскания компенсации за неиспользованный отпуск.

ВС признает, что судами по отдельным категориям споров допускаются ошибки, а потому, чтобы устранить их, необходимо обратить внимание на правовые позиции по 17 проблемным аспектам этой категории дел. В частности, ВС указывает, что заключение срочного служебного контракта с чиновником, достигшим предельного возраста пребывания на госслужбе, является правом представителя нанимателя, а не его обязанностью.

Д. обратилась с иском к межрайонной ИФНС о признании незаконным приказа о расторжении служебного контракта и просила восстановить ее на государственной гражданской службе в ранее замещаемой должности. В заявлении женщина указала, что с ней был расторгнут служебный контракт в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 39 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе), но она имеет право на продление срока службы сверх предельного возраста пребывания на ней и на заключение в связи с этим срочного служебного контракта на срок от года до пяти лет.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Д., суд исходил из следующего. На момент расторжения служебного контракта Д. достигла предельного возраста пребывания на госслужбе – 60 лет. При этом, согласно действующему законодательству, заключение срочного служебного контракта со служащим, достигшим предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, является правом, а не обязанностью. Следовательно, ответчик правомерно прекратил служебный контракт с Д.

Разбирая еще один случай, ВС указал, что расторжение срочного служебного контракта, заключенного на период замещения отсутствующего служащего, за которым сохраняется должность государственной гражданской службы (ч. 3 ст. 35 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»), является правомерным при условии выхода на службу этого гражданского служащего.

М. обратилась с иском к департаменту внешнеэкономических и международных связей субъекта РФ о признании своего увольнения незаконным. В обоснование она указала, что незаконно освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы субъекта в указанном госоргане и уволена в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.

Суд первой инстанции отказал М. в удовлетворении требований, отметив, что у ответчика имелись основания для увольнения истицы в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, заключенного на период замещения отсутствующего гражданского служащего И., которая находилась в отпуске по уходу за ребенком. Суд полагал, что имел место выход на службу И., за которой сохранялась должность.

Апелляция, напротив, не согласилась с данным выводом и отменила вынесенное прежде решение, указав на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и на неправильное применение норм материального права. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с данным федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу. При этом гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется со службы.

Срочный служебный контракт с М. был заключен на период отсутствия гражданского служащего И., находящейся в отпуске по уходу за ребенком. 21 августа 2014 года последняя обратилась к представителю нанимателя с заявлением о прерывании отпуска по уходу за ребенком с 8 августа. В этот же день представителем нанимателя был издан приказ, согласно которому И. надлежит считать приступившей к исполнению должностных обязанностей. Кроме того, 21 августа И. обратилась к представителю нанимателя с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам с 8 августа.

Учитывая, что И. отпуск по уходу за ребенком прерван с 8 августа и с этого же дня предоставлен отпуск по беременности и родам, причем совершение юридически значимых действий (обращение гражданского служащего с соответствующими заявлениями) осуществлено позднее календарной даты, указанной как дата выхода на службу, апелляция, по мнению ВС, пришла к правильному выводу о том, что И. фактически на службу не выходила и, следовательно, отсутствуют основания прекращения служебного контракта с М., освобождения ее от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с гражданской службы в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.

С полным текстом обзора практики рассмотрения судами споров, связанных с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, можно ознакомиться здесь.

Некоторые особенности содержания служебного контракта на государственной гражданской службе

юридические науки

  • Меженина Ольга Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Алтайский государственный университет
  • НАНИМАТЕЛЬ
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
  • СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
  • ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ

Похожие материалы

Вместе с принятием в 2004 году нового Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) появились и новые формы регулирования служебных отношений, в частности, новацией оказался служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который ранее заключался с государственными гражданскими служащими [1]. Введение нового термина вызвало целый ряд дискуссионных вопросов, по-прежнему споры ведутся вокруг проблемы выявления особенностей содержания служебных контрактов.

Содержание служебного контракта раскрывается в статье 24 ФЗ № 79, в которой содержатся основные реквизиты (элементы) соглашения. Условия служебного контракта подразделяются на существенные и дополнительные (могут как включаться, так и нет). Вполне обоснованным, на наш взгляд, является включение в список существенных условий режима служебного времени и отдыха (п. 7 ч. 3 ст. 24 ФЗ № 79). При этом закономерно, что включать его необходимо, если дисциплинарный режим отличается от служебного распорядка государственного органа. Это важно, так как государственным гражданским служащим часто устанавливают ненормированный служебный день, поэтому этот факт нужно отражать в служебном контракте.

Как и в трудовом договоре существенным условием в служебном контракте является дата начала исполнения должностных обязанностей. Тем не менее последствия невключения в служебный контракт этого пункта никак не прописаны, что является пробелом в законе. Думается, что по аналогии со ст. 61 ТК РФ, необходимо прописать в ФЗ № 79, что гражданский служащий должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления служебного контракта в силу, дабы исключить возможные недоразумения на практике. Внедрение подобной нормы позволило бы с полным основанием использовать на практике институт аннулирования служебного контракта (как это возможно в трудовых отношениях). Некоторые исследователи, тем не менее считают, что «в силу принципа субсидиарного регулирования» статья 61 ТК РФ вполне может применяться и в отношении гражданского служащего [2, С. 17].

Читайте так же:  Проект контракта в электронном аукционе

Условия оплаты труда, как и в трудовом законодательстве, являются необходимыми для включения в служебный контракт. Причем Примерная форма служебного контракта предлагает три варианта оплаты труда гражданского служащего. Итак, в служебном контракте прописываются (п. 9. IX раздела):


1)согласно подп. «а» все составные части денежного содержания (должностной оклада и оклад за классный чин, дополнительные выплаты);

2)согласно подп. «б» денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, к нему дополнительно устанавливаются премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячное денежное поощрение и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь;

3)согласно подп. «в» оплата производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Как правило. Такой порядок оплаты труда гражданских служащих установлен только по отдельным должностям гражданской службы, перечень которых утверждается соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Таким образом, первые два варианта в качестве включения в служебный контракт предлагаются законодателем на выбор, а последний вариант в сущности носит императивный характер.

Важным дополнением к содержанию служебного контракта является п. 6 ст. 24 ФЗ № 79. Согласно норме, необходимо в служебном контракте прописать срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

А вот п. 7 ст. 24 ФЗ № 79 (ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации), на наш взгляд, является лишним, так как ответственность сторон является производным условием, так как четко прописана в законодательстве и не носит договорного характера.

Отчасти ученых можно поддержать, так как многие дополнительные условия, которые могут быть прописаны в служебном контракте, на самом деле являются только условно факультативными. Что будет, если гражданский служащий откажется, например, включить в служебный контракт пункт о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации в целом? Гипотетически он может отказаться, но тогда он не сможет претендовать на должность, замещение которой связано с использованием таких сведений. Поэтому надо отметить, что при заключении служебного контракта как гражданский служащий, так и представитель наниматель по сути не имеют право выбора условий, так как должности гражданской службы, их характер и особенности приписываются в соответствующих реестрах и перечнях. Возможно в этом случае диспозитивные нормы служебного законодательства (во многом заимствованные из трудового) вступают в противоречие с публично-правовой сущность государственной службы, ее включенностью в отрасль административного права.

В качестве необязательного в служебном контракте предусматривается условие об испытательном сроке. Если в служебном контракте не прописано это условие, то считается гражданский служащий принят без испытательного срока. До вступления в силу ФЗ № 79 это условие носило императивный характер. Ряд ученых считают, что необходимо вернуть подобную норму, так как «обязательное прохождение испытания (по меньшей мере при поступлении на гражданскую службу) более соответствует публичному характеру государственно-служебных отношений, чем предусмотренная действующим Законом диспозитивная норма, которая предполагает только возможность установления испытания по соглашению сторон» [5, С. 18]. Как нам видится, решение данной проблемы в другом. Нужно более дифференцировано подойти к решению этой проблемы и закрепить необходимость и продолжительность испытания в зависимости от категории и группы соответствующих должностей.

Таким образом, содержание служебного контракта на государственной гражданской службе имеет свои особенности. Некоторые из них, на наш взгляд, не вполне оправданны. Дополнительные условия, которые могут содержатся в служебном контракте носят диспозитивный характер, однако это достаточно условно, учитывая четкое закрепление за каждой должностью на государственной гражданской службой конкретных реквизитов.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. –№ 31. – Ст. 3215.
  2. Гарячук, И.Н. Административно-правовое регулирование служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации: автореферат дис. . кандидата юридических наук / И.Н. Гарячук. – Саратов, 2011. – С. 17.
  3. Чаннов, С.Е. Некоторые вопросы отграничения трудового договора от контрактов с государственными и муниципальными служащими / С.Е. Чаннов // Трудовое право. – 2008. – № 2. – С. 32.
  4. Осин, А.А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта / А.А. Осин // Трудовое право. – 2007. – № 5. – С. 73.
  5. Гарячук, И.Н. Административно-правовое регулирование служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации: автореферат дис. . кандидата юридических наук / И.Н. Гарячук. – Саратов, 2011. – С. 18.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Служебный контракт на гражданской службе.

Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта

1. Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

2. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

3. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Читайте так же:  Корректировка границ земельного участка

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта

1. В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

3. Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

Видео (кликните для воспроизведения).

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

Статья 25. Срок действия служебного контракта

1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет. 2. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Статья 26. Заключение служебного контракта

1. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

2. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

3. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

4. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.

6. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

7. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 464 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Читайте так же:  Платят ли инвалиды налог на недвижимость

1.Служебный контракт на неопределенный срок;

2.СРОЧНЫЙ СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ (в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Срочный служебный контракт заключается в случае:— замещения должностей категории «руководители»,категории «помощники (советники)»;- замещения на период отсутствия гражданского служащего, — замещения после окончания обучения — замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях — замещения в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций; — замещения временной должности —

С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет — предельного возраста пребывания на гражданской службе не допускается. По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.

Порядок заключения служебного контракта заключен в статье 26 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

28.Муниципальные служащие как специальные субъекты ап.

Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.возраст(18 лет),специальность

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

Среди муниципальных должностей можно выделить выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления), замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления (выборные должности местного самоуправления); иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)

не являющейся выборной. ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В названном Законе муниципальный служащий определен как гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Должность муниципальной службы, в свою очередь, определяется как должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Административно-правовых признаков государственного служащего.

-Муниципальный служащий осуществляет разнообразные виды административной деятельности по вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района, районов городов федерального значения, а также по вопросам административных (государственных) полномочий, передаваемых органам местного самоуправления и контролируемых Российской Федерацией или субъектом РФ. Например, муниципальные служащие осуществляют муниципальный экологический и лесной контроль.

Административные правоспособность, дееспособность и деликтоспособность муниципального служащего возникают (прекращаются) одновременно с того момента, когда гражданин Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством считается вступившим в должность (освобожденным от должности)муницип. службы,

Основополагающие идеи (принципов); равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы; правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; внепартийность муниципальной службы.

-Для муниципальных служащих в нормах федерального законодательства устанавливается перечень основных административных прав и обязанностей, который не может быть расширен субъектами РФ и муниципальными образованиями…. исчерпывающие перечни административно-правовых ограничений и запретов.

-Российская Федерация и субъекты РФ устанавливают ряд специальных гарантий и льгот для муницип. служащих.

Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены КЛАССНЫЕ ЧИНЫ муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

-За нарушения норм федерального законодательства в сфере административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства наступают специфические виды дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям), а также предусмотрены специальные административные наказания, (дисквалификация муницип. служащего.) ВИДЫ:

В зависимости от организационно-правовой формы и статуса органа местного самоуправления можно выделить: муниципальных служащих органов местного поселения, муниципальных служащих городского округа, муниципальных служащих муниципального района, муниципальных служащих районов городов федерального значения.

В зависимости от места и роли муниципального служащего в системе органов местного самоуправления можно выделить: муниципальных служащих представительного органа муниципального образования, муниципальных служащих местной администрации (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления), муниципальных служащих избирательной комиссии муниципального образования, муниципальных служащих, обеспечивающих исполнение административных полномочий лица, замещающего муниципальную должность

Видео (кликните для воспроизведения).

В зависимости от целевой направленности осуществляемой административной деятельности логично выделить муниципальных служащих, осуществляющих административно-распорядительную деятельность, и муниципальных служащих, осуществляющих административно-охранительную деятельность.

Срочный служебный контракт на госслужбе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here