Ребенка обижают в школе куда жаловаться

Ребенка обижают в школе. Как разговаривать с учителем

Как разрешать конфликты с учителями, одноклассниками, родителями

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Учебный год только начался, а во многих классах конфликты уже в разгаре — между одноклассниками, между родителями и учителем. Психолог Анна Быкова рассказывает о вреде установки «нельзя жаловаться» — так вы вовремя узнаете, если вашего ребенка обижают. И предлагает освоить способы разрешения конфликтов — вдруг пригодится.

Ты защитишь меня? Разрешите детям жаловаться!

Я не знаю, когда и кто это придумал, но подобное убеждение прочно прижилось в детской субкультуре, и дошкольной, и школьной. Вариации убеждения: «ябедничать некрасиво», «стукач», «ябеда-корябеда». Причем транслируют эту мысль не только дети друг другу, но и некоторые родители: «Не надо мне жаловаться! Учись сам решать свои проблемы!».

Сколько психологических травм бывает из-за этого «нехорошо жаловаться». Ребенка обижают. Он сам не может себя защитить. И пожаловаться не может, потому что есть запрет на жалобу. Некоторые дети годами терпят издевательства одноклассников, но не жалуются. Пожалуйста, разрешите детям жаловаться!

Поскольку я являюсь хозяйкой маленькой собачки чихуахуа, я имею возможность наблюдать разные способы ее взаимодействия с миром во время прогулки. Она с громким лаем гоняет голубей, ликуя, что хоть кто-то ее боится. Она с любопытством обнюхивает йорка, потом виляет хвостом и скачет, приглашая его поиграть.

Настораживается и замирает, когда приближается ребенок, так как не понимает, чего от него ожидать: он просто пройдет мимо или полезет гладить? Поднимает на меня голову, как будто спрашивая взглядом: «Ты ведь защитишь меня?». Но если моя чихуахуа увидит крупную собаку, стремительно от нее убегает и просит защиты у меня на руках. То есть она демонстрирует разные модели реагирования: нападать, замирать, убегать, искать защиту — и все это про «защити себя».

Убежать и спрятаться — это тоже не дать себя в обиду. Мне бы в голову не пришло учить крохотную чихуахуа нападать на крупную собаку. Это кажется очевидным. Но почему тогда при воспитании детей мы так часто игнорируем факт того, что дети разные, в том числе и по росту, и по силе, и учим их универсальной модели поведения: «Не жалуйся. Умей за себя постоять. Дай сдачи».

Вы видели, как выглядит тот мальчик (обидчик), кому вы советуете дать сдачи? Инстинкт самосохранения подсказывает ребенку не давать сдачи. На уровне инстинктов у него тоже заложены разные модели реагирования. Идти за инстинктом или слушать родителей? Еще раз подойти к родителям со своей проблемой? Но он опять услышит: «Я же тебе уже сказал, дать ему как следует и больше не жаловаться».

Ребенок жаловаться перестает. Родитель убежден, что проблема решена. Но ребенок просто перестал жаловаться. Хотя по-прежнему не может дать сдачи. Терпит.

Ребенок пожаловался. Что дальше?

А бывает так, что эту мысль — нельзя жаловаться — ребенок усваивает не от родителей. Он слышит ее от сверстников или других взрослых. Имея это в виду, скажите своему ребенку, что вам он всегда может пожаловаться.

Это не значит, что ребенок вырастет безвольным и не умеющим постоять за себя. Это значит, что вы сохраните контакт с ребенком, будете в курсе того, что происходит в его жизни, сможете вовремя помочь, если не делом, то советом. Только помогать надо так, чтобы ваша помощь не оборачивалась для ребенка еще большей неприятностью.

Девочка-первоклашка. Одноклассник ее обижал. То пнет, то за косичку дернет, то портфель в грязь кинет. Учитель как-то сказала, что жаловаться нельзя. Девочка полгода терпела, потом не выдержала и пожаловалась родителям.

Папа пришел в ярость, что дочь так долго молчала. На следующий день как раз было родительское собрание. Папа вместе с дочкой пришел на родительское собрание, наорал на учительницу при всех родителях, заставил дочь перед всем классом подтвердить, что она терпела издевательства так долго, потому что учительница сказала: «Жаловаться нельзя».

Учитель в слезы: «Как вы можете! Почему вы так со мной обращаетесь?». Обиделась на других родителей, что за нее никто не вступился, никто не сделал замечания агрессивному родителю.

Девочка рыдала дома: «Я больше в школу не пойду, мне стыдно, я боюсь, что учительница будет теперь на меня злиться».

Мама в панике обращается за консультацией: «Неужели теперь придется переходить в другую школу?!».

Как разрешать конфликты в школе

Прежде всего, важно было выяснить у ребенка подробности. Без эмоций. Сильные эмоции родителя могут напугать ребенка, и он закроется. Проявите эмпатию, выразите ребенку свое сочувствие, но не показывайте своих эмоций.

Потом так же спокойно, без свидетелей, выясните подробности у учителя. Если бы папа, вместо того чтобы устраивать скандал на родительском собрании, выяснил подробности, он бы узнал, что учитель говорила «жаловаться нехорошо» другому мальчику, который достал ее своим ябедничеством: «А он мою парту двигает. А он мою резинку взял», — подразумевая, что ребята вполне способны сами разобраться.

Она не подумала, что ее слова, случайно услышав, так буквально воспримет другой ребенок и перестанет жаловаться вообще кому-либо. В случае с девочкой она не знала, что происходило, так как все эти задирания были вне школы, а девочка ей, как и родителям, ничего не говорила. То есть учителю действительно было непонятно, почему у папы такая агрессивная реакция.

Папе, конечно же, не стоило начинать разговор с учителем до выяснения всех подробностей. И уж тем более не стоило вытаскивать подробности у ребенка (уже на следующий день) при учителе и директоре. Это дополнительный стресс для ребенка. Особенно с непроработанной установкой «жаловаться нехорошо».

Ребенка обижают. Как действовать правильно?

Итак, в подобной ситуации родителям нужно было:

  1. Высказать одобрение ребенку за то, что он рассказал о случившемся. Укрепить новое убеждение: «Родителям всегда можно все рассказывать и тем более жаловаться. Это нормально. Взрослые люди тоже обращаются за помощью, если не могут справиться сами».
  2. Научить ребенка, как действовать в таких ситуациях. Дать некий речевой алгоритм, что говорить обидчику. Например, предупредить его, что последствия будут неизбежно: «Еще раз, и я скажу своей маме! Она позвонит твоей!». (Обидчик ведь был убежден, что на него не будут жаловаться, а значит, никакого наказания не последует.)
  3. Сообщить учителю факт, о котором вам стало известно. Можно сказать о своих чувствах по отношению к ситуации (к ситуации, а не к учителю!). Без обвинений. Попросить взять ситуацию под свой контроль. Общий посыл такой: «Я хочу, чтобы мы были союзниками в решении этого вопроса». Спросить: «Как мы можем предупредить подобные инциденты?».
Читайте так же:  Квалификация в образовании это например

Не надо диктовать учителю, что она должна делать, но важно выслушать ее. Скорее всего, учительница сама скажет: «Я поговорю с мальчиком. Я поговорю со всем классом. Я поговорю с родителями этого мальчика».

  1. Далее надо держать руку на пульсе. Ситуация должна измениться. Если ситуация не изменится, тогда уже следующий шаг — разговор с администрацией. Но опять-таки на конструктиве, без крика. Сообщаем факты, без эмоциональной окраски: «Мы предприняли это и вот это. К сожалению, ситуация не изменилась. Что вы можете нам посоветовать с высоты вашего опыта? Как нам поступить?».

Давать волю эмоциям и идти на открытый конфликт можно, если вы точно решили забрать ребенка из этой школы. Даже если вы недовольны работой педагога, даже если вы считаете, что он допускает явные педагогические ошибки, все же лучше избегать прямых указаний на то, что, по вашему мнению, должен или не должен делать учитель. Это воспринимается как нападение. (Если, конечно, ваша цель не ссора, а удовлетворение потребности.)

Как разговаривать с учителем: алгоритм для родителей

Вести диалог можно по такому алгоритму:

  1. Оцените ситуацию из нейтральной позиции. Сухо, без эмоций изложите суть проблемы, как ее видите вы. Выскажите свою гипотезу относительно возможной причины проблемы.
  2. Расскажите о своей потребности. Предложите варианты удовлетворения потребности. Спросите, что учитель может предложить.
  3. Далее переходите к договору. Проговорите, что со своей стороны будете делать вы, родители, а что — учитель.

Сравните две стратегии ведения разговора:

  1. Обвинения и указания: «У всех, кроме двух человек, в классе двойка за контрольную! Да вы, получается, детей вообще ничему не научили! Испортили класс! К вам такой сильный класс пришел из начальной школы! Объясняйте материал лучше!».
  2. Поиск причин и сотрудничество: «Вам не кажется странным такое резкое падение успеваемости? Как вы думаете, в чем причина? Они ведь не могли настолько испортиться за одну четверть. Может быть, вы нам что-то посоветуете? Можем мы чем-то помочь со своей стороны? Очень хочется, чтобы успеваемость была на прежнем уровне».
  1. «Предыдущий учитель всегда записывала домашнее задание в электронный журнал! Сейчас же, как ни зайдешь, нет задания! Это ваша обязанность — заполнять журнал!»
  2. «Знаете, мы уже привыкли, и дети привыкли, что задание всегда можно посмотреть в электронном журнале. Очень сейчас не хватает такой возможности. Что-то можно сделать, чтобы задание там регулярно появлялось?»

Если вы обратили внимание, во втором варианте фигурируют вопросы. Вопросы создают пространство диалога. Мы общаемся, мы сотрудничаем, мы проясняем ситуацию, мы вместе ищем решение. Конечно, не все вопросы обладают таким эффектом. Бывают вопросы, которые только усугубляют конфликт, приводят в тупик. Почувствуйте разницу.

Вопросы, которые выводят к решению:

  • «Интересно, почему вдруг так много двоек за эту контрольную?»
  • «Как мы можем сейчас исправить ситуацию?»
  • «Может быть, существует какое-нибудь упражнение для отработки этого навыка?»
  • «А можно еще пару примеров для прояснения?»
  • «Какой учебник вы можете порекомендовать?»

Вопросы, которые заводят в тупик:

  • «А вам не кажется, что здесь ваша вина?»
  • «И вы считаете, что вы умеете работать с детьми?»

Вопросы, которые заводят в тупик, не подразумевают поиска решения. Они подразумевают поиск виноватого. Виноватый старается защитить себя (инстинкт самосохранения), и в этот момент о другом человеке и его потребностях он думать не может. От виноватого обычно мало пользы.

Ребенка избивают в школе, куда обращаться?

Содержание статьи

Защитить ребенка от побоев в школе стремится каждый родитель. Как это сделать, не навредив подростку, подскажут опытные юристы нашей компании.

Детская психика непредсказуема, а простые конфликты между сверстниками могут перерасти в драку, травлю самого тихого ученика и агрессию со стороны толпы. Кроме детей, агрессором может выступать педагог, что превращает занятия в школе в настоящий ад для ребенка.

В подобных ситуациях защита со стороны родителей должна обеспечить комфорт и спокойствие для несовершеннолетнего подростка. Ребенок становится замкнутым или вспыльчивым, а также может принять решение покончить жизнь самоубийством.

Что делать, если вашего сына или дочь периодически избивают и унижают? Куда обращаться, кому жаловаться и что следует предпринять в первую очередь? Остановить беспредел в школе и любом учебном заведении можно, если вовремя принять меры по безопасности своего ребенка, обратившись за помощью к опытным юристам нашей компании.

Кто несет ответственность за побои в школе?

Побивать ребенка за дело или бить без причины нельзя никому, в том числе в воспитательных целях. Любое насилие против личности и человека карается по закону РФ и подразумевает уголовное наказание в виде штрафа и лишения свободы. Пока ребенок находится дома, за него отвечают родители, а во время учебного процесса – педагогический состав школы.

Уголовная ответственность за битье ребенка наступает с 16 лет, а в особых случаях с 14 лет. Чаще всего возраст агрессора находится за рамками законодательства и всю ответственность за его действия несут опекуны, родители и администрация школы (если избиение происходит в учебном заведении).

Ребенка избивают одноклассники

Ребенок часто попадает под влияние более сильных сверстников и старших по возрасту. Не всегда несовершеннолетний подросток осознает последствия собственных действий, жестокость и страдания истязаемого человека. Начиная с 14/16 летнего возраста, школьник несет ответственность за свои поступки, а в самых сложных ситуациях может оказаться на скамье подсудимых.

Невозможно точно указать причину, по которой ребенок подвергается нападкам со стороны одноклассников, так же как и нет однозначного ответа, почему проявляют агрессию другие участники конфликта. Дети чаще руководствуются не сознанием, а инстинктом и эмоциями. Причиной такого поведения может быть что угодно – от желания повысить статус среди сверстников до вспыльчивости характера и физиологических особенностей (высокий рост, близорукость, скромность и прочее). Важно своевременно проявить понимание к проблеме со стороны родителей и постараться решить ее в рамках закона.

Если ребенка ударили в школе один раз, то это может быть конфликт между товарищами. В случае периодических побоев, лучше сразу обратиться к педагогам, классному руководителю, директору, а также в правоохранительные органы и к опытным адвокатам.

Если поступила жалоба на вашего ребенка о том, что он избивает других детей, то следует помнить: есть преступление – будет наказание, которое предусматривает реальное лишение свободы.

Если ребенка бьет учитель

Рукоприкладство учителей имеет место в российской практике. Если педагог ударил вашего сына или дочь, следует зафиксировать побои при их наличии. Даже при отсутствии видимых повреждений можно подать заявление в суд. За такие действия педагога предусмотрено несколько наказаний:

  • условный срок до 2-х лет;
  • обязательные, исправительные работы – 360 часов и до 1 года соответственно;
  • принудительные работы до 2-х лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2-х лет.
Читайте так же:  Какие банки дают кредит без регистрации

Обратите внимание!

Регулярное издевательство над ребенком может расцениваться как истязание по ст. 117 УК РФ, за которое предусмотрено более строгое наказание.

Что делать и куда обращаться, если ребенка обижают в школе

Не всегда проблемы в школе являются глобальными. В некоторых ситуациях, дело можно решить мирным путем, без привлечения полиции и судебных инстанций. Куда обращаться родителю, ребенка которого избивают, зависит от ситуации и зачинщика конфликта:

  • если инициатором драки и периодического избиения был одноклассник или ученик старших классов, можно провести профилактическую беседу, обратиться с вопросом к учителю, школьному психологу и директору учреждения;
  • если мирные переговоры не возымели эффект, остается написать ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних, что предполагает беседу с семьей виновника в правоохранительных органах и постановка ребенка на учет;
  • в ситуации причинения серьезных телесных повреждений, необходимо подать заявление в полицию, что может закончиться судебными разбирательствами.

Обратите внимание!

Подать иск на возмещение морального и материального вреда можно на родителей ребенка-агрессора, независимо от его возраста.

Если виновником рукоприкладства и психологического подавления ребенка выступает педагог, то ситуация разрешается одним из способов:

  • при незначительных травмах можно обойтись устной беседой с учителем и директором школы;
  • при серьезных физических повреждениях остается юридическая защита несовершеннолетнего ученика и обращение в органы правопорядка.

Кроме уголовного преследования, родители могут пойти на применение при соблюдении некоторых условий – увольнение учителя, компенсация морального вреда и т.д. Более детально получить ответ по любой возникшей ситуации можно у юристов нашей компании, так как каждый случай индивидуален и требует правомерного рассмотрения с учетом обстоятельств случившегося.

Куда подавать заявление об избиении ребенка в школе

В зависимости от количества инцидентов и их сложности, побои могут квалифицироваться по следующим статьям:

  • ст. 116 УК РФ – побои;
  • статьи 11-115 УК РФ – нанесение вреда здоровью разной степени тяжести;
  • ст. 117 УК РФ – истязание.

Подать заявление можно в полицию в случае, если ФИО и данные обидчика неизвестны. Сотрудники правоохранительных органов в течение 1 месяца проводят мероприятия, направленные на установление личности и розыск виновника, а также подготовку материалов дела в суд.

Если все сведения об агрессоре известны, то можно передать иск сразу в мировой суд. Заявление должно включать следующие пункты:

  • наименование, адрес суда по месту жительства пострадавшей стороны;
  • данные потерпевшего и виновника;
  • место, время и обстоятельства случившегося с подробным изложением ситуации;
  • просьба принять материалы к производству;
  • список и данные свидетелей;
  • список документов (копии прилагаются);
  • дата, подпись заявителя.

Дело по факту истязания может быть возбуждено не только на основании заявления от родителей ребенка или самого пострадавшего, но также при выявлении признаков преступления полицией (рапорт).

Перед подачей иска в суд или полицию, лучше зафиксировать побои в медучреждении, а также проконсультироваться у опытного юриста.

Что делать, если ребенка избивают в школе его одноклассники? Юристы советуют внимательно относиться к своим детям, контролировать их круг общения, досуг и учебный процесс. Знакомство с педагогами и доверительные беседы с ребенком помогут не допустить конфликтов среди сверстников и возможных избиений.

Если ситуация вышла из-под контроля, сын/дочь попал в плохую компанию, нет взаимопонимания с одноклассниками и учителями, то следует защитить своего ребенка всеми возможными правомерными способами. Это может быть мирная беседа с виновниками и их родителями, обращение к руководящему составу школы или судебное разбирательство.

Главное – не вступать в конфликт с агрессорами и не нарушать закон, пытаясь обезопасить своего малыша. Помощь компетентных адвокатов позволит выбрать правильную линию защиты и правовую поддержку на всех стадиях разбирательства.

Обижают ребенка в садике и школе — что делать + куда обращаться

Многие граждане знают не понаслышке когда обижают в школе и садике как это неприятно когда, вы становитесь в раннем возрасте предметом насмешек и укоров. Все понимают, что это очень плохо, когда ребенок стал предметом насмешек со стороны сверстников в школе в садике. Когда у ребенка отобрали, какую то вещь или ударили, и посмеялись над ним. Ребенку не важен размер причиненной обиды, он все равно переживает по этим поводам и порой это становится психологической травмой на всю жизнь. И многие считают, что взволнованные родители поднимают слишком много шума из-за пустякового происшествия с ребенком или обиды ребенка сверстником или взрослым, но для ребенка это оказывается не пустяк и может оказаться проблемой всей его жизни. Так как травмы, полученные в раннем возрасте, преследуют ребенка всю его жизнь.

Как можно понять обижают ли ребенка в садике или школе

Как показала практика, не всегда стоит ждать того, что ребенок сам придет и вам скажет, что его избивают в школе. Что его обижают в школе. Что над ним насмехаются ученики или учителя, так же ребенок не всегда скажет, что его обижают в садике. И чем старше становится ребенок, тем меньше становится вероятности, что ребенок сам придет и скажет об обидах в школе или садике. Но вам нужно просто понаблюдать за ребенком и его поведением. Прежде всего, родителей должно настораживать изменения в поведении ребенка, замкнутость, задумчивость и т.д. Так же родителям стоит прислушиваться к словам ребенка, когда он не желает идти в школу или сад, так как это реакция на опасение, что делается в школе или садике. Нужно так же делать осмотр тела ребенка на предмет наличия синяков, ссадин, царапин и т.д.

Реакция ребенка на насмешки бывает разная, его могут в школе оскорблять и насмехаться по разному, давать разные прозвища. Иногда дети боятся ходить в туалет или ванную комнату, связано это с тем, что в школе или садике, это лучшее место для насмешек и издевательств, но так, же может происходить наоборот, ребенок постоянно прячется в туалете или ванной, так как это укромное место, где можно скрыться от сверстников в школе или садике.

Ребенок жалуется, что его обижают в садике или школе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вам ребенок жалуется на то, что его обижают в школе или садике, ни в коем случае не стоит его перебивать, а дайте ребенку высказаться по сложившейся проблеме и высказаться о наболевшем. Нельзя принижать ребенка и говорить, что может ты, сам виноват, или сам захотел или сам сделал, что бы тебя обидели, так как не все дети к этому готовы. Ребенку не важно, почему и за, что его обижают или унижают, ему важен сам результат и само действие. Внимательно нужно выслушать ребенка, что бы понять, почему происходят обиды и унижения с ребенком. Не нужно не обдуманно сразу решать сложившеюся проблему. Нужно просто поговорить с ребенком и расспросить, что на самом деле произошло. Не в коем, случае не стоит сразу принижать и осуждать тех, кто обидел ребенка, так как ребенок не всегда говорит правду и рассказывает ситуацию, как он видит и хочет это видеть. Ребенку, прежде всего, нужно, что бы вы его выслушали и постарались понять.

Читайте так же:  Как правильно оформить отпуск работнику

Ребенка обижают в школе что делать и школа

Прежде всего, не стоит торопиться с выводами о том, почему обижают ребенка в садике или школе. Но забывать о том, что ребенок человек и самостоятельная личность не стоит, его просто нужно учить, а кто как не идеальный пример как родители. Ребенка нужно, прежде всего, научить постоять за себя, что бы ребенок мог в сложившейся ситуации остаться цел и при достоинстве. Научить защищаться, что бы ребенок был физически готов к обидам со стороны сверстников. Научить, что девочек обижать нельзя, это нужно доходчиво объяснять сыну. А в ситуации когда нападают девочки, нужно прежде всего учить ребенка, что бы умел выходить из ситуации без вмешательства физической силы а путем переговоров и слов. Если ребенка обижают в детском саду, то родители здесь не смогут контролировать ситуацию как с более взрослым школьником. Основное воздействие должен применять воспитатель детского сада. А родителям нужно вести работу непосредственно с воспитателями.

Обижает учитель или воспитатель

Большинство людей считают, что обидеть ребенка воспитателем или учителем это унизительно и не достойно профессии воспитателя или учителя. Но в последнее время участились случаи, когда учеников обижают в школе учителя, а воспитатели обижают детей в садике. Прежде всего, должна вестись работа между учителями, воспитателями и родителями. В случае обнаружения случаев, когда учитель или воспитатель обижает ребенка в садике или школе. Можно написать заявление в Министерство образования РФ или прокуратуру. Что бы государственные органы принимали решение и применяли меры к учителю или воспитателю. Так же можно обратиться в суд по защите чести и достоинства, а так же по взысканию морального вреда и не дай бог вреда здоровью.

Помощь когда обидели ребенка

Юристами и адвокатами Российского Юридического Портала ежедневно производится огромная работа, со случаями, когда ребенка обижают, унижают, оскорбляют, в детском саду или в школе.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Бесплатная горячая юридическая линия.

Обижают в школе: как помочь ребенку, правильные действия

Издевательства в школе — драматичное и неприятное осложнение школьной жизни, оставляющее душевные шрамы. Как узнать, что ребенка обижают в школе и что делать в этом случае?

Запугивания и насмешничество в образовательном учреждении, это разновидность моббинга, который практикуется среди сотрудников на работе. Преследуемый недоброжелателями ребенок, слышит в свой адрес унизительные прозвища, терпит публичные высмеивания, порчу имущества и физические нападки. Также это могут быть текстовые сообщения с угрозами на мобильном телефоне или электронной почте (киберзапугивание, подробнее здесь). Сексуальное домогательство наиболее распространено среди подростков, это относится и к комментариям о фигуре, вульгарным шуткам, попыткам снять часть одежды. Как правило, подростки воспринимают подобное, как очередную шутку или уходят в себя, страдая от комплексов неполноценности. Родители узнают об этом слишком поздно — когда ребенок вырос или подвергается серьезному нападению, которое невозможно скрыть.

Ребенка обижают в школе — признаки

Обычно, юные преступники выбирают жертву среди воспитанных, скромных и впечатлительных детей, так как у них не хватает мужества дать отпор. Цель унижений — почувствовать удовлетворение, получить власть над другим человеком, повысить репутацию в круге общения. Жертва в свою очередь, редко обращается за помощью, ребенку стыдно говорить, что он не может решить проблему самостоятельно или она кажется ему, слишком личной. Как же понять, обижают в школе или нет?

Типичными признаками являются:

  • нежелание посещать школу — прогулы уроков, имитация болезни
  • отсутствие друзей — избегает встреч со сверстниками, не приглашают на праздники, нет друзей среди одноклассников
  • снижение успеваемости — плохие оценки, отсутствие мотивации
  • изменение поведения — ребенок становится раздражительным или впадает в депрессию
  • бессонница, плохой аппетит
  • суицидальные мысли — интерес к самоубийцам, чтение книг или статей на эту тему, попытки
  • заниженная самооценка
  • необъяснимая потеря вещей — часто «теряются» или портятся личные вещи от канцелярии до одежды и денег на обед.

Если замечено перечисленное, прежде всего, необходимо уведомить руководство образовательного учреждения, после чего, обратить внимание на ребенка.

Как помочь ребенку, если его обижают

Начните с разговора. Обвинять в слабости и неспособности общаться, высмеивать, преуменьшать ситуацию — большая ошибка. В следующий раз, ребенок не отреагирует на просьбу рассказать о сложившихся обстоятельствах. Внимательно слушайте — полученная информация поможет определить, насколько серьезно положение и предпринять соответствующие меры. Возможно, в начале беседы ребенок будет замкнутым или раздражительным, скорее всего, обидчик запугал строгим запретом на сообщение об издевательствах. Обеспечьте чувство безопасности, объясните, что помощь требуется всем, кто так или иначе, участвует в конфликте. Не обвиняйте притеснителя или себя, подумайте над тем, как это исправить.

Ни один ребенок не виноват в том, что он стал жертвой издевательств.

Каждый человек имеет право быть чувствительным и слабым.

Никто не имеет права вредить человеку, применять действия унижающие личность.

Научите противодействовать агрессии в школе. Разработайте план ответов обидчику, которые остановили бы его или дали понять, что жертва способна постоять за себя. Практикуйте сложную обстановку в виде игры, проинформируйте ребенка, в каких ситуациях он должен немедленно обращаться к взрослым. Если это вербальные послания — злое выражение лица, неприличные жесты, лучше показать безразличие. Так, агрессор поймет, что послания не производят желаемого эффекта, и он потеряет интерес. Словесные угрозы, шантаж и унижения, можно также игнорировать, но если они не прекращаются или дополняются физическими действиями, без реагирования не обойтись.

Избиение, толкания, плевки, грабеж, уничтожение или повреждение имущества — требуют строжайшего наказания. Физическая агрессия усугубляется неспособностью ответить на провокацию, плач или внезапный побег стимулирует атакующего унижать ради забавы. Здесь не спасут оговорки вроде «тебе, что делать нечего» или «отстань от меня», поэтому требуется немедленное вмешательство взрослого. Однако, не рекомендуются такой способ, как жалоба родителям обидчика, в первую очередь, о проблеме должны узнать сотрудники образования и школьный психолог. Предоставьте борьбу с юным «преступником» школе, не забывайте о том, что агрессивное поведение, результат многих факторов — неврологические отклонения, неблагополучная или неполная семья, недостаток внимания и пр. Помощь в данном случае требуется и вашему малышу и юному «негодяю». Вы не должны использовать насилие против агрессора (иногда отчаянные родители действуют таким образом), также не стоит агрессивно относиться к школьным работникам.

Читайте так же:  Оценка недвижимости бюро инвентаризации

Что предпринять, если ребенка обижают в школе:

  • вести учет всех насильственных ситуаций, о которых рассказывает пострадавший
  • сообщить полиции, если малыш избит или ограблен
  • встретиться с классным руководителем, рассказать о ситуации и спросить, какие действия будут предприняты. Заявить о готовности к сотрудничеству
  • запомнить договоренность с учителем и его решение
  • связаться с преподавателем несколько раз, если издевательства в школе продолжаются
  • когда меры педагога не дают результатов, назначить встречу с директором, описать обстоятельство и предпринятые меры
  • если агрессия ухудшается (способы директора и педагога не эффективны), обратиться в орган осуществляющий надзор за образовательными учреждениями с просьбой расследовать дело ребенка и оценить деятельность школы в решении проблем насилия
  • уведомить регионального уполномоченного по правам детей, если все перечисленное выше, не решило конфликт.

Кроме того, найдите хорошего психолога, который восстановит ребенку самооценку и научит правильно общаться с недоброжелателями. Проверьте, есть ли другие родители с подобной проблемой, объединитесь ради ее решения общими усилиями. Вариант перевода в другую школу не самый лучший, неприятные люди встречаются и в востребованных частных заведениях, в крайнем случае, рассмотрите перевод в другой класс.

Ликвидируйте насмешки не только составленным планом диалогов для всех инцидентов. Если над учеником смеются, что он плохо одевается — приобретите новую одежду или позвольте выбирать то, что диктует мода (для социального мира молодежи, это очень важно). Плохо учится? Уделите внимание знаниям, займитесь с ребенком самостоятельно, найдите пояснения в интернете или наймите репетитора. Дразнят из-за очков? Подберите с модной оправой или формой. Спросите ребенка, что изменило бы отношение одноклассников, например, занятия спортом. Ищите выход вместе, станьте надежным другом, это наилучший способ содействовать в разрешении любых конфликтов.

Что делать, если ребёнка обижают в школе?

Ребёнок возвращается из школы в слезах или подавленный? Мало с кем общается в классе? С неохотой идёт в учебное заведение? Возможная причина – травля, буллинг в школе. Если у вас появилось подозрение в том, что сына или дочь обижают, не отмахивайтесь от него. Нужно разобраться в ситуации и предпринять правильные действия.

Шаг 1. Разведка

Узнайте, действительно ли имеет место травля в школе. Здесь потребуется действовать максимально деликатно и осторожно. Что можно делать:

Завести с ребёнком отвлечённый разговор

Начать стоит с вопроса об его успехах, новостях. Если почувствовали, что этот разговор неприятен, наткнулись на замкнутость или агрессивность, скажите, что хотите больше узнать о жизни сына или дочери, расскажите историю из собственной юности или отметьте, что волнуетесь, не зная, что происходит в его жизни.

Использовать обходные пути

Например, «невзначай» оставьте на мониторе компьютера информацию об анонимной психологической помощи подросткам. Или начните при ребёнке обсуждение ситуации «с сыном одной знакомой», который подвергся травле. Ответное поведение детей на эти действия позволит сделать заключение о том, верно ли ваше подозрение.

Стоит начать с разговора с учителями, которые часто бывают свидетелями подобных ситуаций. Если есть друзья ребёнка, с которыми вы хорошо знакомы (они бывают у вас дома, знакомы с раннего детства и т.д.), можно обратиться к ним. Однако, делать это нужно очень осторожно: отметить, что заметили изменения в поведении; спросить, не знает ли друг/подруга, с чем это связано; сказать о своем волнении и подозрениях в том, что не всё благополучно.

Воздержитесь от давления и от угроз в адрес кого-либо. Подобные агрессивные действия только обострят ситуацию.

Шаг 2. Выявление причины

Далее нужно выяснить, почему ребёнка обижают в школе. Ответ на этот вопрос должен сложиться после всестороннего анализа ситуации. Важно узнать мнение дочери/сына, учителя, друзей, самостоятельно понаблюдать, как ребёнок общается со сверстниками. Возможные причины:

Сверстники считают, что он/она в чём-то хуже остальных. Например, более «дёшево» одевается, имеет телефон старой модели, не умеет делать то, что хорошо получается у большинства, отличается национальностью.

Ребёнок ведёт себя вызывающе, провоцируя соответствующую реакцию окружения. Иногда дети сами вызывают шквал негатива, отказываясь общаться со сверстниками, оскорбляя других или позиционируя себя лучше остальных. В этом случае важно помнить, что изначальной причиной может быть неуверенность в себе, неумение расположить к себе людей, жажда внимания.

Замкнутость и робость. Такому ребёнку сложно заводить друзей, а даже самая незначительная вещь может приводить к «уходу в себя» и к слезам. Подобное поведение нередко становится для задир поводом посмеяться и позлословить.

Однако, в чём бы конкретно не заключалась причина того, почему ребёнка обижают в классе, в конечном итоге это сводится к неумению постоять за себя, выстраивать конструктивные отношения с окружающими. То есть он не нашел своё место в коллективе, стал «изгоем». Подробнее о ролях и различных качествах личности читайте в статье «Лидер в классе — не ваш ребёнок. Хорошо это или плохо?». И именно эту проблему предстоит рано или поздно решить.

Шаг 3. Решение

Если буллинг принял серьезный оборот, есть физическая угроза, то понадобятся немедленные действия. Если обижает одноклассник, стоит поговорить с его родителями и с ним самим. Но ни в коем случае не нужно угрожать и применять силу.

Когда разговоры и попытки прекратить травлю миром не работают, исчерпаны все способы воздействия, стоит подумать про обращение в правоохранительные органы или смену учебного заведения. О том, как лучше это сделать, подробно рассказывает статья «Перевод ребёнка в другую школу: как организовать?».

Если подобные радикальные действия не требуются, стоит подойти к решению проблемы изнутри. Другими словами, ребёнку предстоит научиться грамотно ставить себя и давать отпор обидчикам. С чего можно начать:

  • с проигрывания действий в определённых ситуациях дома;
  • с борьбы с робостью, замкнутостью и застенчивостью. В этом могут помочь упражнения для развития навыков публичных выступлений в этой статье.
  • с обучения ребёнка минимальным приёмам самообороны для формирования уверенности в себе.

Также стоит задуматься о прохождении курсов по искусству общения, которые научат ребёнка выстраивать конструктивные отношения и помогут занять комфортное место в коллективе. А наши преподаватели с радостью в этом помогут!

Автор статьи: Ксения Михеева — психолог, преподаватель Юниум по биологии.

5 фраз, которые помогут, если ребёнка травят в школе

5 фраз, которые помогут, если ребёнка травят в школе

Как быть, если ребёнка обижают в школе? В прошлый раз мы разбирались, от каких фраз в этой ситуации родителям лучше отказаться. Теперь директор Фонда развития Интернета и профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Галина Солдатова в рамках антибуллинговой кампании Cartoon Network рассказывает, какие слова могут помочь ребёнку справиться с психологическим дискомфортом.

Читайте так же:  Оплата дней командировки в выходные дни

Первоочередная задача — успокоить ребёнка и обеспечить ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Как бы ни хотелось при этом вскочить и побежать требовать обидчика к ответу и обвинять учителей. Последнее, в чём сейчас нуждается ребёнок, это раздражённый и взбудораженный родитель, который не может контролировать своё состояние. Дайте понять ему, что вы цените его откровенность. Для многих детей поделиться такой проблемой со взрослым — очень и очень непросто. Страх прослыть ябедой или усугубить ситуацию, неуверенность в себе, нежелание разочаровывать и расстраивать маму или папу, стыд — всё это часто мешает открыться.

Важно показать, что вы услышали ребёнка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет

Такие, казалось бы, простые слова зачастую оказывают куда более действенный и положительный эффект, чем распространённые «не обращай внимания», «будь умнее и просто пройди мимо», «дай сдачи». Они воспринимаются ребёнком как совет разбираться во всём самому, не отвлекать родителя всякими глупостями и не ждать, что ему кто-то поможет. Разумеется, нужно здраво оценивать масштабы катастрофы. Если речь идёт о 16-летнем подростке, повздорившем с одноклассником, то здесь уже нужна другая стратегия, позволяющая ему справиться с конфликтом самостоятельно. Но в младшей и средней школе детям совершенно необходима поддержка родителей. Но именно поддержка, а не чрезвычайная опека и ограждение от любых потенциальных трудностей.

Бывает так, что родители пытаются найти причину буллинга в самом ребёнке: «Подумай, чем ты мог обидеть ребят?», «А кого-то еще обижают или только тебя?», «Ну ты ведь и сам знаешь, что ты рыжий/тощий/толстый/носишь очки». Об этом не может быть и речи. Ребёнок ни в чем не виноват.

Никто не может быть виноват в том, что его унижают, оскорбляют, бьют или игнорируют

Буллинг — проблема не одного и не двух учеников, а всего коллектива, включая учителей. И оправдывать буллинг какими-то особенностями ребёнка нельзя. Задача родителя донести эту мысль максимально доступно и понятно.

Может быть, ребёнок действительно сделал или сказал что-то такое, что могло обидеть или задеть другого. Но в этом случае адекватной реакцией станет разовое выяснение отношений между детьми, после которого все пойдёт своим чередом. Именно поэтому следует помнить о настоящих маркерах буллинга (намеренность, повторяемость, неравенство сил) и отличать его от мимолётной ссоры. В одном инциденте ребёнок может быть виноват. Никто не застрахован от ошибок, запальчивых слов и необдуманных поступков, но стоит напомнить ему, что вы подобное поведение не приемлете. Но в буллинге — совершенно точно его вины нет никакой. Ребёнку и так тяжело сейчас, чтобы сваливать на него ещё и комплекс неполноценности.

Такие фразы служат достижению сразу нескольких целей. Во-первых, вовлекая ребёнка в обсуждение решения проблемы, можно помочь ему вернуть часть утраченного контроля. Сейчас это не повредит общему психоэмоциональному фону. Во-вторых, вы постепенно учите его принимать решения и нести за них ответственность. В-третьих, такой подход позволяет продемонстрировать ребёнку, что вы относитесь к нему как к взрослому и прислушиваетесь к нему — это тоже важно для самооценки. В-четвёртых, иногда, помимо мнения со стороны, нужен и взгляд изнутри.

Постарайтесь как можно больше узнать о происходящем, задавайте наводящие вопросы, но не превращайте спокойную беседу в допрос

Кто участвует в буллинге, в чём он выражается, что говорит учитель, как реагируют одноклассники. Иногда в процессе такого обсуждения могут открыться неожиданные или неочевидные детали, на которые ребёнок в силу возраста не обращает внимания. Родителю их заметить проще. Ну и наконец, участвуя в разработке плана, ребёнок всегда в курсе событий, напрямую касающихся его. Это заметно снижает уровень тревожности хотя бы по одному пункту: не нужно переживать, что мама нагрянет в школу без предупреждения или папа надумает разобраться с обидчиками по-мужски и сделает только хуже.

Проведя первый фронт работ с ребёнком и определившись с начальным планом, стоит поговорить с учителем, классным руководителем или куратором. Постарайтесь сохранять спокойствие и объективность, предоставляйте все имеющиеся у вас факты (диктофонные записи, слова свидетелей, распечатки звонков и сообщений, переписки в социальных сетях, если речь идёт о кибербуллинге) и доводы. И лучше не просить как-то повлиять на ситуацию, а именно поинтересоваться, какие конкретно шаги предпримет (а не собирается предпринять) педагог, чтобы остановить травлю. Что он может предложить, чтобы обеспечить ребёнку максимально возможный уровень безопасности на своих уроках и на переменах.

Если с учителем продуктивного диалога не вышло — значит, необходимо обратиться к директору или к кому-то из администрации. Не уходите из школы, пока не убедитесь, что вас действительно услышали, а не отделались дежурными заверениями, что подобного больше не повторится.

Не помешает поговорить и с родителями обидчика. Конечно, может быть и так, что агрессивный ребёнок терроризирует всю семью, и дома с ним никто не в силах сладить. Но это уже не ваша головная боль.

Вам надо донести до обидчика и его родителей простую мысль: если травля не прекратится, вы вынуждены будете поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании

А если к вам присоединятся другие мамы или папы, можно будет говорить о переводе агрессивного ребёнка в другую школу или, в тяжёлых случаях, об обращении в соответствующие инстанции с доказательствами.

Однако помимо слов не стоит забывать и о действиях: желательно объединить моральную поддержку и практическую помощь. Если ситуация критическая или вы видите, что ребёнок слишком глубоко переживает происходящее — переводите его в другую школу. Можно облечь это в какую-то позитивную форму — например, сказать, что в новой школе углублённая программа по его любимому предмету, сильные учителя или есть какие-то необычные кружки. Словом, придумать что-то, чтобы ребёнок не воспринимал этот перевод как бегство.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы думаете, что положение небезнадёжное, поддерживайте ребёнка на всех возможных уровнях. Предложите ему записаться в спортивную секцию или в кружок единоборств, где он сможет не только найти новых друзей, но и стать сильнее, выносливее, а значит — увереннее в себе. Познакомьтесь с его одноклассниками и приглашайте их почаще в гости, объединитесь с другими родителями и обменяйтесь телефонами с ними и с классным руководителем. Обеспечьте ребёнку комфортную и спокойную атмосферу дома, почаще хвалите за его успехи, проводите по возможности больше времени вместе.

Ребенка обижают в школе куда жаловаться
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here