Пример запрета в административном праве

Виды административно-правовых норм:

1. По содержанию и регулированию общественных отношений

общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего харак­тера (для всех сфер и отраслей);

особенные — нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.

2. По предмету регулирования:

материальные — нормы, которые юридически закрепляют обязанности, права и ответственность участников управленческих отноше­ний, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус;

процес­суальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) дея­тельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие от­ношения.

3. По предмету воздействия на субъекты административного права:

обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в них ука­зания м.б. выражены как обязательное предписание;

запрещающие — нормы, пре­дусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных услови­ях. Запреты могут носить общий или специальный характер. Примером запрета общего характера является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушения. Запрещение применения спец. средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних — пример специального за­прета;

уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) — нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

стимулирующие (поощри­тельные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников ре­гулируемых управленческих общественных отношений (напр., установление на­логовых льгот, льготное кредитование и т. д.);

рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негос. формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомст­венным объединениям.

4. По адресату регламентирующие:

организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управле­ния;

административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппа­рата;

вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений; административно-правовой статус общественных объединений;

отдельные стороны функ­ционирования различных коммерческих структур;

административно-правовой статус граж­данина.

5. В зависимости от предела действия:

а) соот­ветственно территориальному масштабу:

• территориальные нормы, дейст­вующие в границах государства, государственно-территориальных образований (напр., нормы КоАП — общегосударственные, а правила охоты, установленные местными органами, дей­ствуют в границах территории);

• межтерриториальные — нормы, действующие в границах нескольких государственно-территориальных (административно-территориальных) образова­ний (напр., акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действо­вать в указанных территориальных масштабах);

б) по действию во времени:

• срочные — нормы, для которых определен срок действия;

• бессрочные — нор­мы без указания срока действия, т. е. до официальной отмены компетентным ор­ганом;

• нормы, действие которых связано с распространени­ем устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (напр., порядок уплаты налогов стра­ховыми организациями);

• нормы, действие которых связано с распространени­ем устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительст­ва на военнослужащих).

6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы подразде­ляются на общефедеральные и устанавливаемые субъектами РФ.

Реализация норм административного права — процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, выраженной в нормах. Сущест­вуют 4-е формы реализации административно-правовых норм:

Исполнение — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Субъектами данного варианта реализации административно-правовых норм яв­ляются все участники управленческих отношений.

Применение выражается в издании полномочным органом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессу­альных норм. Данные акты издаются применительно к конкретным административным делам (напр., приказ о назначении на должность, регистрация юридического лица).

Соблюдение как самостоятельный способ реализации административно -правовых норм, связанный с реакцией участников управленческих отношений на запреты, явля­ется по сути конкретным выражением исполнения.

Использование как форма реализации административно-правовых норм выражается в доб­ровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые свя­заны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от соблюдения и исполнения при использовании субъект сам решает, воспользо­ваться предоставленным административно-правовой нормой правом или нет.

3. Административно-правовые отношения

Административно-правовые отношения — общественные отношения, регулируемые норма­ми административного права, складывающиеся в сфере государственного управления.

Особенности административно-правовых отношений:

1) в качестве одной из сторон этих отношений всегда выступает соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

2) одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении других, так как наделена соответствующи­ми государственно- властными полномочиями;

3) многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

4) административно-правовые отношения могут возникать по ини­циативе любой из сторон, но согласие (желание) 2-й стороны не является обязательным;

5) споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке — путем непо­средственно юридического властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

6) в случае нарушения одной из сторон норма­тивных требований она несет ответственность перед государством в лице его ор­ганов.

Элементы административно-правовых отношений: субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и юридические факты.

Субъект административно-правовых отношений — тот, кто наделен государственно-властными пол­номочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обя­занности по осуществлению управленческих функций.

Читайте так же:  Куда выбрасывать просроченные лекарства

Субъекты административно-правовых отношений:

1) государственные органы и их структурные подразделения;

2) пре­дприятия, учреждения, организации;

3) общественные (негосударственные) объединения;

4) служащие государственных органов и организаций, общественных объединений;

5) пред­ставители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанно­стями;

7) иностранные граждане и лица без гражданства.

Объект административно-правовых отношений — отношения, возникающие в процессе осу­ществления исполнительной власти. Непосредственный объект — поведение субъектов.

Юридические факты — жизненные обстоятельства, с которыми связываются возникно­вение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Юридические факты бы­вают, в виде действия, а в некоторых случаях — события. Действия — результат ак­тивного волеизъявления субъекта. Различают действия правомерные (соответст­вующие требованиям административно-правовых норм) и неправомерные (не соответствую­щие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их). События — явления, не­зависимые от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т. п.).

Методы административного права

Как уже подчеркивалось, нередко отрасли действующего российского права совпадают в своих основных проявлениях, т.е. по предмету правового регулирования. Например, это наглядно видно на примере имущественных, финансовых отношений, а также отношений в области использования и охраны природной среды, предпринимательской деятельности и т.п. В подобных случаях определяющую роль начинает играть еще одно юридическое явление, именуемое методом правового регулирования.

Что понимается под методом в названном смысле? Определенная совокупность правовых средств или способов осуществления регулирующего воздействия права на общественные отношения. В принципе эти средства являются общими для всех правовых отраслей, ибо право во всех своих вариантах (отраслях) проявляет себя единообразно. Это означает, что не может быть особых, например, гражданско-правовых, финансово-правовых, уголовно-правовых или административно-правовых методов.

В чем же тогда суть методов правового регулирования и как они способствуют в совокупности с предметом правовой отрасли более точному выявлению юридического лица данной отрасли? Есть основания для определенных выводов обобщающего характера, в основе которых – качества, заложенные в самой природе права. Последнее очень важно, так как метод может выступать в роли критерия, для разграничения правовых отраслей.

Фактически право использует следующие юридические возможности регулирующего воздействия на общественные отношения: предписание, запрет, дозволение.

Предписание – это возложение соответствующей нормой права прямой юридической обязанности совершить то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой. Следовательно, норма указывает, что нужно поступить в соответствующих условиях именно так, а не иначе. Например, установлено, что общественные объединения для получения статуса юридического лица (в гражданско-правовом смысле) должны пройти государственную регистрацию в полномочных органах исполнительной власти; граждане, достигшие 14-летнего возраста, должны получить паспорт и т.п.

Запрет – это фактически также предписание, но иного юридического содержания. Его смысл состоит в том, что норма права возлагает на своих адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой. Например, сотрудникам милиции запрещено использование оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, например, для освобождения заложников и т.п.

Дозволение – это юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Конечно, каждая правовая отрасль использует названные методы с учетом особенностей своего предмета регулирования, т.е. общественных отношений. Различия же между отраслями права можно провести по степени (удельному весу) практического использования того или иного метода. Так, для уголовного права наиболее характерны запреты, для гражданского права – дозволения и т.п. Однако дозволения можно обнаружить и в содержании уголовно-правовых норм, в то время как запреты и предписания могут содержаться в нормах гражданского права. Например, ГК РФ не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу. В то же время он устанавливает, что нарушение права граждан заниматься предпринимательской деятельностью влечет недействительность правового акта, устанавливающего те или иные ограничения. В данном случае налицо прямое юридическое предписание.

дозволение это

Автор Fwie43 задал вопрос в разделе Административное право

привидите пожалуйста примеры предписания,дозволения и запрета в админ. праве и получил лучший ответ

Ответ от Андрей Семьянов[гуру]
Предписание — закрепление (возложение, установление) прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой. Крайней формой данного метода является принуждение, характеризующееся использованием возможностей государственного механизма для силового обеспечения выполнения требований, предписываемых правовыми нормами. Пример: Предписание на устранение нарушений пожарной безопасности.
Дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Пример: Обжалования действия или бездействия должностного лица.
Запрет — определение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия. При этом запрет может быть сформулирован как предельно императивно («запрещается», «не допускается» и т. п.) , так и в относительно мягких формах, тем не менее не меняющих сути запрета («рекомендуется воздерживаться» и т. п.) . Пример: Запрет на пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ) .

Метод административного права

Любая отрасль права, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия на общественные отношения, на поведение субъектов отношений. Эти способы правового воздействия на поведение субъектов права лежат в основе метода правового регулирования определенной группы общественных отношений. Поэтому в юридической литературе разграничение отраслей права осуществляют как по предмету, так и по методу правового регулирования. Если предмет отрасли права очерчивает круг регулируемых отношений, отвечая на вопрос, что подвергается правовому регулированию, то метод правового регулирования характеризуют способы, своеобразные правовые инструменты, как, каким образом, какими правовыми средствамиони регулируются. Стало быть, метод правового регулирования – это совокупность правовых средств или способов регулирования общественных отношений (т.е. совокупность способов, с помощью которых нормыадминистративного права результативно регулируют административно-правовые отношения).

Читайте так же:  Является ли забор недвижимым имуществом

Проблема метода правового регулирования в юридической литературе является дискуссионной. Существуют два подхода к пониманию их содержания: согласно первому — каждая правовая отрасль, помимо предмета, имеет и свой собственный метод, согласно второму — все отрасли права используют единые правовые средства воздействия на людей, заложенные в самой природе права как универсального регулятора общественных отношений. Предпочтительным нам представляется второй подход, ибо речь идет о регулировании разнородных общественных отношений с помощью единых правовых средств.

Предписания (позитивные веления) – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Например, ст. 11 ФЗ «О полиции», в соответствии с которой сотрудник полиции обязан немедленно зарегистрировать поступившее обращение о совершенном преступлении; предписывающие знаки дорожного движения, требование о том, что «приобретенное транспортное средство в течение пяти дней с момента приобретения должно быть зарегистрировано».

Дозволения (предоставление лицам права на свои собственные действия) – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по собственному усмотрению. Например, решение должностного лица органа исполнительной власти по материалам об административных правонарушениях может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд, на усмотрение лица, привлекаемого к ответственности.

Как мы уже убедились на приведенных выше примерах, в административном праве используются все три способа воздействия, однако преобладают предписания. Это вытекает из особенностей управленческих отношений, в которых субъект управления воздействует на объект управления средствами распорядительного типа, т. е. путем предписаний.

Видео (кликните для воспроизведения).

Другие особенности метода регулирования административно-правовых отношений вытекают из самих особенностей этих отношений, т.е. сущности государственно–управленческой деятельности органов исполнительной власти и предмета административного права.

Во-первых, в сфере административно-правового регулирования имеют место все три правовых средства регулирования рассматриваемых общественных отношений: предписания (позитивные веления); запреты (когда поведение участников административно-правовых отношений определяется принципом: нельзя совершать то, что запрещено); дозволение (когда общественные отношения регулируются в соответствии с принципом: разрешено все, что не запрещено).

Во-вторых, для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного характера, когда воля государства выражена в виде прямого предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, а вторая сторона должна их выполнять или обязана подчиняться им. Разумеется, такого рода полномочия не могут находиться в распоряжении обеих сторон.

В-третьих, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников отношений. Поэтому чаще всего это волеизъявление выражается в виде предписания.

Метод административно-правового регулирования управленческих отношений позволяет:

— установить определенный порядок действий участников административно-правовых отношений;

— запрещает определенные действия под страхом применения соответствующих юридических санкций. Так, например, запрещается направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия обжалуются;

— предоставляет возможность выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц. Это так называемый «жесткий» вариант дозволения;

— предоставляет возможность действовать по своему усмотрению. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Таковы отличительные особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 994 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Скачать работу

Описание (план) ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИ ТЕТ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИ ОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РФ

Выполнила: Гордиюк Виктория
Владимировна
Специальность «Налоги и налогообложение», 2 курс, полная форма, 4 семестр

1. ПОДБЕРИТЕ В НОРМАТИВНО-П РАВОВЫХ АКТАХ И ВЫПИШИТЕ ПО ТРИ ПРИМЕРА:

      ОБЯЗЫВАЮЩИХ, УПРАВОМАЧИВАЮЩИХ И ЗАПРЕЩАЮЩИХ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА;
      МАТЕРИАЛЬНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА;

Обязывающие нормы административного права:
Статья 25.6. Свидетель
2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых н аходится дело об административном пра вонарушении, и дать правдивые показан ия: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Статья 26.6. Вещественные доказательства
3. Судья, орган, должностно е лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
1. При наличии обстоятельст в, предусмотренных стат ьей 29.2 настоящего Кодекса, судь я, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. З аявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

Управомачивающие нормы административного права:
Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
2. Дела об административных правонарушениях, пре дусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Нарушение прав человека куда обращаться

Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Районные (городские), районные в городах комис сии по делам несовершенно летних и защите их прав р ассматривают дела об адми нистративных правонарушениях, сов ершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса.

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
1. Лицо, в отношении которого веде тся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Запрещающие нормы административного права:
Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением
1. Лицо, привлекаемое к административной отв етственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказа ния
5. Никто не может нести административную отв етственность дважды за одно и то же админис тративное правонарушение.

Статья 3.5. Административный штраф
2. Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой мини мального размера оплаты т руда.

Материальные нормы адм инистративного права:
Статья 1.4. Принцип равенства перед законом
1. Лица, совершившие административ ные правонарушения, равны перед законом. Физ ические лица подлежат административной отв етственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Статья 3.1. Цели административного наказан ия
1. Административное наказан ие является установленн ой государством мерой ответственност и за совершение администр ативного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
2. Административное наказан ие не может иметь своей ц елью унижение человеческо го достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Статья 2.2. Формы вины
1. Административное правонарушение призн ается совершенным умышленно, если лицо , его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
2. Административное правонарушение призн ается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Процессуальные нормы а дминистративного права:
Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
1. О совершении административного пр авонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Статья 28.5. Сроки составления протоко ла об административном правонарушении
1. Протокол об администрати вном правонарушении соста вляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
1. Дело об административном правонарушении рассм атривается в пятнадцатидневный ср ок со дня получения судьей , органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И П ОСЛЕДСТВИЯ ИХ НЕСОБЛЮДЕНИ Я.

3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖА ЩЕГО (ЭЛЕМЕНТЫ).

Устанавливаются специальные звания сотрудников милиции:
    рядовой состав: рядовой милиции;
    младший начальствующий состав: младший сержант милиции, сержант милиции, старший сержант милиции, старшина милиции, прапорщик милиции, старший прапорщик милиции;
    средний начальствующий состав: младший лейтенант милиции, лейтенант милиции, старший лейтенант милиции, капитан милиции;
    старший начальствующий состав: майор милиции, подполковник милиции, полковник милиции;
    высший начальствующий состав: генерал-майор милиции, генерал-лейтенант милиции, генерал-полковник милиции.

В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются воинские звания (см. Схема 1).

СХЕМА 1. Специальные звания в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Составы военнослужащих Воинские звания
——— ——— ———
войсковые корабельные
——— ——— ———
Солдаты,
матросы, рядовой матрос
сержанты, ефрейтор старший матрос
старшины младший сержант старшина 2 статьи
сержант старшина 1 статьи
старший сержант главный старшина
старшина главный
корабельный
старшина

Прапорщики прапорщик мичман
и мичманы старший прапорщик старш ий мичман

Офицеры:
младшие младший лейтенант младш ий лейтенант
офицеры лейтенант лейтенант
старший лейтенант старш ий лейтенант
капитан капитан-лейтенант

старшие майор капитан 3 ранга
офицеры подполковник капитан 2 ранга
полковник капитан 1 ранга
высшие генерал-майор контр-адмирал
офицеры генерал-лейтенант вице-адмирал
генерал-полковник адмир ал
генерал армии адмирал флота
Маршал Российской Федера ции

4. ЗАПОЛНИТЬ КАРТУ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ВИДОВ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.

Признаки Виды мер
Административное задержание Привод Административный арест
Фактическое основание Совершение административного правонарушения Неявка, в случаях, предусм. ч.3 ст.29.4, п.8 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ физического лица либо законного представите-ля юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об администра-тивном правонаруше-нии, либо законного представителя несовер-шеннолетнего лица, привлекаемого к адм. отв., а также свидетеля Установление факта совершения административного правонарушения и признание лица виновным в его соврешении
Статья КоАП РФ 27.3. 27.15. 3.9.
Срок Срок административ ного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.3, которые предусматривают, что в отношении некоторых категорий дел лицо может быть подвергнуто адми-нистративному задержа-нию на срок не более 48 ч. На период разби-рательства дела об административном правонарушении устанавливается на срок до 15 суток, а за нару-шение требований ре-жима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток.
Цель Относится к числу мер обеспечения производства по делам об адм. правонар.
Необходимо для обеспече-ния правильного и своев-ременного рассмотрения дела об административном правонарушении, испол-нения постановления по делу об административном правонарушении.
Так же относится к числу мер обеспечения производства по делам об адм. правонар. Доставление лица, в отношении которого ведется разбират. дела об админ. правонар., либо свидетеля в случ., если рассмотрение дела об админ. правонар. отложено в связи с их неявкой без уваж. прич. и их отсутствие препят-ствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяс-нению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с зако-ном. Административное наказание в виде содержания нарушителя в условиях изоляции от общества
Процессуальное оформление Протокол об административном задержании Привод осуществляе тся органом внутренних дел (милицией) на основании определения суд ьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Назначается судьей при вынесении постановления по делу
Читайте так же:  Правила получения временной регистрации

5. СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Виды административных правонарушений и административной ответственности

Любое нарушение закона, даже если оно не несет опасности для общества, должно заканчиваться ответственностью. Она бывает разной. Административное правонарушение (понятие, виды вы будете узнавать по ходу статьи) тоже должно заканчиваться ответственностью, так как является негативным действием для общества. Наказание зависит от целей нарушителя, осознания последствий его действий. Существуют разные формы ответственности. Из этой статьи вы узнаете виды административных правонарушений и наказаний, которые за них можно получить.

Основные термины

Для начала следует рассмотреть все понятия, с которыми вам придется встретиться. Итак, административное право — это специальная отрасль юриспруденции, при помощи которой регулируются отношения сторон в сфере управления. В ней фиксируется большое количество совершенных деяний, запрещенных законом.

Административное правонарушение — это виновное действие (или его отсутствие), которое характеризуется посягательством физического или юридического лица на нормы общественного порядка, свободы и права граждан. За него полагается определенная ответственность.

Административное взыскание — это та мера, которая применяется к нарушителю. Она предполагает воспитательные цели. Ответственность за такие проступки наступает с 16 лет.

Правонарушение не стоит путать с преступлением. Проступок не является общественно опасным, хотя и может иметь определенные последствия.

Состав правонарушения и его виды

Эта информация является очень важной, так как именно от нее зависит степень будущей ответственности. Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, нужно выяснить элементы его состава:

  • Объект. Это именно те общественные отношения, которые подверглись посягательству.
  • Объективная сторона. Она предполагает конкретно выраженные действия, которые нарушают установленные законом нормы.
  • Субъект. Это, собственно, то лицо, которое совершило поступок. При этом оно уже должно достичь 16-летнего возраста и быть вменяемым.
  • Субъективная сторона. Она предполагает собственное отношение лица к совершенному деянию.

Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, необходимо обязательно узнать типы составов таких проступков. Их всего два: формальный (в этом случае достаточно самого действия, последствия при этом совсем не важны) и материальный (здесь основным показателем являются последствия и их взаимосвязь с совершенным нарушением).

В большинстве случаев можно наблюдать именно первый тип состава нарушения. Второй усматривается лишь тогда, когда есть какие-то последствия, связанные с уничтожением имущества.

Какие правонарушения являются административными?

Нужно сказать, что не все проступки регулируются КОАП. К ним относятся нарушения, осуществленные в сферах:

  • Охраны окружающей среды, здоровья, собственности.
  • Энергетики, промышленности, природопользования, строительства.
  • Ветеринарии, сельского хозяйства, мелиорации земель.
  • Дорожного движения и транспорта.
  • Информации и связи.
  • Предпринимательской деятельности и бизнеса.
  • Здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Защиты границ государства.
  • Общественного порядка и безопасности.
  • Армейского учета.

Именно эти виды административных правонарушений административное право рассматривает как такие, которые не могут быть отнесены к криминальным преступлениям. Хотя тут все зависит от формы вины и серьезности наступивших последствий.

Признаки административных проступков

Любое злодеяние имеет определенные особенности. Его признаки помогают определить не только состав действия, но и необходимость, а также размер ответственности. Среди них можно выделить такие:

  1. Вина. Без нее нет нарушения. Она тоже бывает разной: умышленной или неосторожной.
  2. Противоправность. Действия лица являются такими, которые нарушают установленные обществом нормы поведения.
  3. Наказуемость. Любое противоправное деяние должно предполагать ответственность. То есть если лицо совершило проступок, который имеет состав и признаки правонарушения, то оно должно быть наказано. Естественно, есть определенные случаи, при которых ответственность может не наступить.

Вполне понятно, что необходимо знать виды административных правонарушений, однако без признаков вы не сможете определить, является ли действие противозаконным.

Классификация злодеяний

Теперь следует рассмотреть виды административно-правовых правонарушений. Представленная классификация поможет вам познакомиться с ними более подробно:

Читайте так же:  Как устроить инвалида в дом престарелых

1. В зависимости от той сферы, в которой были нарушены правила:

  • в экономической;
  • в социально-культурной;
  • в политическо-административной.

2. Относительно того объекта, на который было совершено посягательство: на государственный, общественный порядок, общественную безопасность, собственность, гражданские права и здоровье.

3. В зависимости от формы вины: умышленные или неосторожные.

4. По характеру осуществленного посягательства правонарушения бывают: в результате действия или его отсутствия.

5. В зависимости от того, каким субъектом был совершен проступок: индивидуальным или осуществленным юридическим лицом.

Как видите, КОАП (виды административных правонарушений рассматриваются именно этим кодексом) охватывает достаточно большую часть жизнедеятельности общества.

Субъект и субъективная сторона проступка

Теперь следует более подробно разобраться в составе злодеяния. Итак, как уже говорилось, субъект – это и есть то лицо, которое намеренно или случайно совершило действия, приведшие к нежелательным последствиям. Естественно, именно оно и должно отвечать за содеянное. Однако если все манипуляции воспроизводились в состоянии невменяемости, то виновный может избежать наказания. Что касается субъективной стороны проступка, то она тоже имеет свои элементы:

  1. Вина. Без нее нет нарушения.
  2. Цель. Это тот результат, к которому стремится человек или предполагает его.
  3. Мотив. Он является именно той движущей осознаваемой причиной, которая побуждает лицо действовать именно так, а не иначе.

Надо сказать, что бывают также специальные и особые субъекты. К первому типу относятся водители, должностные лица и несовершеннолетние. Второй вид включает военных и других людей, на которых распространяется действие положений дисциплинарного устава. Отдельные виды административных правонарушений требуют строго прописанных наказаний.

Объект и объективная сторона нарушения административного порядка

Какие виды административных правонарушений существуют, вы уже знаете. Теперь следует подробнее рассмотреть, что же такое объект и объективная сторона проступка. Итак, разберемся с первым термином. Объект – это есть тот порядок или отношения, которые давно урегулированы правовыми нормами и обязательны для выполнения каждым гражданином общества. Они охраняются специальными мерами ответственности. Кроме КОАП, такие отношения могут дополнительно регулироваться другими кодексами: экологическим, трудовым, земельным.

Что касается объективной стороны, то она является внешним проявлением нарушения установленного закона. Она включает в себя такие элементы: нежелательные последствия, которые наступили, а также деяние или бездействие, которое к ним привело. Еще одним признаком объективной стороны является взаимосвязь между нарушением и результатом. В противном случае нет состава проступка. Например, к объективной стороне можно отнести нарушение правил ПДД, которое проявляется в несоблюдении дистанции движения, требований дорожных знаков, превышении разрешенной скорости. Последствием таких действий может стать дорожно-транспортное происшествие или создание аварийной ситуации.

Если говорить о материальном составе, то примером может быть нарушение пожарной безопасности, которое приводит к уничтожению или повреждению имущества. Естественно, в этом случае необходимо проводить расследование и собирать доказательства.

К объективной стороне относятся и другие компоненты, благодаря которым определяется вид ответственности: место и способ совершения деяния, характер проступка, а также злостность и повторность осуществления нарушения.

Понятие и цели административного взыскания

Виды административных правонарушений в РФ вы уже рассмотрели. Теперь следует поговорить об ответственности. Прежде всего, нужно уяснить само понятие административного взыскания. Это практическая форма выражения ответственности. Взыскание осуществляется, предполагая такие цели:

  • Предупредительную. Наказание как превентивная мера призвано обеспечить соблюдение установленных в обществе порядков. Любой человек, который захочет их нарушить, не станет этого делать, если будет знать, что понесет за это определенную ответственность.
  • Карательную. Нарушитель закона должен обязательно ответить за свои деяния.
  • Воспитательную.
  • Восстановительную. Если своими действиями лицо нанесло какой-либо ущерб, то он обязательно должен быть компенсирован.
  • Сигнализирующую.

Виды наказаний

Теперь следует рассмотреть вопрос о том, в каких формах взысканий выражается ответственность нарушителя перед обществом. Их не так уж и много. За разные виды административных правонарушений (КОАП РФ прописывает различные меры наказания) существует всего 7 основных типов взыскания:

Есть и дополнительные виды наказаний:

  • Дисквалификация. Может длиться от 3-х месяцев до 3-х лет.
  • Запрет на посещение различных соревнований.
  • Приостановление деятельности. Используется в том случае, если лицо, которое ведет бизнес, нарушает основные правила осуществления действий по его поддержанию и развитию, например не оформляет соответствующие юридические документы. Максимальный срок такого наказания составляет 90 дней.
  • Административное выдворение за пределы государства. Оно происходит под контролем специальных органов. Применяется такая мера в том случае, если лицо, не имеющее гражданства или являющееся подданным другой страны, совершило такое злодеяние, которое приравнивается к действиям должностных лиц. Такое наказание не касается военнослужащих. Принимать такое решение может только суд.

Как видите, административное правонарушение (понятие, виды и другие особенности мы рассмотрели ранее) не может остаться безнаказанным.

Особенности административной ответственности

Этот вопрос тоже является очень важным и необходимым для тех людей, которые не хотят попасть в неприятную историю. Так как виды административных правонарушений и административной ответственности вы уже знаете, нужно еще разобраться в их особенностях, которых достаточно много:

Видео (кликните для воспроизведения).

Вот и все. Теперь вы знаете, что такое административное правонарушение, понятие, состав, виды взысканий и другие сведения по этой теме. Несмотря на то, что судимости такие проступки за собой не влекут, все-таки не стоит их совершать. Будьте законопослушными гражданами. Удачи!

Пример запрета в административном праве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here