Президент рф имеет право на помилование

Помилование и условия его применения

Помилование — это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. комментарий к ст. 84 УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласно п. «е» ст. 103 Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Статья 85 УК РФ, воспроизводя положение Конституции РФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ч. 1 ст. 84 УК РФ).

Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.

В соответствии с п. 3 ст. 50 Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).

Подробная регламентация порядка рассмотрения ходатайств о помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации», утвердившем Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

В соответствии с названным Указом Президента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании. В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:

об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

о снятии судимости.

В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85 УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в данную статью.

Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений. Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания. Однако практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г. № 8909-ЮК «О подготовке материалов на помилование» предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления — менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85 УК РФ.

В названном выше Положении о порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:

совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;

которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Наряду с этим в Положении приводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании:

характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

срок отбытого (исполненного) наказания;

совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Приведенный перечень обстоятельств носит рекомендательный характер, они не могут ограничить право высшего должностного лица на применение акта о помиловании к конкретному лицу, а являются своего рода ориентиром в подготовке материалов о помиловании членами комиссии по вопросам помилования.

К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо, и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.

Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Как предусмотрено ч. 3 ст. 59 УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Читайте так же:  Оценка недвижимости бюро инвентаризации

Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института. К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Помилование

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный имеет право просить о помиловании. По Конституции РФ (п. «в» ст. 89), осуществление помилования отнесено к компетенции Президента РФ.

Помилование — это акт высшего должностного лица РФ, полностью или частично освобождающий конкретных лиц от наказания, а также снимающий судимость.

Институт помилования является частным выражением принципов справедливости и гуманизма.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица путем издания Указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. В Российской Федерации помилование применяется в отношении лиц, осужденных судами в РФ либо судами иностранного государства к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ, а также в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500, на территориях субъектов России образованы комиссии по вопросам помилования; этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ. Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

До завершения формирования на территориях Республики Крым и г. Севастополя комиссий по вопросам помилования установлен временный порядок представления ходатайств о помиловании, подаваемых осужденными, отбывающими наказание на этих территориях[159].

Состав комиссий по вопросам помилования и председатели комиссий утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти), при этом в состав комиссии входят не менее 11 человек — граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию, причем не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Основными задачами комиссии по вопросам помилования являются предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании и осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, и направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются копия приговора и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора, извещение о вступлении приговора суда в законную силу, а также, по просьбе осужденного, иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования по месту жительства заявителя.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), которые вносят Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении каждого конкретного лица с приложением ходатайства о помиловании, заключения комиссии и других документов.

Список лиц, рекомендованных к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения, что является выражением принципа демократизма, открытости в деятельности государственных органов.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

— характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

— поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

— срок отбытого (исполненного) наказания;

— совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

— применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно — досрочного освобождения от наказания;

— возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

— данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

— другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Согласно Указу Президента, помилование в отношении отдельных категорий осужденных, как правило, не применяется, это правило распространяется на лиц:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно — досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Конституция РФ (статья 50, часть 3) предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т.е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреплено непосредственно в Конституции РФ (статья 89, пункт «в»). В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Уголовный закон не регламентирует, от каких видов наказания возможно освобождение в порядке помилования. Отсутствие в законе каких-либо ограничений полномочий Президента в данной сфере позволяет сделать вывод, что помилование может касаться любых видов наказания, включая дополнительные. Представляется, что применение помилования возможно и в отношении осужденных к штрафу (учитывая установленный законом максимальный размер штрафа и возможность отсрочки (рассрочки) его исполнения).

Читайте так же:  Взыскание долгов с пенсионеров судебными приставами по закону

Помилование имеет некоторые сходства с амнистией: каждый из указанных видов освобождения от уголовно-правовых последствий преступления допускает освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение его срока (размера) или замену более мягким видом наказания, а также снятие судимости. Вместе с тем помилование отличается от амнистии по кругу лиц, к которым оно применяется (помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица), по органу, его осуществляющему (акт амнистии издается Государственной Думой, акт помилования — Президентом), а также по характеру правовых последствий (амнистия допускает освобождение от уголовной ответственности).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10188 —

| 7576 — или читать все.

Помилование Президента

Конституция Российской Федерации (ст. 50 и 89) и Уголовный кодекс РФ (ст. 85) предоставляют любому осужденному вне зависимости от совершенного преступления обратиться за помилованием к Президенту РФ. Право помилования, предоставленное высшему лицу государства – древняя традиция, идущая от времен абсолютистских монархий, не обязанных отчитываться ни перед кем в своем желании как карать, так и миловать. В те времена король был высшим судьей своего государства. Ныне судебная власть является независимой, но право помилования осталось как атрибут высшей власти, причем атрибут не декоративный, а реально действующий, что особенно важно для нашей страны, где традиционно вся вертикаль власти завязана на Президента (как ранее на Императора), и, где надежды на высшую справедливость Главы государства, похоже переживут еще века.

Итак, помилование осуществляется в нашей стране только Президентом Российской Федерации в отношении отдельных лиц (ст. 85 УК РФ), поэтому его иногда называют помилование президента. Любое групповое помилование – это уже амнистия, объявление которой относится к
ведению Государственной Думы РФ. Помилование – это не только освобождение из-под стражи, актом помилования наказание может быть сокращено или заменено более мягким. Так, к примеру, приговоренным к смертной казни осужденным наказание заменяли пожизненным заключением. При этом актом помилования может быть применен как на весь срок наказания осужденного, так и на не отбытую часть наказания.

Более конкретно помилование может привести к следующим правовым последствиям:

а) осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания;

б) назначенный срок наказания может быть сокращен;

в) наказание может быть заменено более мягким;

г) с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Кроме освобождения от основного наказания, актом помилования осужденный может быть освобожден и от дополнительного наказания (например, запрет занимать соответствующую должность, дополнительное ограничение свободы, запрет на управление транспортным средством и т.д.). Однако только при условии, что дополнительное наказание еще не было исполнено. Поэтому, те виды дополнительного наказания, которые вступают в силу немедленно после решения суда, не могут быть отменены помилованием (например, лишение почетного или воинского званий, наград и т.п.).

Помилование не является фактом признания невиновности осужденного и его оправдания и не ведет к его реабилитации, это только проявление гуманизма в отношении определенного лица.

Сам по себе президентское помилование вещь редкая, шанс его крайне невелик, хорошо, если 1 к 1000 – пишут многие, везет единицам. Однако это еще один шанс, который предоставляет государства. Однако и помилование пишется не от фонаря, должны быть основания для помилования (но, даже в этом случае шанс 1 к 1000).

Позволю себе привести случай, свидетелем которому был сам. Один из осужденных написал ходатайство о помиловании. Его не удовлетворили, но прислали письмо в администрацию исправительного учреждения, в котором запрашивалось почему, несмотря на отсутствие у осужденного нарушений и отбытие половины срока, тем не мене ему отказано в УДО. В этой ИК на УДО уходил из 100 подавших ходатайство 1, да и то не каждый месяц и дела рассматривали по 1,5-2 месяца. А тут сами прибежали, уговорили на УДО опять подать, через три дня документы в суд подали, а через неделю и суд положительно прошел. «Вот, что крест животворящий делает».

С ходатайством о помиловании (ст. 50 Конституции РФ) может обратиться как сам осужденный, так и его родственники или близкие, а также общественные организации или администрация исправительного учреждения, в которой данный осужденный отбывает наказание.

Нельзя обращаться с прошением о помиловании лица, которое только находится под следствием. Необходимо, чтобы человек было признан судом виновным и ему было назначено наказание.

Необходимо понимать, что прошение о помиловании рассматривает не лично Президент России. Для этого у него просто нет возможностей. До 2002 года рассмотрением поступающих документов занималось Управление по делам о помиловании при Президенте РФ, которая проводила подготовительную работу и направляла материалы в Комиссию по вопросам помилования (общественное формирование) при Президенте РФ, которая уже рекомендовала Президенту, как поступить в каждом конкретном случае. Никакой обязательной силы эта рекомендация не имела.

В настоящее время аналогичные Комиссии по вопросам помилования созданы в каждом регионе Российской Федерации. Все ходатайства о помиловании из соответствующего региона поступают в них на предварительное рассмотрение. Выработанные заключения комиссия по помилованию отправляет высшему должностному лицу субъекта федерации. Это губернатор области, в федеральной республике – президент республики, в Москве – это мэр. В составе Комиссии должно быт не менее 11 человек с безупречной репутацией и полющихся уважением граждан. Лены Комиссии должны быть гражданами РФ и иметь высшее образование. Состав утверждается главой субъекта Федерации, он же решает, пользуются или нет члены Комиссии уважением граждан.

Помилование осужденных может применяться не только в отношении тех, кто осужден российским судом и отбывает наказание на территории России, но и к осужденным иностранными судами и переданными России для отбывания наказания в соответствии с международными договорами, а также к лицам уже отбывших наказание и имеющих не погашенную или не снятую судимость (с. 2 «Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Ходатайство о помилование подается осужденным а администрацию исправительного учреждения в котором он отбывает наказание, где оно обязательно регистрируется и не позднее 20 дней направляется в орган Министерства юстиции РФ соответствующего региона.

Читайте так же:  Оформление рвп для граждан таджикистана

К ходатайству о помиловании прилагаются следующие документы:

1. Копия приговора суда, а также копии решений по кассационным и надзорным жалобам (если такие есть).

2. Биография осужденного, сведения о его семейном положении.

3. В случае наличия материального ущерба, причиненного преступлением, сведения о его погашении.

4. В случае освобождения от предыдущих судимостей актами помилования, амнистии или по УДО соответствующие справки.

5. Характеристики осужденного, составленные во время отбывания наказания.

5. Иные документы, характеризующие личность осужденного.

6. Ходатайства о помиловании от родных, близких, общественных, религиозных объединений, партий, трудовых коллективов, администрации исправительного учреждения и т.п.

Как написать помилование

Текст помилования составляется в произвольной форме. Никаких шаблонов и форм просто не существует.

Краткое содержание ходатайства о помиловании

В верхнем правом углу необходимо написать:

Президенту Российской Федерации (полностью Фамилию, Имя и Отчество), ниже строкой от кого (ФИО и год рождения), затем откуда (почтовый индекс, наименование учреждения (его номер), отряд).

В центре название: «Ходатайство о помиловании».

Ниже с новой строки располагается сам текст. Сначала необходимо указать каким судом, по каким статьям Уголовного Кодекса и на какой срок осуждено лицо, начало, и конец назначенного наказания и какая часть его отбыта. Вкратце излагается суть обвинения.

После всего этого перечисляете имеющиеся У Вас основания, которые во Вашему мнению, обосновывают просьбу о помиловании. Среди прочих стоит указать: несовершеннолетний возраст осужденного (или совершение преступление до достижения совершеннолетия), первая судимость, необходимость помощи родным (инвалидность, болезнь, тяжелое материальное положение).

Укажите ряд подробностей, которые характеризуют положение Вашей семьи, например, чем больны родственники, как долго, что привело к тяжкому положению, где они проживают. Расскажите о Вашем отношении к преступлению (лучше всего раскаяние, сами понимаете), что предпринималось, чтобы загладить вину (возмещение понесенного ущерба, примирении и т.п.).

Стоит сказать и о том, как Вы живете в местах заключения: учеба, работа, общественные занятия. Участие в кружках и самодеятельности. Выучили самостоятельно язык или освоили рабочую профессию – упомяните и об этом.

Очень важно доказать, что после освобождения у Вас будет работа и Вы не потеряли социальные связи. Поэтому опишите, где и кем Вы будете работать (здесь рекомендую сделать такую же справку о трудоустройстве или гарантийное письмо от работодателя, как описано в статье Условно досрочное освобождение. Все документы на УДО). Опишите, где будете проживать после освобождения дом, квартира. При наличии прописки не помешает приложить справку о прописке. Если прописки нет или собираетесь жить в другом городе, то не помешает обязательство предоставить жилье. Также напишите о том, есть ли у Вас родственники и знакомые, которые согласны помочь Вам в новой жизни.

В самом низу поставьте дату и подпись рядом с фамилией и инициалами.

Все прошение о помилование должно быть написано на 1-2 страницах. Не расписывайте слишком много, лучше от этого не будет.

Если прошение о помиловании идет от родственников, то основной акцент следует сделать на положении семьи, о желании родственников содействовать реабилитации осужденного, о материальном положении и т.п. Укажите про наличие жилья и работы.

Все пишется также, как и предыдущем случае. Начинать следует так:

«Мой муж (ФИО, год рождения) отбывает наказание (наименование исправительного учреждения).

Прошу Вас рассмотреть вопрос о помиловании в его отношении (и перечисляете основания, по которым он должен быть освобожден).»

Для общественных организаций в ходатайстве следует упирать на моральные качества человека, на то, что он хороший коллега и работник, на наличии работы и готовность оказать поддержку и помощь в исправлении и обустройстве. Организация может написать и обязательство прописать в ведомственном жилье, если нет другого.

Необходимо помнить, что комиссия по помилованию состоит, как правило, из людей с правом мало знакомых. Поэтому не стоит писать юридические аргументы, ссылаться на нормы закона и прецеденты. Не нужно и писать очень подробно обстоятельства дела. Достаточно, если опишете самую суть, за что и на какой срок осужден, каким именно судом, был или нет, ранее судим, раскаялся или нет, сколько отбыл из назначенного наказания. Главным аргументом за помилование будут обстоятельства, которые Комиссией могут быть рассмотрены как чрезвычайные и заслуживающие снисхождения. Таким обстоятельствами могут быть болезнь самого осужденного или его близких, предыдущие заслуги перед государством, сложное материальное положение семьи и другие факты, способствующие проявлению сочувствия к осужденному. Например, превышение степени самообороны, возникшие, однако при защите другого лица (женщины, ребенка) от хулиганов или бандитов.

В случае болезни осужденного или его родственников, сложного материального положения, обязательно должны присутствовать справки, подтверждающие это.

Кому не стоит надеяться на помилование

Не стоит писать в том случае, если осужденный отбыл менее половины срока наказания, является неоднократно судимым за умышленные преступления, а также в прошлом освобождался по УДО. Как правило, от таких лиц ходатайства Комиссиями сразу изымаются и не рассматриваются. Также не рассматриваются ходатайства, если приложенная к нему характеристика из ИК отрицательная.

Все осужденные имею право на повторное обращение с ходатайством о помиловании.

Кто может получить помилование

Практика помилований такова, что наибольшей вероятностью получить помилование обладают лица, удовлетворяющие одному или нескольким следующим условиям:

1. Первая судимость.

2. Преклонный возраст (более 50 лет).

3. Преступление не повлекло тяжких последствий для потерпевших (смерть, тяжкий вред здоровью, инвалидность).

4. Осужденный стал инвалидом в местах заключения (не стоит думать, что это милость к осужденному, просто зачастую, дешевле содержать инвалида дома или в доме инвалидов, притом, что опасности он не представляет).

5. У осужденного остались малолетние дети, и нет других родственников, готовых заботиться о них (к сожалению, подобное обстоятельство редко служит аргументом, детей просто отправляют в детский дом).

Виды помилования в России

Согласно российскому законодательству, каждый гражданин имеет право на помилование. Любого осужденного в силу обстоятельств (выслуга перед государством, удручающее состояние здоровья и т.д.) могут освободить из-под стражи либо смягчить его меру пресечения.

Общие понятия

На протяжении всего существования цивилизации была возможность избавить от наказания (или смягчить его) осужденного по каким-либо субъективным и объективным признакам. Это элементарные принципы гуманизма, которые всегда были свойственны любому социуму. Сегодня в РФ такая функция возложена на плечи президента и вышестоящих инстанций (они проводят первичную проверку).
Читайте так же:  Как получить права не по месту прописки

Под помилованием подразумевается решение главы государства об освобождении заключенного либо смягчение его условий/сроков пребывания в тюрьме. Также под данное понятие подпадает ситуация, когда человек уже отбыл свой срок и требуется придать забвению информацию о его судимости (иными словами удалить из реестра такие сведения).

Мотивы для прошения о помиловании бывают различными:

  • плохое состояние здоровье;
  • выслуга перед государством;
  • наличие детей;
  • заступничество важных для государства людей;
  • появление новых факторов дела и т.д.

Очевидно, что президент в силу физических возможностей не способен вникнуть в суть каждого прошения, ведь ему необходимо разобраться во всех жизненных перипетиях человека. Поэтому прежде чем попасть к президенту, каждое ходатайство проходит ряд первичных фильтров правовой системы.

В общем виде «путь» прошения выглядит следующим образом:

  1. Пенитенциарное учреждение (государственный институт в чьи обязанности входит исполнение наказаний).
  2. Уголовная инспекция по месту пребывания/заключения просителя помилования.
  3. Комиссия, призванная решать, насколько достоин проситель смягчения наказания или освобождения. Она составляется из самых уважаемых граждан населенного пункта с идеальной репутацией. Решение принимается коллегиально.
  4. Глава местной администрации.
  5. Президент РФ.

Кто имеет право на помилование

Согласно российским законам абсолютно любой гражданин нашей страны имеет право подавать ходатайство о помиловании. Это могут сделать даже те, кто осужден на пожизненное заключение, либо пребывающие долгие годы в местах не столь отдаленных. Вердикт о целесообразности прощение выносится исходя из конкретной ситуации, и зачастую по субъективным принципам. Каких-то общих предписаний в данном случае не существует.

Однако можно выделить список лиц, чьё прощение будет точно отклонено:

  • нарушившие закон, в момент нахождения на испытательном сроке условного заключения;
  • систематически нарушающие правила пребывания в исправительном учреждении;
  • вышедшие ранее по УДО (условно досрочное освобождение);
  • получившие амнистию ранее;
  • лица, которые ранее воспользовались правом на помилование;
  • заключенные, в отношении которых было применено смягчение наказания.

Все остальные граждане имеют равные шансы получить освобождение или смягчение наказания по средствам президентского помилования.

Чем помилование отличается от амнистии

На первый взгляд эти понятия практически идентичны, на самом деле есть 3 ключевых различия между ними:

  • Помилование, в отличие от амнистии носит исключительно субъективный характер. Иными словами нет четких предписаний, каким условиям должен соответствовать проситель, чтобы получить положительный вердикт. Решение принимается исходя из личностных качеств и жизненных ситуаций.
  • Просьба о помиловании может быть направлена только в том случае, если судопроизводство уже было окончено и итоговый приговор вынесен. Также это доступно для тех, кто уже отбыл своё наказание (если речь идёт о забвении последствий приговора). В свою очередь амнистия же может быть применена для дел на любой стадии рассмотрения.
  • Для освобождения из мест лишения свободы достаточно только одного акта о помиловании. Каких-либо дополнительных документов не требуется. При амнистии же требуется подготовить существенный список бумаг и провести ряд процедур.

Все вопросы, связанные с помилованием регулируются следующими законодательными актами:

  • Конституция РФ (статьи – 50, 71, 89);
  • УК РФ (ст.85);
  • УПК (ст.176);
  • соответствующий Указ президента;
  • государственное положение о процедуре рассмотрение прошений о помиловании.

Разновидности помилований

Особой классификации в данном случае не существует. Можно выделить виды помилований, относительно предполагаемых действий:

  • Полное освобождение из-под стражи (из исправительной колонии любого режима). Такие меры принимаются реже всего, в основном в тех ситуациях, когда появились новые обстоятельства в уголовном деле.
  • Сокращение срока заключения. Данные меры обычно принимаются, если у заключенного появились какие-либо смягчающие обстоятельства (например, рождение ребенка).
  • Изменение режима заключения на более щадящий (из колонии строго режима в общую или поселение). Такие меры принимаются преимущественно в тех случаях, когда имеет место плачевное состояние здоровья осужденного.
  • Забвение полученной судимости. Простыми словами – удаление из государственного реестра информации о пресечении человеком черты закона. Таких поблажек удостаиваются лица, которые вели законопослушный образ жизни и проявляли общественную активность.

Другая классификация помилований основана на инициаторе прошение (субъект подавший ходатайство):

  • материнское – когда мать просит за своего ребенка (неважно сколько ему лет);
  • общественное – когда за человека просит группа лиц, либо целые общественные движения;
  • личное – когда инициатор сам осужденный.

Нюансы материнского помилования

Общество понимает, насколько матери могут переживать за своё чадо, пусть и преступившее однажды черту закона. В связи с чем, материнское ходатайство принимается комиссией в приоритете. Поэтому опытные юристы рекомендуют в обязательно порядке прикладывать такой документ (к личному прошению) – это ускорит вынесение вердикта и увеличит шансы на положительный исход дела.

Зачастую именно доводы матери способны склонить чашу весов в сторону просителя. В данном случае на первый план выходят принципы гуманизма и дань уважения женщинам, чьи дети не смогли жить по закону. Конституция также не запрещает делать прошение и другим близким родственникам осужденного (отец, дети, родные братья и сестры и т.д.).

Как показывает практика, не столь важно, какой именно родственник направит своё ходатайство. Главный фактор – это личность осужденного. Комиссия должна увидеть в нём положительные качества и стремление к исправлению и реабилитации в обществе.

На видео о помиловании

Любой, даже самый порядочный человек может однажды оступиться по неосторожности. Поэтому у каждого гражданина нашей страны должно быть право на реабилитацию перед обществом. Однако это ни в коем случае не значит, что любой заключенный может попросить помилования и его непременно освободят (либо снизят срок). Надо понимать, что шансы на положительное решение малы, и чтобы они были реальными, проситель должен быть действительно достоин этого.

§ 2. Помилование, условия его применения

Помилование— это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. комментарий к ст. 84УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п. «в» ст. 89Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласноп. «ж» ст. 103Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Статья 85УК РФ, воспроизводя положениеКонституцииРФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально-определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 84УК РФ).

Читайте так же:  Статья конституции рф о защите отечества

Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.

В соответствии с п. 3 ст. 50Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).

Подробная регламентация порядка рассмотрения ходатайств о помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», утвердившем Положениео порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

В соответствии с названным УказомПрезидента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании. В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:

об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

о снятии судимости.

В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в даннуюстатью.

Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений. Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания. Однако практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г. N 8909-ЮК «О подготовке материалов на помилование» предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления — менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85УК РФ.

В названном выше Положениио порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:

совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;

которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Наряду с этим в Положенииприводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании:

характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

срок отбытого (исполненного) наказания;

совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Приведенный перечень обстоятельств носит рекомендательный характер, они не могут ограничить право высшего должностного лица на применение акта о помиловании к конкретному лицу, а являются своего рода ориентиром в подготовке материалов о помиловании членами комиссии по вопросам помилования.

К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо — и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.

Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст. 20Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Как предусмотреноч. 3 ст. 59УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.

ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института. К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

Президент рф имеет право на помилование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here