Право ребенка на бесплатное образование

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 5 . Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

См. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

О стипендиях Президента РФ и Правительства РФ см. справку

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Право ребенка на образование

Обязанность по созданию условий для умственного и духовного развития ребенка, прежде всего, возлагается на родителей, попечителей, педагогов и государство. Именно право на образование даёт детям возможность для полноценного интеллектуального развития и создает предпосылку для их благополучного будущего. Право на образование регулируется законом Республики Таджикистан «Об образовании». В этом законе ребенок признан субъектом (то есть полноправным участником) образовательного процесса. Образование и воспитание детей, согласно закону, должны основываться на принципах гуманизма, патриотизма, любви к матери и семье и т.д. Посредством этого осуществляется взаимосвязь образования и воспитания, которые друг без друга не могут существовать.

Каждый имеет право на образование. Общее основное образование обязательно. Государство гарантирует общее основное обязательное бесплатное образование в государственных учебных заведениях.

Каждый в рамках определенных законом может получить бесплатное общее среднее, начальное, профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях.

Другие формы получения образования определяются законом.

Статья 41, Конституция Республики Таджикистан

Дети в Таджикистане имеют право на дошкольное, общее образование (общеобразовательное, основное), начальное профессиональное, высшее образование.

Общее основное образование в государственных учреждениях является обязательным, бесплатным, гарантированным государством. Государство, реализуя свои гарантии,

например, осуществляет строительство и оснащение школ в необходимых объемах и количествах, издает учебники, принимает и совершенствует государственные программы начального, среднего и т.д. образования, где устанавливается перечень обязательных предметов, необходимый минимум знаний и умений, которые бы наилучшим образом способствовали развитию ребенка и т.п. Уровень современного научно-технического прогресса, который позволяет включить в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникативные технологии, усилить интерактивные методы преподавания, серьезно расширил возможности образования.

Одним из принципов политики государства в области образования, как и во многих других сторонах общественной жизни, является плюрализм (лат. Pluralis – множественный). Применительно к общему образованию этот принцип проявляется, например, в создании государственных и частных школ, или в том, что наряду с традиционными, обычными школами имеются гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением тех или иных предметов, школы в местах лишения свободы и т.д.

Ребенок является не просто потребителем, а участником учебно-воспитательного процесса, поэтому получение образования должно сопровождаться активным вовлечением ребенка во все аспекты школьной жизни. Имеется ввиду как сам процесс обучения, пользование библиотеками, спортивными залами и другими ресурсами, которые обязана предоставить детям школа, посещение факультативов, которые развивают интересы детей в определенных областях, подготавливают их к будущим профессиям, так и процесс участия детей в решении важных вопросов школьной жизни. Школа не просто учебно-воспитательное учреждение, в котором осуществляется механический процесс передачи знаний. Школа – это уникальная среда, которая должна способствовать развитию у ребенка необходимых социальных навыков. Это место приобретения жизненного опыта, например, в межличностных отношениях, включая преодоление конфликтов и зарождение дружбы.

Именно под влиянием школы и семьи у ребенка формируется и развивается его личностное восприятие жизни, закладывается его гражданская позиция. Поэтому идеи школьного самоуправления, подразумевающие у ребенка право на участие в процессе принятия решений школьной жизни, получают все больше признания в педагогической среде. Это касается не только разработки Уставов школ с привлечением учащихся и их родителей, но и создание, в частности, школьных советов, которые состоят из педагогов, родителей, представителей (выборных) от учащихся и, к примеру, спонсоров. Такие советы могут решать серьезные вопросы, касающиеся жизни детей, и учитывать при этом их мнение — например, на что потратить средства спонсоров, какие дополнительные факультативы следует открыть,исключать или не исключать ребенка из школы в сложной конфликтной ситуации и т.д.

Читайте так же:  Куда можно пожаловаться на медработника

Другим важным правом ребенка, связанным с его правом на получение образование является право на человеческое достоинство и запрет на применение пыток или других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Например, практика Европейского суда к ним ясно относит все виды телесных наказаний, применяемых в воспитательных учреждениях. Ребенок имеет право защищать себя от действий администрации, педагогов и других работников, которые ущемляют его честь, достоинство и личную неприкосновенность.

Именно на признании достоинства ребенка и уважении его личности основывается так называемая педагогика ненасилия. Ее идеи заключаются в том, что и воспитание, и обучение ребенка должны строиться на ненасильственной основе, в духе ненасилия, они должны подготавливать ребенка к альтруистическому и миролюбивому поведению через распространение, приобщение к гуманистическим идеалам и принципам.

Запомните понятия: правовые, административные и образовательные меры по обеспечению прав ребенка, личные и имущественные права детей, опека, попечительство, принцип плюрализма.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Каки е законодательные акты Республики Таджикистан закрепляют гарантии и защиту прав детей?
  2. Какие права имеют дети в семье?
  3. Какие преимущества имеет ребенок при приеме на работу?
  4. Какие проблемы Вы бы могли назвать, применительно к теме «Школа и право на образование в Таджикистане»?
  5. Прочитайте высказывание Махатма Ганди: «Ненасилие – это самая мощная сила в распоряжении человечества. Она могущественнее самого мощного оружия уничтожения, созданного умом человека». Как Вы понимаете слова Ганди применительно к процессу

Право ребенка на образование

Право ребенка на образование обеспечивается государством. При этом его возраст, социальный статус родителей и их наличие в принципе значения не имеет. Порядок реализации такого права устанавливается специальными нормативными актами. В них указано, что каждый ребенок должен получить общее образование. При этом родители могут выбирать формы обучения, учитывая мнение малыша. Участниками такого процесса являются дети, родители или лица, которые их заменяют, а также преподаватели.

Законодательные основы

Основным законодательным актом, который регулирует вопросы, связанные с обучением детей, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Он дал определения основным понятиям, таким как образование и его виды, воспитание, обучение, квалификация, образовательный стандарт, федеральные государственные требования, образовательная программа, обучающийся, образовательная деятельность и организация, педагогический работник, учебный план, практика, направленность, средства обучения и воспитания, адаптированная программа, качество процесса, конфликт интересов, присмотр и уход за детьми.

Также право на обучение закреплено и на международном уровне, в частности, Всемирной декларацией об образовании для всех и рамках действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей.

Право на обучение

Право на обучение закреплено на законодательном уровне. Это означает, что каждый ребенок, независимо от его возраста, пола, национальности и региона проживания имеет возможность получить образование. При этом его право не может быть ограничено чем или кем-либо. То есть доступность образования гарантируется каждому желающему.

Виды образования

Законодательством определены два больших вида образования. Каждый из них человек проходит на определенном этапе своей жизни.

Первый – общее образование. Начальным этапом в данном случае является дошкольный уровень. Малыши проходят его ещё в детском саду. На указанном этапе они получают простейшие знания. При этом их уровень оценивается достаточно поверхностно. То есть от ребенка не требуется углубленных знаний в какой-либо области. Далее идет школьный уровень. Он делится на начальную, основную и полную части. Первая подразумевает окончание трех классов, вторая – девяти, третья – одиннадцати. С каждой частью объем знаний больше и требования жестче. Это обусловлено взрослением и развитием обучающегося.

Второй – профессиональное образование. В него входят среднее и высшее. Первое подразумевает получение знаний по определенной профессии. Второе – этим не ограничено. В высшем учебном заведении, помимо профессии, можно окончить ещё бакалавриат, специалитет и магистратуру, а также поднять свою квалификацию.

Способы реализации права

Способы реализации права на образование ребенка зависят от вида получаемого образования.

Дошкольное образование может начаться с возраста ребенка в два месяца, начальное – с шести с половиной лет и не позже восьми. Обязательным условием является отсутствие медицинских противопоказаний. Малыш может получать начальное образование и в более раннем возрасте. Для этого потребуется заявление родителей и решение учреждения образования. Законом определено, что правила приема в учебные заведения должны быть составлены таким образом, чтобы каждый желающий имел возможность воспользоваться беспрепятственно своим правом.

Прием в школы с углубленным изучением каких-либо предметов и ориентированные на предпрофессиональное обучение, например, спорт, искусство или культура, проводится только после оценки способностей, при условии отсутствия медицинских запретов.

На практике родители желающих должны представить документы на малыша и оформить письменное заявление. К сведениям, прилагаемым к обращению, отнесены: свидетельство о рождении, справка из медицинского учреждения, информация из образовательной организации, в которой раньше обучался ребенок.

Для получения профессионального образования потребуется аттестат, паспорт, справка о состоянии здоровья и заявление от кандидата на поступление. После этого проводится предварительное испытание знаний в форме тестирования. По результатам принимается окончательное решение.

Для зачисления желающих в среднее или высшее учебное заведение устанавливаются проходные баллы. Они зависят от количества претендентов на одно место по конкретной специальности. Для некоторых категорий существуют льготы на поступление.

Читайте так же:  Можно ли сделать российское гражданство

Участники образовательного процесса

Участниками процесса образования являются обучающиеся, родители или заменяющие их лица, а также педагоги. Определения указанным категориям нашли свое отражение в Федеральном законе «Об образовании».

Обучающийся

По сути, обучающийся – это человек, который осваивает программу образования в учебном заведении. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничений по полу и возрасту. Также не имеет значения вид образовательной организации.

По этим причинам к обучающимся можно отнести:

  1. Воспитанников. Таковыми являются дети, посещающие дошкольные учреждения. При этом они могут и проживать в нем.
  2. Учащихся средних школ, гимназий и лицеев.
  3. Студентов и курсантов.
  4. Осваивающих программы бакалавриата, специалитета или магистратуры.
  5. Аспирантов. Ими являются обучающиеся по программе подготовки научно-педагогических кадров.
  6. Адъюнктов. К ним отнесены те, кто проходит военную и приравненную к ней службу, в том числе в органах внутренних дел в адъюнктуре.
  7. Ординаторов. Таковыми являются выпускники высших медицинских учебных заведений, которые продолжают последипломное обучение.
  8. Ассистентов стажеров.
  9. Слушателей. Ими являются зачисленные на подготовительные отделения высших учебных заведений.
  10. Экстернов. Это лица, проходящие промежуточную и итоговую аттестацию.

Студентам предоставляется зачетная книжка и билет. Остальным обучающимся могут выдаваться справки. Например, в отношении школьников такие документы оформляются для бесплатного проезда в общественном транспорте.

К родителям отнесены, прежде всего, кровные родственники, которые являются таковыми по факту появления малыша на свет. Подтверждением в данном случае выступает свидетельство о рождение, которое выдается органом записей актов гражданского состояния.

В качестве родителей выступают и лица, заменяющие таковых. Это могут быть усыновители. То есть люди, которые на которых возложены обязанности по воспитанию малыша в официальном порядке. В качестве подтверждения будет выступать решение суда.

Ещё одними к одним из участников образовательного процесса отнесены педагоги. Таким работником является физическое лицо, которое заключило договор о трудовых отношениях с учреждением образования, включено в его штат и исполняет определенный круг обязанностей в части касающейся образовательной деятельности и воспитания подрастающего поколения.

Право такого характера можно обрести только при соблюдении ряда условий. Прежде всего, кандидат в педагоги должен иметь среднее специальное или высшее образование, которое соответствует требованиям квалификации. Далее такой факт должен быть подтвержден документально. То есть у претендента на руках должен быть диплом установленного образца. В завершении кандидат не должен иметь каких-либо ограничений. Сюда относятся не только запреты, обусловленные состоянием здоровья. Нередки случаи, когда к человеку за совершение правонарушения применяют меру воздействия в виде запрещения заниматься определенной деятельностью. Если это затронуло сферу образования, претендент на должность педагога назначен не будет.

Право ребенка на образование

Право ребенка на образование закреплено в Конституции РФ. Согласно этому, школьное образование доступно всем. Основное общее образование в России обязан получить каждый ребенок. Родители обязаны контролировать обучение ребенка в школе.

Бесплатное образование для детей

Ребенок – это лицо не достигшее 18 лет. Школьное образование в нашей стране предоставляется безвозмездно. Образование в школе делится на начальное, основное и среднее. Ребенок, при желании, может заменить среднее школьное средним профессиональным образованием.

В Конвенции о правах ребенка 2 статьи посвящены вопросам обучения детей.

Там написано, что:

  • Государство обязано безвозмездно обеспечить каждого ребенка местом в образовательном учреждении для получения обязательного начального образования и общего среднего. Ребенок с особенностями развития имеет право на место в специализированном образовательном учреждении.
  • Учителя должны уважать достоинство ребенка, не причинять ему физическую или моральную боль.
  • В результате обучения в школе должна формироваться всесторонне развитая личность.
  • Школа должна быть государственной или муниципальной, и ее финансирование происходит из средств соответствующего бюджета.
  • Обучение в школе должно раскрывать разные способности детей. В процессе обучения ребенку необходимо прививать уважение к родителям, окружающей среде, к культуре не только своей страны, но и других государств.
  • Недопустимо ущемление прав по национальному, половому, религиозному и любому другому признаку.

Наше государство гарантирует доступность образования всем своим гражданам. При этом не имеет значения национальность, пол или происхождение человека. Образование может получить человек с любым социальным и материальным положением.

Получение ребенком образования – ответственность родителей

Согласно Конституции РФ, каждый ребенок обязан получить основное общее образование.

Родители обязаны контролировать посещение детьми учебного заведения. Если родители не выполняют эту обязанность, их ждет наказание:

  • Административное – уплата штрафа.
  • Уголовное – уплата штрафа, исправительные работы, арест.

Посещение детьми школы – это обязательное условие их воспитания.

Таким образом, за обеспечение детей необходимым образованием отвечает государство, а также их родители. Государство обеспечивает ребенка местом в школе и финансирует процесс образования. А родители контролируют, чтобы дети исправно посещали школу и выполняли домашнее задание.

Право ребенка на бесплатное образование

8(495)912-63-37
[email protected]

Я живу в России: права ребёнка

Правовое воспитание предполагает формирование у обучающихся качеств, значимых для общества, государства. Обучающиеся начальной школы должны иметь первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека.

Материал может быть использован при проведении классного часа (тематического/их занятия/ий) для обучающихся 3–4-х классов.

Автор: Камагина Ольга Евгеньевна

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Я живу в России: права ребёнка»
для обучающихся 3–4-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование первоначальных представлений о правах ребёнка, закрепленных в Конвенции о правах ребёнка.

Задачи:

  • воспитание гражданских качеств у обучающихся;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование правовой культуры.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.

Рабочий лист (задание № 1).

Заполните анкету. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему вопросу.

Читайте так же:  Взыскание долгов с пенсионеров судебными приставами по закону

1. Кого можно считать ребенком?
2. Есть ли права у ребенка?
3. Какие международные документы определяют права детей, гарантируют их соблюдение?
4. Когда и почему были приняты эти документы?

*Наверное, на многие вопросы у вас пока нет ответа, но задача нашего урока – эти ответы найти.

Предположите, о чём пойдёт речь на занятии.

Вопрос: Что, по-вашему, означает слово «право»? Что означает слово «бесправие»?

Рассмотрите изображения на слайде. Какая тема их объединяет?

Рабочий лист (задание № 2).

Прочитайте стихотворение Сергея Михалкова, посвященное детям, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Ответьте на вопросы.

2.1. Почему автор называет героя не ребёнком, а «десятилетним человеком», а его глаза «недетскими»?
2.2 Какие права ребёнка были нарушены войной? Выберите (подчеркните) эти слова из предложенного списка.

Слова для справок: соблюдение интересов ребёнка, право на защиту и заботу, право на жизнь, право на здоровое развитие ребёнка, право на неприкосновенность жилища, право на образование, право на воспитание в семье.

Война принесла много горя и страданий. Для того чтобы в будущем войны были невозможны, сразу после окончания Второй мировой войны в 1945 году была создана Организация Объединённых наций. Одной из главных проблем, которыми занимается ООН, является вопрос соблюдения прав человека. В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детям.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребёнка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет. Декларация призывала родителей, организации и правительства государств признать права и свободы ребёнка и стремиться к их соблюдению.

Видео (кликните для воспроизведения).

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (главный орган ООН) единогласно приняла Конвенцию о правах ребёнка. Государства, которые подписали Конвенцию, гарантируют соблюдение прав ребёнка.

Рабочий лист (задание № 3).

3.1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.

Слова «декларация» и «конвенция» происходят от латинских слов: declaratia – провозглашение; conventio – договор, соглашение. ___________________ не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. ___________________ – соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Слова: Конвенция, Декларация.

3.2. Рассмотрите изображения на слайде. Перед вами эмблемы Организации Объединенных Наций и Детского фонда при ООН (ЮНИСЕФ). Найдите общие элементы эмблем. Что они означают?

*Земной шар – единство наций. Оливковые ветви символизируют мир.

Основной закон нашего государства – Конституция Российской Федерации. Главой нашего государства является Президент, который в соответствии с нашей Конституцией является гарантом соблюдения прав и свобод человека.

У Президента России есть официальный сайт, на котором размещается самая важная информация о жизни нашего государства. На этом сайте есть раздел, адресованный школьникам.

Зайдите на сайт Президента Российской Федерации, используя ссылку.

Внизу главной страницы найдите раздел «Информационные ресурсы». Как называется ресурс для школьников? Почему?

*Вы – граждане России.

Зайдите в раздел, адресованный вам.

*Рекомендуем выбрать ускоренную версию, т. к. она не требует дополнительных установок.

Познакомимся с проводниками по сайту. Назовите их.

Вопросы: Как вы думаете, почему им даны такие имена? Кого они вам напоминают? Случайно ли это? Назовите любимые разделы сайта для каждого проводника.

Вспомните тему нашего занятия. Кто поможет нам путешествовать по разделам сайта?

*Аленушка Попович, её любимый раздел «Россия».

Перейдем на страницу «Россия».

Перейдём в раздел «Конституция», используя подсказки на слайде (стрелки).

1. Нажав на изображение проводника, попадаем на страницу «Что нового?» В верхней строке выбираем «Россия», переходим в этот раздел.

2. Далее выбираем слева значок, нажимаем на него, в появившемся перечне выбираем «Конституция», далее «Права и свободы граждан». Справа выбираем «Зачем нужны права детей?»

Попробуйте ответить на этот вопрос.

Используя подсказки на слайде, переходим в раздел «Зачем нужны права детей?»

Рабочий лист (задание № 4).

Прочитайте определения слов «правоспособность» и «дееспособность» и ответьте на вопросы.

4.1. С какого возраста человек обладает правоспособностью?
4.2. Когда наступает дееспособность?

Примите участие в игре «Права детей».

Используя подсказки на слайде, переходим на страницу «Права детенышей». На этой странице помещен официальный текст Конвенции о правах ребёнка и Перевод конвенции на детский язык.

Рабочий лист (задание № 5).

Ответьте на вопросы, выполните задания.

5.1. Зачем на сайте Президента был сделан перевод Конвенции о правах ребенка на детский язык?

5.2. Что означают эти слова:«Взрослые разных стай: все, кто летает, бегает, ходит, прыгает, ползает и плавает, чувствуя, как сильно они любят своих детёнышей, договорились не обижать детенышей и решили…»?

5.3 Нажмите на первую стрелку и прочитайте первые шесть статей Конвенции. Кратко запишите их содержание по образцу.

Вопрос. Как твы понимаете слова «Нет прав без обязанностей»? Какие обязанности есть у ребёнка?

Наша страна присоединилась к Конвенции о правах ребенка в 1990 году. Сегодня при Президенте России работает Уполномоченный по правам ребёнка, есть Уполномоченный по правам ребёнка и в Москве.

Посмотрите на слайд. На нём представлены сайты тех, кто защищает интересы детей, где размещается полезная информация о телефонах доверия и даются адреса помощи.

Вопрос. Как вы думаете, когда (при каких обстоятельствах) ребёнок может воспользоваться этой информацией?

Пользуясь изображениями на слайде, назовите международные праздники, посвящённые защите детей, соблюдению их прав.

Рабочий лист (задание № 6).

6.1. Заполните анкету, используя знания, полученные на сегодняшнем занятии.

Читайте так же:  Могут ли отключить свет за неуплату одн

1. Кого можно считать ребенком?
2. Есть ли права у ребенка?
3. Какие международные документы определяют права детей, гарантируют их соблюдение?
4. Когда и почему были приняты эти документы?

6.2. Нарисуйте открытку, посвященную Дню защиты детей.

Правовой четверг для родителей: право ребенка на бесплатное образование

Право на получение бесплатного образования – одно из основных прав ребенка. К сожалению, в нашей стране, это право является одним из труднореализуемых. Родители сталкиваются с большим количеством проблем, к числу которых относятся выбор учебного заведения, серьезные материальные затраты на организацию процесса обучения, слабое развитие инклюзивного образования.

Почему, выбирая учебное заведение для ребенка, стоит хорошо подумать? Является ли бесплатное образование действительно бесплатным? Что делать и куда обращаться, если право ребенка на бесплатное образование нарушено?

Эти актуальные вопросы Я – Родитель обсудил с кандидатом юридических наук, директором Института бизнес права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Екатериной Тягай.

Статья 43. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Все дети имеют право учиться!

Дети без образования — это страна без будущего. Комитет «Гражданское содействие» объявляет акцию, направленную против антиконституционного приказа №32 Министерства образования и науки. Этот приказ поставил доступ к школьному образованию в зависимость от наличия регистрации и легального статуса.

Согласно ФЗ «Об образовании», образование — это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства».

В соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной Россией, все дети имеют право на образование. И наша обязанность, как взрослых, следить за соблюдением этого права. Приказ Минобрнауки №32 от 22.01.2014 поставил доступ к школьному образованию в зависимость от наличия и характера регистрации, а также от наличия легального статуса у иностранцев. Эти приказы фактически разделили детей на три категории: в первую очередь в школы принимают имеющих постоянную регистрацию на закрепленной за школой территории, остальных, при наличии регистрации, во вторую. Не имеющие регистрации не упомянуты в приказе Минобрнауки – они остаются «за бортом».

Проблемы доступа к образованию Комитет помогает решать путем жалоб в органы управления образованием. Но такие жалобы не всегда успешны — чиновники в своих отказах опираются на приказы Минобрнауки. Мы планируем бороться с этими приказами в судебном порядке, как на уровне судов по конкретным делам, так и на уровне Верховного суда, куда мы уже подали жалобу на приказ №32. Но нам нужна и общественная поддержка.

Поэтому мы объявляем акцию «Все дети имеют право учиться!». Чтобы принять участие, вам нужно распечатать этот текст и сфотографироваться с ним. Свои фотографии вы можете присылать нам на [email protected] или выкладывать в своих соцсетях с хештегами #детихотятучиться и #43vs32. Все это мы опубликуем на сайте и перепостим в своих соцсетях.

Конституция РФ. Статья 43.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Конвенция о правах ребенка. Статья 28

  1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
  2. a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
  3. b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
  4. c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
  5. d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
  6. e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

ФЗ «Об образовании». Статья 5.

  1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
  2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
  3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Права и обязанности несовершеннолетних: основные аспекты, законы

Любой гражданин РФ обладает рядом правовых аспектов. Касается это малолетних жителей страны. Так же как и взрослые граждане, они имеют право на имущество, свободу слова, гражданство, образование и так далее. Рассмотрим права и обязанности детей, прописанных в Законе РФ об основных гарантиях прав ребенка РФ.

Права несовершеннолетних детей

Дети психологически и физически незрелы, но права ребенка не отличаются от прав человека взрослого. Они дают возможность малолетнему гражданину вырасти гармоничной личностью.

Гражданские права ребенка

Уже с первых секунд рождения малыш считается гражданином Российской Федерации. С этого момента государство обеспечивает следующие гражданские права ребенка:

  1. Каждый ребенок имеет право на имя. При рождении имя малышу дают родители. При этом по достижению 14-летнего возраста он может сменить имя или фамилию.
  2. Сразу после рождения маленький человечек имеет право на жизнь, так же на свободу и неприкосновенность личной жизни. Это значит, что никто не может причинять ему вред, ограничивать свободу, совершать медицинские процедуры, являющиеся незаконными.
  3. Несовершеннолетний может беспрепятственно выражать мнение, при этом оно должно браться во внимание, но с учетом возраста. Например, при определении места жительства малолетнего при разводе родителей, мнение учитывается уже с 10 лет. А после получения паспорта гражданина РФ, с 14 лет, он может самостоятельно обращаться в суд с судебными исками.
  4. Малолетние граждане могут выбирать вероисповедание.
  5. Несовершеннолетнему должен быть обеспечен уход, забот и материальное оснащение. Если по определенным причинам он проживает не в семье, то эти обязанности возлагается на опекунов или органы государственной власти.
  6. Так же он может и должен получать образование, в том числе дополнительное.
  7. Несовершеннолетний должен быть защищен от насильственных действий со стороны других лиц, в том числе от принудительного приема наркотиков.
Читайте так же:  Где хранятся личные дела офицеров запаса

Политические права

Несмотря на возраст, права и обязанности ребенка имеют не только гражданский, но и политический характер:

  1. С 8 лет он может состоять в детских, а с 14 – в юношеских организациях, направленных на досуговую, творческую, спортивную деятельность.
  2. Государство в свою очередь обязано поддерживать подобные организации, посредством рекламы, софинансировния, улучшения материальной базы, прав на льготные условия и так далее.

Экономические права

К экономическим правам ребенка в России относятся:

  1. Трудовая защита: законодательством установлен минимальный возраст малолетнего гражданина, с которого он привлекается к работе. Пи этом условия оплаты и рабочего процесса отличаются от взрослого. Например, подросток не работает полный рабочий день.
  2. С 14-летнего возраста может самостоятельно распоряжаться имеющимися у него денежными средствами, подарками.
  3. Несовершеннолетние получают пособие, медицинскую помощь.

Имущественные права

Под имущественными интересами подразумевается право ребенка на материальное содержание, получаемое от родителей или опекунов:

  1. Каждый малолетний обеспечивается жильем, обувью и одеждой, едой.
  2. Ему может принадлежать недвижимость или денежные средства, полученные по наследству. До совершеннолетия ответственность отвечать за интересы ложится на законных представителей. После 18 лет подросток сам может распоряжаться своим имуществом и деньгами.

Социальные права

Главная задача государства и взрослых – сделать так, что бы подростки были образованными, всесторонне развитыми и здоровыми. Поэтому соблюдение следующих социальных интересов обязательно:

  1. Малолетние граждане должны получать образование. Поэтому по достижению определенного возраста они определяются в детский сад, школу, или законные представители обеспечивают обучение на дому.
  2. Каждый несовершеннолетний может заниматься в кружках и секциях дополнительно образования.

Права ребенка в семье

До совершеннолетия правовые интересы подростка защищают родители или опекуны. Его жизнь зависит от взрослых. Но при этом законодательные нормы малолетнего гражданина должны быть соблюдены:

  1. Беспрепятственный доступ к информации о родителях и родственниках. Это важно при оформлении опеки или лишении родительских прав.
  2. Не имея законных оснований, никто не может лишить малолетнего гражданина общения с родителями и родственниками.
  3. Оба родителя обязаны воспитывать и развивать малолетнего подростка.

Права ребенка в школе и детском саду

Правовые нормы соблюдаются и в образовательных учреждениях.

Так в детском саду должны обеспечить:

  1. Безопасное пребывание, личную неприкосновенность и уважительное отношение. То есть воспитатель не может применять в отношении малыша физическую силу, моральное подавление.
  2. При этом сотрудники детских дошкольных учреждений обязаны работать на развитие творческих, спортивных способностей детей, проводятся занятия, направленные на развитие речи.
  3. При необходимости детский сад обеспечивает получение медицинской помощи.

В школе необходимо:

  1. Обеспечить малолетнему обучение по планам общего или индивидуального направления.
  2. Беспрепятственного использования ресурсов библиотеки, получения питания.
  3. Школа обязана соблюдать правила санитарных норм, обеспечивая безопасную образовательную среду.
  4. В школе реализуются программы дополнительного образования, как на платной, так бесплатной основе.
  5. В случае необходимости несовершеннолетний может получить помощь психолога или педагога.

Права детей-инвалидов

Важно соблюдение правовых норм малолетних с ограниченными возможностями здоровья. Ведь для них должны быть обеспечены специфические права ребенка:

  1. Взрослые и государство обязаны дать ему полноценную и достойную жизнь.
  2. Государство дает дополнительные льготные условия и гарантии, которые обеспечивают законным представителям особых детей материальную поддержку.

Права детей-сирот

Дети без родителей так же защищены законодательно. К специфическим правам ребенка относится:

  1. Они могут быть взяты под опеку или усыновлены.
  2. Несовершеннолетнему предоставляется место в учреждениях социального направления, обеспечивающего уход и обучение.

Защита прав ребенка

До получения паспорта — 14-летного возраста, несовершеннолетние не могут самостоятельно отстаивать и защищать интересы. Это обязанность возлагается на родителей и опекунов. Они, защищая несовершеннолетнего, обращаются в суд. Защищать его от его собственных родителей при необходимости обязаны представители государственной власти — органы опеки.

Документы о правах ребенка


Впервые вопрос о защите правовых интересов несовершеннолетних был поднят в 1924 году. Тогда была разработана и принята Декларация прав ребенка. На ее основе в будущем была создана и подписана Международная конвенция.

Общественные организации по защите прав детей

Видео (кликните для воспроизведения).

Основные положения о правах ребенка закреплены в Конвенции. Для того чтобы все правовые аспекты защиты детей, прописанные в ней, были соблюдены, в каждой стране, ее подписавшей, осуществляется контроль за исполнением всех пунктов. Главным представителем и защитником несовершеннолетних на уровне государства является Уполномоченный по защите прав ребенка или омбудсмен. Есть и организации, занимающиеся защитой мам, воспитывающим малолетних в одиночку, а так же подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Право ребенка на бесплатное образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here