Повышение уровня квалификации персонала

1.3.Значение и задачи повышения квалификации

Повышение квалификации — это обучение сотрудника с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для определенного вида деятельности.

Побудительными причинами повышения квалификации, как указывает В.Р. Веснин, могут быть: «стремление сохранить работу, занимаемую должность, желание получить повышение или занять новую должность, заинтересованность в повышении заработной платы, интерес к новым знаниям, к овладению новыми навыками, желание расширить деловые контакты». 10

Повышение квалификации по имеющейся у работника профессии направленно на последовательное совершенствование навыков, умения и профессиональных знаний, а также рост мастерства.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров, сущность которых рассмотрим ниже.

Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника.

Значение для организации в повышении квалификации персонала: 11

— повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиями рынка. Таким образом, повышается ценность человеческих ресурсов находящихся в ее распоряжении;

— позволяет организации более успешно поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности вследствие повышения качества и производительности труда, снижение травматизма, сокращение издержек и снижение себестоимости, а также успешно справляться с введением новых направлений деятельности организации;

— повышение приверженности персонала к организации, снижение текучести кадров;

Значение для работника:

— рост квалификации, компетентности;

— более высокая удовлетворенность своей работой;

— расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне компании;

Задачи работы в сфере обучения персонала должны соотноситься с целями организации.

Среди основных задач можно выделить следующие:

1. Достижение более высокого уровня производительности и качества труда персонала;

2. Приобретение слушателями знаний и навыков, способствующих повышению уровня их профессиональной квалификации;

3. Повышение уровня трудовой мотивации персонала;

4. Повышение приверженности работников к своей организации и развитие взаимопонимания между персоналом и руководством.

Формирование у обучающихся ценностей и установок, поддерживающих стратегию, цели организации и сложившуюся в компании культуру труда.

Задачи обучения могут существенно варьироваться в зависимости от таких переменных, как интересы организации, выбранная организацией бизнес-стратегия, содержание профессиональной деятельности слушателей, демографические или квалификационные характеристики персонала, финансовое обеспечение работы в сфере обучения персонала.

Повышение уровня квалификации работников путем обучения и переобучения

Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние, как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала предприятия, что находит проявление в следующем:

  • — в процессе обучения происходит повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает предприятию повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;
  • — обучение работников позволяет предприятию более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, что находит проявление в повышении качества обслуживания клиентов и эффективности труда персонала, сокращении издержек и т. п.;
  • — повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своему предприятию, а также снижением текучести кадров.

Повышение квалификации рабочих — один из основных факторов совершенствования управления персоналом предприятия. Общее повышение исследуемого показателя способствует не только экономии численности работников, но и значительному повышению производительности труда. Это является интенсивным фактором развития производства, что в свою очередь способствует росту не только трудового, но и экономического потенциала предприятия.

Для выявления необходимости повышения квалификации проводится анализ профессионального и квалификационного уровня рабочих путем составления наличной численности по специальностям и разрядам, необходимым для выполнения каждого вида работ по участкам, бригадам и предприятия в целом.

Проанализируем средний разряд работ по основному производству на РУП ГЗ «Гидропривод» и средний разряд рабочих, данные сведем в таблицу 3.11.

Таблица 3.11 Средний разряд работ и средний разряд рабочих основного производства на РУП ГЗ «Гидропривод» за 2009-2011 года

Абсолютное отклонение 2011г. к 2009г.(+;-)

Средний разряд рабочих на начало года

Средний разряд рабочих на конец года

Средний разряд рабочих

Средний разряд работ по основному производству

Из данных таблицы 3.11 видно, что на протяжении 2009 — 2011 годов средний разряд работ по основному производству выше среднего разряда. Но в тоже время разность между средним разрядом работ и средним разрядом рабочих остается неизменной и, следовательно, необходимость в повышении квалификации рабочих кадров остается.

Необходимо рассмотреть уровень выполнения норм труда с различным уровнем квалификации работников, для этого рассмотрим данные в таблице 3.12.

Таблица 3.12 Уровень выполнения норм труда

Уровень выполнения нормы труда

Прирост уровня выполнения норм труда, %

Можно отметить, что при повышении квалификации работников значительно увеличивается уровень выполнения норм труда и можно рассчитать прирост уровня выполнения труда как отношение разницы уровня второй и первой категорий норм выполнения труда к норме первой категории и все это в процентах.

Число рабочих, которым следует повысить квалификацию равен разнице среднего разряда работ и среднего разряда работников умноженной на общую численность рабочих по основному производству. На предприятии необходимо повысить квалификацию 59 работникам.

В 2011 году повысили квалификацию 512 человек, затраты на повышение квалификации одного рабочего по РУП ГЗ «Гидропривод» составили 117187,5 руб.

Таблица 3.13 Экономия численности персонала и средств на оплату труда за счет повышения квалификации на РУП ГЗ «Гидропривод»

1. Численность работников увеличивших уровень выполнения норм труда, чел.

2. Прирост уровня выполнения норм труда, %

3. Экономия численности (п1*п2)/100, чел.

4. Среднемесячная заработная плата, млн. руб.

5. Экономия фонда оплаты труда (п4*п3*12), млн. руб.

6. Стоимость обучения 1-го работника, руб.

7. Затраты на обучение работников, млн. руб.

8. Экономический эффект, (п5-п7) млн. руб

Читайте так же:  Сколько платят за сдачу донорской крови

Таким образом, экономический эффект выражается через отношение производительности до и после повышения квалификации и относительное повышение стоимости рабочей силы после повышения квалификации.

В итоге за счет повышения квалификационного уровня основных рабочих годовой экономический эффект составит 774,88 млн. руб.

Результатом внедрения предложенных рекомендаций является:

  • — повышение степени удовлетворения у сотрудников потребности в существовании как за счет роста заработной платы при достижении целей фирмы, так и за счет получение более свободного доступа к качественному лечению, отдыху, поддержанию здоровья посредством спортивных занятий;
  • — повышение степени удовлетворения у сотрудников потребности в родственности как за счет повышения возможности к корпоративному общению, так и за счет развития командных методов работы и вовлечения сотрудников в процессы выработки совместных решений;
  • — повышение степени удовлетворения у сотрудников потребности в росте, развитии и самовыражении за счет получения более свободного доступа к получению образования, продвижению по службе, самореализации через достижение высоких результатов работы и участие в делах компании;
  • — повышение сплоченности коллектива;
  • — повышение приверженности сотрудников фирме, стремления к достижению общекорпоративных целей;
  • — развитие кадрового потенциала.

Бонус — форма вознаграждения через систему участия персонала в прибыли прошлого года. Преимущество бонусов в том, что их выплата стимулирует даже отстающих работников, так как при их расчете учитываются конкретные результаты каждого работника. Система бонусов может быть использована для поощрения групп, бригад, участков, отделов производства.

Бонусы являются хорошим инструментом материального стимулирования, широко пользующимся сегодня на японских и на американских предприятиях. В самой идее программы бонусов лежит принцип создания (стимулирования) у работника требуемой модели поведения, которая отражает ценности компании и признается ею.

Системы бонусов ориентируют (стимулируют) работника на выработку требуемой модели поведения, в которой отражаются нормы и ценности, признаваемые компанией (в том числе корпоративная культура, лояльность, чувство удовлетворения от принадлежности к предприятию и т.п.).

Предоставление отличившимся работникам экскурсионного тура выходного дня «Старинные замки Беларуси» повышает заинтересованность работников и выработку. Так же влияет на снижение коэффициента текучести кадров. Данное мероприятие является экономически выгодным, а так же приносит большое удовлетворение персонала. В подобных поездках у работников есть возможность общаться друг с другом вне зависимости от квалификации и занимаемой должности. Это способствует созданию благоприятного климата на предприятии, что в свою очередь влияет на производительность труда, приверженность данному предприятию и заинтересованность работников.

Сущность подготовки и повышения квалификации в развитии персонала

Подготовка и повышение квалификации персонала определяется как процесс обучения персонала организации к успешному выпол­нению стоящих перед ним задач, т. е. совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Подготовка и повышение квалификации персонала является важнейшей частью профессионального развития персонала.

В современных организациях подготовка и повышение квалификации персонала используется для развития персонала и организации в целом, выступает как инструмент преобразова­ний, обслуживает потребности менеджмента в управле­нии изменениями.

В Российской Федерации вопросы подготовки и повышения квалификации персонала регулируются Трудовым кодексом РФ. Согласно ст. 196 ТК РФ, работодатель обязан создавать работникам необходимые условия для совмещения труда с обучением. Кроме того, на работодателя возлагается обязанность повышать квалификацию работников, если профессионализм является непременным требованием к осуществлению трудовой деятельности по занимаемым ими должностям. Работодатель сам определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Профессиональная подготовка работников и их обучение могут проводиться как в самой организации, так и в образовательных учреждениях. Права и обязанности работодателя по подготовке и повышению квалификации регламентированы статьей 196 ТК РФ, права работников на профессиональную подготовку и повышение квалификации определены в ст. 197 ТК РФ.

В Японии ежегодные расходы компаний на подготов­ку и повышение квалификации персонала составляют от 10 до 20% фонда заработной платы. Обучение работников рассмат­ривается как важнейший элемент их трудовой деятельно­сти. Это один из секретов «японского чуда». Во Франции фирма должна израсходовать на подго­товку и повышение квалификации персонала ежегодно не менее 1,5% от фонда заработной платы. В противном случае предприя­тия штрафуются, а неиспользованные средства зачисля­ются в централизованный национальный фонд обучения работников. В случае успешной сдачи экзаменов после повышения квалификации работники могут получить прибавки к зарплате до 20%.

В США затраты компаний с учетом выплат компенса­ций за время подготовки и повышения квалификации персонала возросли до 100 миллиардов дол­ларов. При этом рост масштабов подготовки и повышения квалификации в корпораци­ях является результатом их собственной политики, а не требованием государственных органов. В США для стимулирования сотрудников организа­ций к подготовке и повышению квалификации применяется ряд мер:

законодательные меры – лицензирование на 3-5 лет с последующей аттестацией;

административные меры – создание условий не­терпимости к не желающим учиться (например, отказ в повышении в должности);

меры морального воздействия – создание в органи­зации климата, способствующего обучению кадров

Подготовка и повышение квалификации необходимы в следующих случаях:

во-первых, когда человек поступает в организацию;

во-вторых, когда сотрудника назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу;

в-третьих, если у человека не хватает определенных навыков для эффективно­го выполнения своей работы.

В современной литературе дают различные определения подготовки и повышения квалификации персонала, некоторые из которых приведены ниже.

Подготовка персонала – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифи­цированных кадров для всех областей человеческой деятельно­сти, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требо­ваний к профессии или повышением в должности.

Цели подготовки и повышения квалификации с точки зрения руководителя организа­ции и с точки зрения ее сотрудников отличаются. С точки зрения руководителя, целями подготовки и повышения квалификации яв­ляются:

повышение производительности труда (повышение отдачи с одного рабочего места);

капитализация персонала (повышение его стоимостной ценности);

формирование и развитие персонала;

С точки зрения сотрудника, целями подготовки и повышения квалификации являются:

поддержание на уровне и повышение профессиональной квалификации (чем выше профессиональная квалификация, тем более востребованный в организации и на рынке ресурс);

Читайте так же:  Что нужно чтобы устроиться в мчс россии

развитие своих способностей, приобретение навы­ков и умений, расширение кругозора;

формирование социального окружения (создание комфортной среды для профессиональной и лич­ной жизни)

Принципы подготовки и повышения квалификации:

подготовка и повышение квалификации персонала должны быть связаны со стратегией организации и с потребностями работников;

основное внимание уделяется подготовке и повы­шению квалификации сотрудников на рабочих ме­стах и формированию практических навыков;

при выборе форм подготовка и повышение квалификации персонала определяющим является мнение сотрудников организации;

возможность овладеть новыми навыками и совершенствовать имеющиеся позволяет работникам быть готовым к переменам на рынке труда, а организациям – к динамике внешней среды;

руководители выступают в качестве преподавателей и несут ответственность за распространение передового опыта в своих подразделениях и в организа­ции в целом;

основную ответственность за подготовку и повышение квалифи­кации персонала несут менеджеры среднего звена.

Этапы подготовки и повышения квалификации

Первый этап – это определение потребностей в подготовке и повышении квалификации. Потреб­ности в обучении формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимос­ти выполнения сотрудниками организации своих теку­щих обязанностей. Потребности, связанные с выполне­нием производственных обязанностей, определяются на основе заявок и опросов самих сотрудников, их руково­дителей, а также анализа результатов работы организа­ции, ее сотрудников.

Определение потребности в подготовке и повышении квалификации отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела по управлению персоналом, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития (см. рис. 8.8).

Рис. 7.8. Определение потребности профессионального развития

Источником информации о потребностях являются стратегические планы развития органи­зации и индивидуальные планы развития сотрудников, составленные после оценки их деятельности.

Второй этап – формирование бюджета подготовки и повышения квалификации. Бюджетирование профессиональной подготовки и повышения квалификации – это процесс определения допустимого уровня затрат на обучение. При этом оцениваются имеющиеся ресурсы, вырабатываются приоритеты в их распределении.

На величи­ну бюджета подготовки и повышения квалификации влияют следующие факторы:

финансовое состояние организации;

ее потребности в подготовке и повышении квалификации пер­сонала;

интересы собственников в получении максимально возможного дохода;

объективная необходимость и субъективные факторы сохранения рабочей силы нужного качества и количества;

интересы работников в получении максимально возможных доходов;

государственная система налогообложения доходов и обязательные отчисления в разные фонды.

Третий этап – определение целей подготовки и повышения квалификации и критериев оценки его эффективности. Цели профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала определяются на основании анализа выявленных потребностей. Они должны быть конкрет­ными, измеримыми, реальными, ориентированными на получение знаний и практических навыков. Нельзя учить одинаково всех сотрудников организации. В идеале, для каждой вертикали и горизонтали в организации, для каж­дого сотрудника должна быть своя программа обучения, в которой будут обозначены знания, умения и навыки, ко­торые следует развивать.

Необходимо создавать соответствующее отношение к планируемой подготовке и повышению квалификации. Следующие факторы могут мотивировать сотрудников к активному участию в про­граммах профессиональной подготовки и повышения квалификации:

стремление сохранить работу;

желание получить повышение или занять другую должность;

заинтересованность в увеличении заработной платы;

интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и навыками;

желание установить контакты с другими участника­ми программы.

Четвертый этап – разработка и реализация программ профессио­нальной подготовки и повышения квалификации. Содержание программы определяется стоящими перед ней целями, отражающими потребности в профессиональной подготовке и повышении квалификации в конкретной организации.

Обучая сотрудников организации, необходимо учиты­вать принципы подготовки и повышения квалификации персонала. Сюда обычно относят:

Видео (кликните для воспроизведения).

постановку цели подготовки и повышение квалификации персонала;

ясную, понятую и принятую сотрудником мотива­цию на подготовку и повышение квалификации;

осмысленность обучения, самостоятельность оце­нок, независимость суждений, критическое отношение к изучаемому материалу, мнениям других, иногда даже к мнению преподавателя;

связь изучаемого материала с практикой работы и имеющимися знаниями (причем предпочтительнее знания, необходимые в краткосрочной перспективе);

нацеленность на получение знаний преимущественно о конкретных способах действий, а не об общих принципах, из которых можно получать кон­кретные действия;

максимальную интеллектуальную вовлеченность людей в учебный процесс;

неформальную атмосферу занятий;

практическое закрепление знаний в процессе подготовки и повышение квалификации;

разнообразие применяемых методов подготовки и повышение квалификации.

Повышение квалификации работников

В Трудовом кодексе достаточно много статей, в которых упоминается квалификация работника: работник обязан предъявить документ о квалификации при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ); предлагая иную работу сотруднику при проведении различных организационных или технологических изменений работодатель должен ориентироваться на квалификацию сотрудника (ст. 74 ТК РФ); от квалификации зависит зарплата. О том, что понимается под квалификацией в смысле трудовых отношений, должен ли работодатель способствовать повышению квалификации своих сотрудников и как это сделать, расскажем в статье.

Понятие квалификации работника появилось в Трудовом кодексе совсем недавно. В него Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ была введена новая ст. 195.1, в которой законодатель определил, что квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Документ о квалификации подтверждает:

— повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

— присвоение разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, является профессиональный стандарт. В настоящее время ведется активная разработка таких стандартов, и по поручению Президента РФ до 2015 года их должно стать не менее 800.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установлен Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 .

Обязательность повышения квалификации

На основании ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако в некоторых случаях организация повышения квалификации своих работников — прямая обязанность работодателя, этого требуют федеральные законы. Назовем нормы некоторых из них. Повышать квалификацию должны:

Читайте так же:  Узнать очередь в детский сад по фамилии

— сотрудники органов внутренних дел (Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

— медицинские и фармацевтические работники (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

— государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— педагогические работники (Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

— работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);

— водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Способы повышения квалификации работников

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Для такого повышения профессионализма сотрудника работодатель может организовать обучение. Обычно для этого пользуются услугами образовательных учреждений по повышению квалификации.

К сведению. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем (Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», далее — Типовое положение).

Под профессиональным обучением в целях повышения квалификации понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих определенную профессию или должность, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по ним без повышения образовательного уровня.

Повышение квалификации может быть краткосрочным (не менее 72 часов). Такое обучение проводится по месту основной работы специалистов по вопросам конкретного производства и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.

Повышение квалификации может осуществляться путем проведения тематических и проблемных семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения. Длительность обучения при такой форме составляет от 72 до 100 часов.

Длительное повышение квалификации — свыше 100 часов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Одним из разделов учебного плана при повышении квалификации специалистов может быть стажировка, основные цели которой — формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

К сведению. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации — не менее 1 000 часов трудоемкости .

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Обратим внимание на один момент: на время повышения квалификации с отрывом от работы за сотрудником сохраняется средняя зарплата (ст. 187 ТК РФ). Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории РФ нормам (п. 26 Типового положения). Напомним, что размеры возмещения работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729.

Где можно повысить квалификацию персонала?

К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

— академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

— институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;

— курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:

— учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из ВС РФ военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы;

— межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Обратите внимание! На основании п. 10 Типового положения обучение для повышения квалификации могут осуществлять факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.

Повышение квалификации работников может осуществляться и непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях (Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22).

Документы о квалификации

Документ о квалификации подтверждает:

— повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

— присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

На основании п. 28 Типового положения образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

— удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров;

— свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

— диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1 000 часов.

Оформление отношений по повышению квалификации работника

Для направления работников на повышение квалификации работодатель составляет план обучения на текущий год, где указывает основания и цели обучения персонала, а также фамилии направляемых на учебу. В соответствии с планом работодатель может заключить договор с образовательным учреждением повышения квалификации (п. 7 Типового положения). А с работником нужно заключить ученический договор — дополнительный к трудовому. Правила заключения ученического договора, обязательные условия, которые должны быть включены в него, и отношения между работником и работодателем в этой сфере регламентированы гл. 32 «Ученический договор» ТК РФ.

Читайте так же:  Регистрация на землях сельхозназначения

Чтобы направить работника на повышение квалификации, издают приказ, в котором обосновывают производственную необходимость обучения (истекает срок действия сертификата специалиста, произведено оснащение новой аппаратурой и т.п.) и указывают, что работник направлен на повышение квалификации по инициативе работодателя (или по своей собственной).

Если повышение квалификации производится с отрывом от производства, необходимо фиксировать этот период в табеле учета рабочего времени: ставится буквенный код «ПК» (цифровой «07»), а если работник направляется на обучение в другую местность — «ПМ» (цифровой «08»).

По окончании обучения на основании представленного документа о повышении квалификации следует внести сведения в личную карточку работника и трудовую книжку.

Развитие персонала путем повышения квалификации

Развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Это охватывает, прежде всего:

  • · обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт;
  • · повышение квалификации, задача которого — улучшение профессиональных знаний и навыков;
  • · переквалификацию, которая, по сути, дает второе образование. Под ней понимается любая профессиональная переориентация. Цель переквалификации состоит в том, чтобы дать возможность работникам освоить новую для них специальность.

Предприятия любой формы собственности всегда занимались профессиональной подготовкой и повышением квалификации своих сотрудников. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, профессиональная подготовка, повышение квалификации развивают навыки и умения сотрудников. Во-вторых, приносят личную выгоду самим сотрудникам и на ранних стадиях карьеры могут сравниться даже с таким мотиватором как деньги Артамонова Н.В., Фрумкин Л.П. Современные проблемы кадрового менеджмента: учеб. пособие / СПбГУАП . СПб., 2001. С. 13. Также повышение квалификации делает сотрудника более конкурентоспособным на рынке труда. Кроме того, оно способствует повышению уровня трудовой мотивации, вовлеченности работника в дела организации, созданию благоприятного климата в организации, что играет не последнюю роль в достижении компанией своих краткосрочных и долгосрочных целей.

Таким образом, важнейшим средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение, которое подразумевает под собой «процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации Карякин А.М. Управление персоналом: Электронное учеб. пособие / Иван. гос. энер. ун-т. — Иваново, 2005. С.100.».

Замечу, что обучение персонала и повышение его квалификации приносит организации также ряд других преимуществ, таких как:

«- повышение эффективности труда — так как повышается производительность, улучшается качество и работа выполняется вовремя:

  • — облегчение, ослабление контроля — так как решаются проблемы опозданий, прогулов и т.п.;
  • — усовершенствование методов найма и отбора персонала. Возможность обучения привлекает нужных людей;
  • — сокращение текучести рабочей силы. Развивается потенциал работников, повышается степень удовлетворения работников от работы;
  • — снижение затрат, вытекающих из нижеперечисленных преимуществ;
  • — более полное удовлетворение потребностей клиентов, достигаемое путем улучшения качества товаров и услуг Дуракова И.Б., Родин О.А., Талтынов С.М. Теория управления персоналом: традиционные и новые подходы к планированию, обучению персонала и формированию кадровых служб / Под общ. Ред. Дураковой И.Б. — Воронеж: ВГУ, 2005. С. 30.».

Замечу, что обучение персонала может быть организовано как на самом предприятии, так и за его пределами, в специальных центрах переподготовки, образовательных учреждениях. При этом основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, делегирование полномочий, метод усложняющих заданий, ученичество и наставничество Карякин А.М. Управление персоналом: Электронное учеб. пособие / Иван. гос. энер. ун-т. — Иваново, 2005. С.106-107.. Выбор методов зависит от целей обучения.

Необходимо отметить, что в рассматриваемой нами организации -ЗАО «РТК» — действует системная модель обучения, в основу которой положены стратегические цели Компании и цели в области управления персоналом. Система обучения также базируется на модели компетенций Группы МТС и требованиях к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников. При этом критериями направления сотрудников на профессиональное обучение являются утвержденные планы профессионального обучения сформированные функциональными руководителями с использованием результатов ежегодной оценки. Замечу, что интеграционное обучение проходят все новые сотрудники, в случае внедрения нового нормативного документа/процесса — все действующие сотрудники Компании.

В компании действует Корпоративный университет, задающий стандарты обучения и координирующий процессы в области обучения и развития персонала. К задачам Корпоративного университета также относится выстраивание систем обучения для разных функциональных подразделений компании. Миссия Корпоративного университета — создавать условия для повышения эффективности сотрудников и развития бизнеса Группы МТС за счет предоставления качественного, инновационного и системного обучения.

Основные цели функции «Обучение и развитие персонала»:

  • · обеспечение системного, эффективного развития сотрудников по ключевым для Компании компетенциям;
  • · формирование необходимых знаний, навыков и установок, необходимых сотрудникам и менеджерам для повышения эффективности на существующей позиции;
  • · создание инструмента для развития кадрового резерва и преемников на ключевые позиции;
  • · обеспечение преемственности экспертных/уникальных знаний и опыта;
  • · создание в Компании самообучающейся среды, где каждый руководитель и каждый сотрудник заинтересован в развитии и вовлечен в процессы создания, сохранения и преумножения знаний и навыков в Компании.

Замечу, что в ЗАО «РТК» осуществляются такие виды обучения персонала, как:

Обучение и повышение квалификации персонала Компании производится посредством следующих форм и методов:

Необходимо также отметить, что в ЗАО «РТК» действует также программа «Управление талантами» для преемников на руководящие позиции, высокопотенциальных сотрудников (Hi-Po), специалистов с уникальной экспертизой (Hi-Pro). Для каждой из групп разработаны целевые программы обучения, включающие составление индивидуального плана развития, оценку обратной связи 360, проведение мастер-классов, тренингов, бизнес-завтраков с топ-менеджерами, программы наставничества (менторинг). В рамках организации также осуществляется модульная программа развития для директоров филиалов МТС и преемников на эти позиции — Академия успеха. Кроме того, Компания реализует проект «Поделись знаниями», в рамках которого сотрудники, прошедшее внешнее профессиональное обучение у провайдеров, делятся полученной информацией с коллегами в рамках семинаров/вебинаров/аудиоконференций www.mts.ru.

4. Практическая часть

Для занятия вакантной должности руководителя службы управления персоналом (численность службы — 5 чел.) была разработана система проверочных испытаний, которую прошли кандидаты на должность. Результаты проверочных испытаний кандидатов А (Ж, 43 г.), Б (М, 51 г.), В (Ж, 32 г.), Г (М, 45 л.):

Читайте так же:  Как помочь новому сотруднику адаптироваться на новом месте работы

Мероприятие № 1 «Проведение тренинга «Повышение квалификации персонала»

Способность совершенствовать свои профессиональные качества является на сегодняшний день одним из основных конкурентных преимуществ любого сотрудника и, соответственно, любой компании. Необходимо следить за тенденциями развития каждой конкретной отрасли и постоянно повышать потенциал собственных кадров с помощью тренингов и программ обучения. Поэтому многие компании включают в число своих приоритетов создание и использование системы обучения и развития персонала.

Старение кадров, высокий уровень текучести, «вымывание» профессионалов из отрасли, с одной стороны, и постоянно возрастающие требования к компетенциям современных работников на фоне динамично развивающегося общества, с другой, составляют одно из основных противоречий сферы культуры. Однозначно, без целенаправленной поддержки со стороны государства невозможно существенно повысить уровень заработной платы и поднять престиж отрасли. Однако и сами учреждения культуры могут многое сделать для формирования и поддержания собственного позитивного имиджа и повышения уровня значимости в сегменте информационных и досугово-развлекательных заведений, привлекая тем самым внимание широкой общественности к своим проблемам и нуждам. Осуществление же данной задачи зависит в первую очередь от профессионализма работников культуры. Ведь даже самые передовые технологии не будут приносить пользу без уверенно владеющих ими квалифицированных специалистов.

Не секрет, что зачастую в учреждения культуры приходят работать пожилые люди ради небольшой прибавки к пенсии и студенты для приобретения первоначального трудового стажа. Последние в большинстве случаев увольняются сразу после получения диплома и ищут более высокооплачиваемые места работы. Широко распространено мнение, что в библиотеках вообще можно работать без всякой специальной подготовки. Это подтверждается и практикой (особенно в сельской местности). Очевидно, что организации с таким кадровым составом не могут быть востребованными и конкурентоспособными в современном обществе.

Поэтому для любого учреждения культуры очень важно выстроить комплексную систему повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников. Причем под повышением квалификации подразумевается расширение и углубление уже имеющихся знаний, а под переподготовкой – получение и освоение новых навыков и приемов работы.

К системе повышения квалификации и переподготовки должны предъявляться следующие требования:

· полный охват всего персонала (каждый сотрудник должен повышать квалификацию по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет);

· дифференцированный подход к разным категориям персонала (использование различных форм повышения квалификации в зависимости от образования, стажа работы, занимаемой должности);

· непрерывность процесса (повышение квалификации должно проходить на постоянной основе, а не от случая к случаю);

· системность и последовательность мер по повышению квалификации персонала (наличие долгосрочного и оперативного планирования данной деятельности).

В каждом учреждении должны быть разработаны планы повышения квалификации сотрудников.

Сводные перспективные планы (сроком до 5 лет) охватывают всех сотрудников учреждения и имеют приблизительный характер.

В годовых планах дается уже более подробное описание программы повышения квалификации с указанием временных сроков и перечнем сотрудников, включенных в программу.

В квартальных планах все данные конкретизируются, в эти планы включаются только те сотрудники, которые должны пройти повышение квалификации именно в данный календарный период (квартал) с разбивкой по структурным подразделениям.

Основным средством повышения квалификации всех без исключения сотрудников учреждения должно быть непрерывное профессиональное самообразование, которое нуждается в постоянной стимуляции и поощрении со стороны руководства.

Порядок повышения квалификации.

Прежде чем приступать к разработке плана повышения квалификации, необходимо определить потребность в обучении каждого сотрудника. Для этого используют следующие методы:

· оценка первоначального уровня подготовки;

· результаты аттестации (программы обучения и переподготовки составляются на основе рекомендаций членной аттестационной комиссии);

· диагностика возникающих в процессе работы проблем;

· комплексный анализ перспективного плана развития учреждения (в том числе плана технической модернизации);

· оперативный мониторинг происходящих изменений (в законодательстве, в области государственных стандартов, в сфере обслуживания).

Основными видами повышения квалификации с отрывом от производства являются:

1) циклы лекционно-семинарских занятий;

2) тематические и проблемные «круглые столы»;

4) групповые тренинги и психологические практикумы;

5) индивидуальные стажировки (на базе ведущих учреждений культуры, в т. ч. и зарубежных) / посещение школ передового опыта;

6) научно-исследовательская деятельность (участие в конференциях, симпозиумах и других научных мероприятиях);

7) курсы переподготовки различного содержания и продолжительности (на базе специализированных учреждений).

Для проведения тренинга выбран метод «Круглый стол» — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).

Продолжительность тренинга 5 дней, с повторными проверочными занятиями 1 раз в месяц на протяжении 2-3 месяцев.

Стоимость данного тренинга составит 63 600 рублей.

Для психологической разгрузки выбран тренинг «Психология влияния». Тренинг посвящен искусству побеждать личностной силой, развитию харизматических качеств личности, психологической защите и нападению. А также овладению технологиями влияния, управляемому конфликту, формированию психологической стойкости.

Тренинг развивает лидерские качества, необходимые для управления людьми и успеха в некомфортных и стрессовых ситуациях: уверенность, самообладание, психологическую неуязвимость, мастерство доминирования в общении и управления людьми.

Тренинг проводится 1 раз в месяц в течении года.

Стоимость данного тренинга составит 53 000 рублей.

Общая стоимость тренингов составит 116600 рублей

Затраты по мероприятию №1«Проведение тренинга «Повышение квалификации персонала»

№п/п Статья затрат Сумма, тыс.руб.
1. Единовременные затраты
1.1 Стоимость тренинга «Круглый стол» 63,6
1.2 Стоимость тренинга «Психология влияния» 53,0
1.2 Стоимость учебных материалов 15,9
2. Текущие затраты
2.1 Проверочные занятия 17,8
Итого затрат 150,3

Для проведения мероприятия №1 необходимо затратить 150,3 тыс. рублей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9104 —

| 7284 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Повышение уровня квалификации персонала
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here