Оценка арестованного имущества должника

Статья 85. Оценка имущества должника

Статья 85. Оценка имущества должника

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 85 настоящего Федерального закона

1. Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ в часть 2 статьи 85 внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона

2. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:

1) недвижимого имущества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 85 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 июня 2018 г. — Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ

4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий, за исключением драгоценных металлов, находящихся на счетах либо во вкладах в банках или иных кредитных организациях;

5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

4. Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:

1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;

2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 85 внесены изменения

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ часть 4 статьи 85 дополнена пунктом 4

4) направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ часть 5 статьи 85 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

5. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ часть 8 статьи 85 изложена в новой редакции

8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.

См. Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества, утвержденные ФССП России от 24 июля 2013 г.

Методические рекомендации Управления Федеральной службы судебных приставов России от 3 мая 2005 г. «Порядок оценки и реализации арестованного имущества должников»

Методические рекомендации Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 3 мая 2005 г.
«Порядок оценки и реализации арестованного имущества должников»

Порядок оценки и реализации арестованного имущества должников определяется нормами Гражданского, Гражданско-процессуального кодексами# Российской Федерации, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 N 119-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 N 135-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2002 N 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» и другими нормативно-правовыми актами.

Процесс реализации арестованного имущества состоит из следующих этапов:

1. арест и изъятие имущества, расчет предполагаемых затрат;

2. оценка имущества;

3. хранение и страхование арестованного и изъятого имущества;

4. передача имущества на реализацию;

5. реализация имущества;

6. денежные расчеты за реализованное имущество;

7. возврат нереализованного имущества.

Изъятие арестованного имущества и передача его для дальнейшей реализации производятся в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, но не ранее пяти дней после наложения ареста. До наступления этого срока должник вправе сам добровольно погасить долг взыскателю.

В целях соблюдения установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» сроков реализации имущества судебный пристав-исполнитель незамедлительно в акте описи самостоятельно оценивает имущество по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, с учетом НДС, за исключением случаев, когда аресту подвергается имущество, цены на которое регулируются государством. Стоимость этого имущества определяется равной стоимости, установленной соответствующими актами органов государственной власти.

Читайте так же:  Консульство узбекистана в россии адреса

Под рыночной стоимостью имущества понимается наиболее вероятная цена, по которой имущество может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519 «Об утверждении стандартов оценки).

Если оценка отдельных предметов является затруднительной, либо должник или взыскатель возражает против оценки, произведенной судебным приставом-исполнителем в акте описи, последний для определения рыночной стоимости арестованного имущества приглашает специалиста либо назначает своим постановлением оценщика.

В качестве специалистов могут быть привлечены любые лица, имеющие специальные познания в данной сфере.

В качестве оценщика могут быть привлечены специализированные организации или специалисты-оценщики, прошедшие конкурсный отбор и заключившие с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю договор (соглашение) о взаимодействии по оценке арестованного имущества и имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.

В обязательном порядке оценщик назначается для оценки рыночной стоимости объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям (ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при аресте ценных бумаг, изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней (лома этих изделий), имеющих производственное или лабораторное значение, ювелирных изделий (лома этих изделий), монет из драгоценных металлов, коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте, а также имущества, имеющего историческую или художественную ценность (п. 8 Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, утвержденного постановлением Правительства от 07.07.1998 N 723), объектов недвижимости, интеллектуальной собственности, дебиторской задолженности.

Результаты оценки рыночной стоимости арестованного имущества, включая НДС, выполненные оценщиком, оформляются заключением (отчетом) об оценке в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и нормативными документами, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности в Российской Федерации.

Заключение (отчет) об оценке рыночной стоимости арестованного имущества, выполненное оценщиком, должник или взыскатель вправе оспорить исключительно в судебном порядке.

Судебный пристав-исполнитель после проведения оценки и установления стоимости имущества обязан в максимально короткие сроки ознакомить должника и взыскателя с оценкой арестованного имущества, и лишь после этого направить заявку на реализацию арестованного имущества.

В целях создания единой системы реализации арестованного, конфискованного и иного имущества и обеспечения эффективного государственного контроля за процессом его реализации функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество наделен исключительно Российский фонд федерального имущества.

Российский фонд федерального имущества, в лице Дальневосточного межрегионального отделения, имеет право на основании договоров привлекать к реализации имущества отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц (п. 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» от 19.04.2002 N 260).

Основанием для реализации имущества является Договор (Соглашение) о взаимодействии при реализации арестованного (передачи конфискованного) имущества, заключаемый между Управлением ФССП России по Приморскому краю и Дальневосточным межрегиональным отделением РФФИ, постановление судебного пристава-исполнителя о передаче имущества на реализацию и заявка на реализацию арестованного имущества.

Имущество, передаваемое судебным приставом-исполнителем на реализацию, принимается отделением Фонда либо его поверенным.

Передача имущества на реализацию оформляется актом приема-передачи.

Форма реализации определяется правовым режимом арестованного имущества (ст. 448 ГК РФ). Продажа недвижимого имущества, права долгосрочной аренды, прав требования (дебиторской задолженности), незавершенно строительства осуществляется путем проведения торгов.

Срок реализации имущества на комиссионных началах не может превышать двух месяцев со дня наложения ареста, а на торгах — со дня получения заявки отделением Фонда.

Цена реализации имущества не должна быть ниже стоимости, указанной в заявке судебного пристава-исполнителя.

Ответственность за соблюдение норм действующего законодательства при осуществлении непосредственно реализации имущества несет в полном объеме Фонд.

Передача реализованного имущества покупателю осуществляется Фондом (его поверенным) по акту приема-передачи после подтверждения судебным приставом-исполнителем поступления средств от реализации имущества на счет отдела судебных приставов путем направления Фонду (его поверенному) уведомления.

После передачи имущества покупателю судебный пристав-исполнитель незамедлительно снимает арест с переданного имущества.

II. Оценка арестованного имущества судебным приставом-исполнителем

2.1. Судебным приставом-исполнителем производится оценка имущества, стоимость которого по предварительной оценке не превышает 30 тыс. рублей.

2.2. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных
к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов – путем запроса цены на инвестиционные паи
у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

2.3. Стоимость арестованного имущества, по предварительной оценке не превышающая 30 тыс. рублей, устанавливается судебным приставом-исполнителем с учетом сложившихся в регионе цен на аналогичные товары. Итоговая стоимость выражается в валюте Российской Федерации (в рублях).

2.4. Проведение оценки судебным приставом-исполнителем включает следующие этапы:

сбор и анализ информации и документов, необходимых для проведения оценки;

осуществление необходимых расчетов;

определение итогового размера рыночной стоимости объекта оценки путем вынесения постановления об оценке имущества должника.

Сбор информации и документов, необходимых для проведения оценки, осуществляется судебным приставом-исполнителем с момента наложения ареста на имущество.

2.5. В акте о наложении ареста (описи имущества) следует подробно указывать:

характеристики каждой занесенной в акт вещи (наименование, производитель, марка, модель);

отличительные признаки вещи (серийный, инвентарный или иной номер, год выпуска);

сведения о комплектности вещи (наличие принадлежностей, технического паспорта (инструкции), талона на гарантийное обслуживание, сертификата
или иного документа, подтверждающего соответствие вещи обязательным требованиям и стандартам);

техническое состояние вещи (нахождение вещи в употреблении, степень износа, качество функционирования, наличие дефектов).

Читайте так же:  Протокол собрания правления тсж образец

Судебный пристав-исполнитель также может дополнительно затребовать
у должника (иного лица) информацию о состоянии вещи, дате ее приобретения
и сроках эксплуатации.

2.6. Определив характеристики арестованного имущества должника, судебный пристав-исполнитель принимает меры к поиску объекта-аналога,
в отношении которого имеется информация о цене. Объектом-аналогом для оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (ФСО № 1).

2.7. Для поиска объекта-аналога можно использовать сведения, содержащиеся в общедоступных источниках, в том числе информацию, публикуемую Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами и биржами о результатах реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями, а также сведения, предоставленные производителями товаров.

Отдел организации работы по реализации имущества должников территориального органа ФССП России (далее – отдел организации работы по реализации имущества должников), не реже одного раза в квартал проводит мониторинг цен на товары, оценку которых потенциально могут осуществлять судебные приставы-исполнители, информацию о результатах мониторинга направляет в подразделения судебных приставов.

2.8. Для установления стоимости объекта оценки судебный пристав-исполнитель использует сравнительный подход. Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных
на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах (ФСО № 1).

Применяя сравнительный подход к оценке, судебный пристав-исполнитель:

выбирает единицы сравнения и проводит сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения;

осуществляет согласование результатов значений единиц сравнения
по выбранным объектам-аналогам;

В случае если объект оценки полностью идентичен объекту-аналогу
по выбранным судебным приставом-исполнителем единицам сравнения, то
за основу принимается стоимость, равная стоимости объекта-аналога.

Если объект оценки сравнивается с несколькими полностью идентичными объектами-аналогами, то рыночная стоимость определяется как среднее арифметическое значение рыночной стоимости объектов-аналогов.

2.9. В качестве единиц сравнения в первую очередь используются существенные единицы сравнения – категория (функциональное назначение) вещи
и техническое состояние вещи. Сравнение объекта оценки с объектом-аналогом может осуществляться и по иным единицам сравнения.

При невозможности подобрать объект-аналог, полностью идентичный объекту оценки, подбирается объект-аналог, идентичный по существенным единицам сравнения.

При расхождении единиц сравнения расчетная стоимость объекта оценки понижается в соответствии со шкалой корректировки стоимости имущества (приложение № 1).

Видео (кликните для воспроизведения).

2.10. По результатам определения стоимости имущества судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке имущества, в мотивировочной части которого указывает сведения об имуществе, оценка которого производилась, его характеристики, обстоятельства определения рыночной стоимости, полученный результат.

При вынесении указанного постановления судебному приставу-исполнителю необходимо в соответствии со статьей 36 Закона учитывать общие сроки совершения исполнительных действий.

Копия постановления об оценке имущества не позднее дня, следующего
за днем его вынесения, направляется судебным приставом-исполнителем сторонам исполнительного производства.

2.11. Оценка, произведенная судебным приставом-исполнителем
без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с главой 18 Закона или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

В случае несогласия сторон исполнительного производства с оценкой, произведенной судебным приставом-исполнителем, судебный пристав-исполнитель для оценки арестованного имущества привлекает оценщика, с которым территориальным органом ФССП России заключен государственный контракт
на оказание услуг по оценке арестованного имущества или договор на оказание услуг по оценке арестованного имущества.

2.12. При направлении заявки на реализацию арестованного имущества, оценку которого судебный пристав-исполнитель произвел самостоятельно, старшему судебному приставу и отделу организации работы по реализации имущества должников следует в течение двух рабочих дней проверить соблюдение требований Закона, в том числе надлежащее ознакомление сторон исполнительного производства с оценкой, произведенной судебным приставом-исполнителем.

В случае обнаружения старшим судебным приставом или отделом организации работы по реализации имущества должников несоблюдения судебным приставом-исполнителем требований Закона необходимо указать причину, вернуть судебному приставу-исполнителю заявку в целях устранения выявленных недостатков в течение двух рабочих дней.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8492 —

| 8082 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Исполнительное производство

Оценка имущества должника

Правовое регулирование оценочной деятельности в рамках исполнительного производства подверглось изменению. Ранее приоритет в оценке был установлен в отношении судебных приставов- исполнителей. В новом Законе об исполнительном производстве установлены более жесткие требования к оценке имущества в части, касающейся права судебного пристава-исполнителя осуществить оценку имущества должника самостоятельно без привлечения профессионального специалиста — оценщика.

В соответствии с частью 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки:

  1. недвижимого имущества;
  2. ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
  3. имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
  4. драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
  5. коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
  6. предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
  7. вещи, стоимость которой, по предварительной оценке, превышает 30 тыс. руб.

Кроме того, установлено, что судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

В целях уяснения сущности складывающихся в этой сфере правоотношений, представляется вполне оправданным провести анализ понятия «оценка» и «оценочная деятельность».

Оценочная деятельность и сама категория «оценка» является многогранным понятием. В частности, категория оценки известна социологической науке. Сведения из социологического энциклопедического словаря дают двойственное значение понятию «оценка». Так, кроме уже известного «определение цены чего-либо», возможно и другое значение: «соотнесение какого-либо объекта с принятым критерием, образцом, нормой». В экономической науке категория «оценка» в неразрывной связи соотносится с тремя понятиями: «ценность», «цена» и «стоимость». В объяснении процессов оценивания и ценообразования современной экономической наукой исходным пунктом определяется истолкование мотивов поведения участников обмена, производства, потребления.

Читайте так же:  Выплаты при увольнении по военной травме

В юридических науках категория «оценка», подобно философским и социологическим учениям, соотносится с понятием «ценность». В этом смысле юриспруденция традиционно с термином «оценка» связывает деятельность, определяемую как толкование нрава, квалификацию действия (например, признать лицо добросовестным векселедателем, титульным владельцем, добросовестным налогоплательщиком и др.), применение права; процессуальные науки особое значение придают оценке судом доказательств.

Цивилистическая наука кроме общеюридического смысла категории «оценка» придает специальный смысл, и, подобно экономическим учениям, соотносит ее с тремя понятиями: «ценность», «цена» и «стоимость».

По наиболее распространенной в научной литературе XIX века позиции, существо блага как объекта гражданских прав неразрывно связано с ценностью, которая могла быть объективной (выражается в способности к обмену — меновой ценности) или субъективной (полезной способности). В связи с этим оценка товара сводилась к определенному измерению его ценности на деньги, которая может быть определена или к твердой цифре как известная денежная сумма, или пропорционально качеству товаров.

В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Проблема цен и механизма формирования цен — одна из ведущих и в наши дни в экономической науке. В качестве юридической категории цена выступает условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость и, кроме того, служит ориентиром при реализации имущества должника в рамках исполнительного производства.

При рассмотрении вопросов, связанных с оценкой имущества, на которое обращается взыскание в соответствии с Законом об исполнительном производстве, необходимо учитывать нормативное определение понятия «оценочная деятельность». Оно дается в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Дефиницией выделен один из существенных признаков оценочной деятельности — цель (установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости).

Таким образом, оценочная деятельность по своей природе представляет проведение независимой оценки имущества, а независимая оценка, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, в формально-логическом смысле составляет содержание оценочной деятельности.

Рассмотрение соотношения мыслительной (сознательной) и практической (материальной) деятельности в полной мере применимо и к процедуре оценки имущества.

В юридической литературе общепризнано, что право не претендует и не может претендовать на регулирование внутренней, интеллектуальной деятельности, ибо право является инструментом, воздействующим на поведение людей. Совершенно очевидно и то, что юридическая наука не может претендовать на нормативное определение процессов оценивания. Однако если в объяснении процессов оценивания и ценообразования современной экономической наукой исходным пунктом определяется истолкование мотивов поведения участников обмена, производства, потребления, то цель юридической пауки должна состоять в установлении правовых оснований применения того или иного вида стоимости (цен).

О проведении независимой оценки, осуществлении оценочной деятельности свидетельствует комплекс внешнепредметных действий, которые подвергаются правовой регламентации. Так, Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сформулированы обязательные требования к форме и содержанию договора как основанию проведения оценки (ст. 9—10), общие требования к форме и содержанию отчета об оценке объекта оценки — надлежащему исполнению оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором (ст. 11).

В свою очередь, установление количественных и качественных характеристик объекта оценки, анализ рынка, к которому относится объект оценки, выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов, обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки невозможно без познания лицом существа рассматриваемого объекта.

Независимая профессиональная оценка направлена на обнаружение и фиксацию существенных свойств исследуемого объекта, определяемых целями оценки. Следовательно, оценочную деятельность можно соотносить с «поисковой, нацеленной на достижение прироста познавательной информации», которую противопоставляют стандартизированной (стереотипно-механической). Это свойство независимой оценки в конечном счете определяет информационный характер услуг, опосредующих обязательства по осуществлению оценочной деятельности.

В том случае, если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель 1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; 2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; 3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. При этом стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Статьей 85 Закона об исполнительном производстве определено, что стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с Законом об исполнительном производстве или оспорена в суде не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Оценка арестованного имущества. Оценка арестованного имущества судебным приставом-исполнителем. Оценка арестованного имущества специалистом-оценщиком.

56) Очень часто оценка имущества должника определяет исход исполнительного производства в целом. От того, насколько стоимость арестованного судебными приставами соответствует сложившимся ценам, зависят сроки реализации имущества, а зачастую и возможность его продажи. Следовательно, объективная оценка имущества может значительно ускорить процесс удовлетворения требований взыскателя.

Читайте так же:  Узнать очередь в детский сад по фамилии

В случае завышения цены арестованного имущества снижается вероятность его продажи, а реализация по заниженной цене влечет нарушение прав и законных интересов должника и взыскателя. Только справедливое определение рыночной стоимости имущества должника способно минимизировать предпосылки для возникновения конфликта интересов сторон исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель при оценке арестованного имущества ориентируется на сложившиеся в регионе цены на аналогичные товары. При этом он использует информацию, публикуемую Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами, биржами, а также данные, содержащиеся в ежемесячном статистическом бюллетене «Индексы цен и тарифов», в различных ценовых журналах и частных газетных объявлениях.

Если должник или взыскатель не согласен с оценкой судебного пристава, то они вправе ее обжаловать в 10-дневный срок со дня извещения о произведенной оценке.

Законом предусмотрены и случаи, когда цену имущества определяет не судебный пристав-исполнитель, а привлеченный специалист. Такого рода услуги требуются для оценки:

— ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

— имущественных прав, драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

— коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

— предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

— вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

Также законом предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан привлечь специалиста, если должник или взыскатель не согласны с произведенной оценкой. При этом оценка арестованного имущества, установленная оценщиком, носит рекомендательный характер и в судебном порядке может быть оспорено только постановление судебного пристава, определяющее цену арестованного имущества.

Реализация арестованного имущества. Формы реализации арестованного имущества.

57) Реализация может быть в двух формах, выбор которых зависит от критериев:

От стоимости имущества

От вида имущества независимо от стоимости.

Первый вид- реализация имущества путем самостоятельной продажи должником. Новый способ реализации, введены в марте 2014. Должник вправе самостоятельно реализовать имущество, оцененное на сумму не более тридцати тысяч рублей. Для чего он обязан подать судебному приставу исполнителю ходатайство.

В случае передачи имущества должнику на самостоятельную реализацию судебный пристав исполнитель выносит постановление об отложении мер принудительного исполнения ст 38 закона, в котором указывается что вырученная должником от продажи сумма в срок не более десяти дней со дня вынесения этого постановления должна быть перечислены на счет подразделения судебных приставов. Должник предупреждается об ответственности за совершении незаконных действий в отношении этого имущества и последствиях нереализации в установленный срок. Если должник это имущество не реализовал, то судебный пристав исполнитель предлагает взыскателю оставить имущество за собой. В случае отказа взыскателя от этого имущества оно передается на принудительную реализацию.

Второй вид — реализация путем принудительной продажи. Здесь два способа.
Первый способ — на комиссионных началах ( мебель, компьютерная техника, офисных техника, недотрогой автотранспорт). Продажу осуществляет ростмущество, его территориальные органы и подведомственные ему организации, а также привлекаемые им физические и юрид лица, отобранные.

Постановление правительства от 5.06.08 номер 432 ‘ о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом’ и утвержден приказ фссп номер 347 и росимущества номер 149 от 25.07.08 ‘ . По вопросам организации реализации арестованного имущества’.

О передаче имущества судебный пристав исполнитель выносит постановление, это постановление должно быть вынесено в период от 10 до 20 дней со дня вынесения постановления об оценке имущества. Форма этого постановления — приложение 72 к приказу фссп от 11.07,12 номер 318 ‘о перечне примерных форм документов’.
Передача имущества специализированной организации осуществляется по акту приема передачи в течение 10 дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. С момента подписания этого акта имущество считается официально переданным на реализацию.

Если имущество не было реализовано в течение срока, установленного законом, начальная цена этого имущества снижается на 15%. После этого снижения стоимости происходит повторная реализация. Если имущество не было реализовано рос имуществом в течение установленного срока после снижения цены, пристав исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. Такое имущество передается взыскателю по цене, на 25% ниже стоимости, указанной в постановлении об оценке. О передаче имущества взыскателю выносится постановление пристава. Передача осуществляется по акту приема передачи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9938 —

| 7750 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

5.3. Оценка имущества должника

Заметим, что оценка имущества должника возможна как самим судебным приставом-исполнителем, так и назначенным им специалистом.

Согласно ст. 85 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки:

1) недвижимого имущества;

2) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов)*(186);

3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 000 руб.

Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:

1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;

Читайте так же:  Как взять кредит под материнский капитал

2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с законом или оспорена в суде не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Приказом Главного управления Минюста России по Республике Татарстан от 12.04.2002 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления исполнительных действий, связанных с арестом и передачей на реализацию имущества должников» определено, что привлечение специалиста обязательно при оценке недвижимости, объектов незавершенного строительства, нематериальных активов (интеллектуальной собственности), предприятий как имущественного комплекса, драгоценных камней, металлов, изделий из них и лома редкоземельных металлов.

Правоприменительная практика в Республике Татарстан показывает, что оценка арестованного имущества судебным приставом-исполнителем — достаточно редкое явление, в большинстве случаев привлекается специалист.

В итоге конечная оценочная стоимость имущества процессуально оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. При этом немаловажное значение имеет информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком»*(187). В соответствии с п. 1 указанного информационного письма, если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица (в нашем случае — для сторон и судебного пристава-исполнителя) предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.

Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).

В связи с этим следует также учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель. Поэтому даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого судебного пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.

Реализацию данного правила можно выявить в многочисленных примерах правоприменительной практики. Так, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2005 N А56-44114/2004 суд отказал в иске о признании недостоверной произведенной ответчиком в рамках сводного исполнительного производства оценки имущества истца, поскольку в соответствии с Законом об исполнительном производстве 1997 г. оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель, а когда для такой оценки привлекается независимый оценщик, в судебном порядке может быть оспорено только постановление судебного пристава, определяющее цену имущества.

По сложившейся практике Минюст России несет ответственность за неправомерные действия судебного пристава-исполнителя, если он занизил оценку арестованного имущества.

Оценка имущества производится: 1) по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, 2) в случаях, предусмотренных законом; 3) в ином порядке (например, по регулируемым ценам).

Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Можно предположить, что в исполнительном производстве имеют место чрезвычайные обстоятельства, так как имущество отчуждается принудительно, информации, характеризующей объект оценки, может быть недостаточно, объект оценки не должен экспонироваться на рынке более установленного Законом об исполнительном производстве двухмесячного срока. Поэтому оценка по рыночной цене в рамках исполнительного производства явно отличается от самого понятия рыночной цены в Законе об оценочной деятельности. Определенным выходом из сложившейся ситуации может быть использование оценочной категории — специальной стоимости объектов оценки в условиях исполнительного производства.

В качестве примера оценки имущества по регулируемым ценам можно указать совместный приказ ФЭК России и Федерального долгового центра при Правительстве РФ от 04.09.2000 N 101*(188), которым утвержден Временный порядок реализации арестованной электрической энергии организаций-должников — субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности). Согласно ему, оценка арестованной электрической энергии организаций-должников производится судебным приставом-исполнителем, а также специалистами (специализированными организациями) по регулируемым тарифам, установленным ФЭК России в виде фиксированных значений или предельных уровней указанных тарифов. В акте описи или ареста имущества указывается стоимость электрической энергии исходя из стартовых тарифов ее реализации на торгах, установленных ФЭК России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме перечисленных способов, возможна также оценка и по балансовой стоимости. Так, согласно приказу Минюста России от 03.07.1998 N 76 «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций»*(189), в тех случаях, когда невозможно определить рыночную стоимость дебиторской задолженности, подвергаемой аресту, лица, осуществляющие взыскание, производят оценку с учетом ее балансовой стоимости.

Оценка арестованного имущества должника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here