Относится ли фсб к министерству обороны

История создания

(7) 20 декабря 1917г. постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Ее первым председателем был назначен Ф.Э.Дзержинский. На этом посту он находился до 6 февраля 1922г. С июля по август 1918г. обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я.Х. Петерс

6 февраля 1922г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР.

2 ноября 1923г. Президиум ЦИК СССР создал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926г.) оставался Ф.Э.Дзержинский, которого сменил В.Р.Менжинский, возглавлявший ОГПУ до 1934г.

10 июля 1934г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. После смерти Менжинского работой ОГПУ, а позднее и НКВД с 1934 по 1936гг. руководил Г.Г.Ягода. С 1936 по 1938гг. НКВД возглавлял Н.И.Ежов. С ноября 1938 до 1945гг. руководителем НКВД был Л.П.Берия.

3 февраля 1941г. НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Нарком внутренних дел — Л.П.Берия. Нарком государственной безопасности — В.Н.Меркулов. В июле 1941г. НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат — НКВД СССР. В апреле 1943г. был вновь образован Наркомат государственной безопасности СССР во главе с В.Н.Меркуловым.

15 марта 1946г. НКГБ был преобразован в Министерство государственной безопасности. Министр — В.С.Абакумов. В 1951 — 1953гг. пост министра государственной безопасности занимал С.Д.Игнатьев. В марте 1953г. было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в единое МВД СССР во главе с Л.П.Берия.

ВЧК
ГПУ
ОГПУ
НКВД
НКГБ
СССР
МГБ
МВД 5 марта 1953г. было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в единое МВД СССР во главе с Л.П.Берия. 26 июня 1953г. МВД СССР возглавил С.Н.Круглов.
КГБ
СССР

13 марта 1954г. создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.
С 1954 по 1958гг. руководство КГБ осуществлял И.А.Серов,
с 1958 по 1961гг. — А.Н.Шелепин,
с 1961 по 1967гг. — В.Е.Семичастный,
с 1967 по 1982гг. — Ю.В.Андропов,
с мая по декабрь 1982г. — В.В.Федорчук,
с 1982 по 1988гг. — В.М.Чебриков,
с 1988 по август 1991гг. — В.А.Крючков,
с августа по ноябрь 1991г. — В.В.Бакатин.
3 декабря 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев подписал Закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время — Служба внешней разведки РФ).

МСБ

28 ноября 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев подписал Указ «Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности».
Руководитель — В.В.Бакатин (с ноября 1991 по декабрь 1991г.).

КГБ
РСФСР

6 мая 1991г. председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин и председатель КГБ СССР В.А.Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В.В.Иваненко.

АФБ

26 ноября 1991г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ о преобразовании КГБ РСФСР в Агентство Федеральной безопасности РСФСР.
Возглавил АФБ — В.В.Иваненко с ноября 1991 по декабрь 1991г.

МБ

24 января 1992г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ об образовании Министерства безопасности Российской Федерации на базе упраздняемых Агентства Федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской службы безопасности.
Министр — В.П.Баранников с января 1992г. по июль 1993г.,
Н.М.Голушко с июля 1993г. по декабрь 1993г.

ФСК

21 декабря 1993г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ об упразднении Министерства безопасности и о создании Федеральной службы контрразведки.
Директор — Н.М.Голушко с декабря 1993г. по март 1994г.,
С.В.Степашин с марта 1994г. по июнь 1995г.

ФСБ

3 апреля 1995г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал Закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», на основании которого ФСБ является правопреемником ФСК.
Директор — М.И.Барсуков с июля 1995г. по июнь 1996г.,
Н.Д.Ковалев с июля 1996г. по июль 1998г.,
В.В.Путин с июля 1998г. по август 1999г.,
Н.П.Патрушев с августа 1999г. по май 2008г.
А.В.Бортников с мая 2008г.

Телефон доверия: (495) 224-2222 (круглосуточно)
Почтовый адрес: г.Москва. 107031, ул.Большая Лубянка, дом 1/3

© 2019. © Федеральная служба безопасности Российской Федерации. 1999 — 2019 г.
При использовании материалов ссылка на сайт ФСБ России обязательна.

Относится ли фсб к министерству обороны

21 декабря 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ об упразднении Министерства безопасности РФ и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). 3 апреля 1995 года Ельцин подписал Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», вступивший в силу 12 апреля 1995 года. В соответствии с ним ФСК была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций. 23 июня 1995 г. соответствующие изменения «задним числом» были внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти [2] . Этим же указом были утверждены положение о службе и структура её центрального аппарата, повторявшая структуру ФСК за некоторыми исключениями (воссоздано следственное управление, появилось управление специальных операций, секретариат преобразован в управление делами).

14 августа 1996 года официальное наименование службы было изменено с «Федеральная служба безопасности Российской Федерации» на «Федеральная служба безопасности России». 9 сентября 1996 года переименование было отменено.

В мае 1997 г. произведена крупная реорганизация центрального аппарата: из 22-х управлений осталось 5, остальные сгруппированы в 5 департаментов [3] .

11 марта 2003 года Президент РФ Владимир Путин своим указом передал функции Федеральной пограничной службы РФ и ФАПСИ в ведение ФСБ России.

В июле 2004 г. произведена следующая крупная реорганизация центрального аппарата: вместо департаментов созданы службы Федеральной службы безопасности, количество заместителей директора уменьшено с двенадцати до четырёх (включая двух первых) [4] .

Читайте так же:  Как проверить спецтехнику по номеру псм

Направления деятельности

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», [1] деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • борьба с преступностью;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ. [1]

Контрразведывательная деятельность

Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. [1]

Борьба с преступностью и террористической деятельностью

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. [1] На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью. [1]

Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке». [1]

Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются: [1]

  • защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий: [1]

  • при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
  • при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.

Структура органов государственной безопасности

К органам федеральной службы безопасности относятся: [1]

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  • управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
  • управления (отделы, отряды) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по пограничной службе (пограничные органы);
  • другие управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);
  • авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности

Их создание осуществляется по региональному принципу, т.е. в пределах границ одного региона или субъекта РФ (например, управление ФСБ по Красноярскому краю, Иркутской области, Чеченской Республике). Исключение составляют управление ФСБ России по г. Москве и Московской области и управление ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которые осуществляет свою деятельность на территории одновременно двух субъектов РФ. Территориальные органы федеральной службы безопасности являются государственными органами, находящимися в ее подчинении, и составляют основу всей системы ФСБ России.

Организационно территориальные органы федеральной службы безопасности строятся по образу центрального аппарата службы. В составе управлений имеются: разведывательный отдел; отдел контрразведывательных операций; отдел по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; отдел экономической безопасности; следственный и другие отделы.

Отделы (отделения) в городах и районах субъектов РФ органами федеральной службы безопасности не являются и представляют собой структурные подразделения названных территориальных органов безопасности.

Органы безопасности в войсках

Их структура, полномочия и деятельность регламентированы Положением об управлениях (отделах) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденным Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318. Исполняя свои функции в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках, внутренних войсках МВД России, СВР России, федеральных органах государственной охраны и др., органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий, в частности:

  • – устанавливают на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения иных задач, предусмотренных федеральным законодательством;
  • – осуществляют оперативно-розыскные, контрразведывательные и разведывательные мероприятия на объектах оперативного обеспечения и в их окружении в целях решения задач, возложенных на органы безопасности в войсках;
  • – осуществляют хранение и использование оперативных и других материалов, необходимых для обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, создают в этих целях информационные системы и т.д.

Трехзвенную систему органов безопасности в войсках составляют:

  • – управление военной контрразведки (3 Управление) ФСБ России;
  • – управления и отделы ФСБ России по военным округам и флотам (например, управления ФСБ по Центральному военному округу, Ракетным войскам стратегического назначения, Северному флоту), внутренним войскам МВД России, региональным управлениям Пограничной службы, группам войск, объединениям центрального подчинения;
  • – отделы ФСБ России по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования и организациям.

Структура и штаты органов безопасности в войсках устанавливаются и изменяются директором ФСБ России по представлению начальника 3 Управления.

Читайте так же:  Куда выбрасывать просроченные лекарства

В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия (в ее состав входят начальник 3 Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители, а также другие руководящие сотрудники данного управления и органов безопасности в войсках).

Относится ли фсб к министерству обороны

21 декабря 1993 года Президент России Б. Н. Ельцин подписал указ об упразднении Министерства безопасности Российской Федерации и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). 3 апреля 1995 года Президент подписал Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», вступивший в силу 12 апреля 1995 года. В соответствии с ним ФСК России была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций. 23 июня 1995 г. соответствующие изменения «задним числом» были внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти [4] . Этим же указом были утверждены положение о службе и структуре её центрального аппарата, повторявшей структуру ФСК за некоторыми исключениями (воссоздано следственное управление, появилось управление специальных операций, а секретариат преобразован в управление делами).

14 августа 1996 года официальное наименование службы было изменено с «Федеральная служба безопасности Российской Федерации» на «Федеральная служба безопасности России». 9 сентября 1996 года переименование было отменено.

В мае 1997 г. произведена крупная реорганизация центрального аппарата: из 22-х управлений осталось 5, остальные сгруппированы в 5 департаментов [5] .

11 марта 2003 года Президент Российской Федерации В. В. Путин своим указом передал функции Федеральной пограничной службы Российской Федерации и часть функций ФАПСИ в ведение ФСБ России.

В июле 2004 г. произведена следующая крупная реорганизация центрального аппарата: вместо департаментов созданы службы Федеральной службы безопасности, количество заместителей директора уменьшено с двенадцати до четырёх (включая двух первых) [6] .

Направления деятельности

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», [2] деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • борьба с преступностью;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ. [2]

Контрразведывательная деятельность

Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации [2] .

Борьба с преступностью и террористической деятельностью

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. [2] На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью. [2]

Разведывательная деятельность

Разведка — деятельность органов ФСБ России в пределах Российской Федерации по добыче, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическими группировками. Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке». [2]

Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются: [2]

  • защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий: [2]

  • при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
  • при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.

Структура органов ФСБ

К органам федеральной службы безопасности относятся: [2]

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  • управления (отделы) ФСБ России в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях,
  • Пограничная служба Российской федерации, а также управления (отделы, отряды) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);
  • другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);
  • авиационные, железнодорожные, [источник не указан 156 дней] автотранспортные [источник не указан 156 дней] подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Руководство ФСБ России

Первые заместители директора:

  • Горбунов, Юрий Сергеевич — статс-секретарь
  • Кулишов, Владимир Григорьевич — руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета
  • Купряжкин, Александр Николаевич

Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Справка

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости. Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ была образована 15 лет назад — 3 апреля 1995 года президент РФ Борис Ельцин подписал Закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

Ниже приводится справочная информация.

Свою историю органы безопасности России ведут с 20 декабря (по старому стилю 7 декабря) 1917 году, когда в соответствии с Декретом Совнаркома, была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Феликсом Дзержинским.

Читайте так же:  Внести изменения в стс при смене фамилии

С 1917 года органы безопасности несколько раз меняли название: с 1922 года — Государственное политическое управление (ГПУ), с 1934 года — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), с 1941 года — Наркомат государственной безопасности (НКГБ), с 1946 года — Министерство государственной безопасности (МГБ), с 1953 года — Министерство внутренних дел (МВД), с 1954 года — Комитет государственной безопасности (КГБ), с декабря 1991 года — Межреспубликанская служба безопасности (МСБ), с января 1992 года — Министерство безопасности РФ, с декабря 1993 года — Федеральной службы контрразведки (ФСК).

Новейшая история органов безопасности России начинается с 3 апреля 1995 года, когда президент РФ Борис Ельцин подписал Закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», на основании которого Федеральная служба безопасности (ФСБ) является правопреемником ФСК.

В разные времена органы безопасности в России выполняли разные функции. Но две из них оставались неизменными — контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (РФ), защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

ФСБ России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Президент РФ в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуру органов федеральной службы безопасности.

В систему органов безопасности входят:

— Федеральная служба безопасности РФ (федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности);

— территориальные органы — управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ;

— органы безопасности в войсках — управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных силах, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления;

— пограничные войска ФСБ России;

Другие органы безопасности;

— авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности РФ.

Согласно закону «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

— борьба с терроризмом;


— борьба с преступностью;

— обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

Основными задачами ФСБ России являются:

1) управление органами безопасности, а также организация их деятельности;

2) информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям — федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

3) организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

4) координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

5) организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов безопасности;

6) организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

7) организация и осуществление борьбы с терроризмом и обеспечение борьбы с диверсионной деятельностью;

8) осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;

9) организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывания и обработки разведывательной информации;

10) организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы;

11) обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку;

12) обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов безопасности;

13) организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

14) формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности;

15) организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в РФ и ее учреждениях за рубежом.

ФСБ России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директором ФСБ России с мая 2008 года является генерал армии Бортников Александр Васильевич.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ФСБ: выше только свои?

Решения о выделении денег самой закрытой структуре силовиков принимают их «бывшие» и действующие коллеги. Кто в действительности контролирует деятельность Федеральной службы безопасности

  • «Новая» продолжает исследовать самую закрытую госкорпорацию — ФСБ: дорогостоящую госструктуру, находящуюся вне зоны общественного контроля, с массой коррумпированных сотрудников, считающих себя элитой. Кто и как вообще контролирует.

    «Новая» продолжает исследовать самую закрытую госкорпорацию — ФСБ: дорогостоящую госструктуру, находящуюся вне зоны общественного контроля, с массой коррумпированных сотрудников, считающих себя элитой. Кто и как вообще контролирует «контору»? Кто принимает решение о дополнительном ее финансировании? Кто проверяет, на что ушли деньги? Что касается денег — это вообще отдельная история, поскольку соответствующая строка бюджета является секретной и недоступной для налогоплательщика и общественных организаций. Между тем расходы на спецслужбы растут год от года — попробуем сопоставить эту динамику с успехами чекистов.

    Читайте так же:  Приказы распоряжения по личному составу

    Что имеем в реальности

    Согласно Конституции и Положению о ФСБ, чекисты подчиняются президенту и правительству. Как происходит это подчинение и устраивают ли Медведев и Путин им взбучки — не известно. Из года в год нам показывают хорошо отлакированные телекартинки, когда напротив очередного президента сидит с бумажками очередной директор ФСБ и бодро рапортует о достижениях. При этом налогоплательщик не в состоянии проверить, насколько эти релизы соответствуют действительности.

    И получается некий театр абсурда: теракт — доклады об уничтоженных боевиках — финансовые вливания — снова теракт. Судите сами.

    2004 год: тогдашний премьер Фрадков (сейчас руководитель СВР) сообщил о дополнительных субсидиях, выделенных правительством на содержание ФСБ.

    В феврале в вагоне московского метро сработало взрывное устройство. Погиб — 41, ранены — 250. Затем бомба взорвалась у станции метро «Рижская» (10 погибших и 33 раненых).

    22 июня того же года более 500 боевиков совершили нападение на административные здания и объекты МВД в Ингушетии: погибло 78 человек, 114 человек получили ранения. Среди погибших — 35 сотрудников милиции и пять прокурорских работников.

    1 сентября: захват боевиками школы в Беслане, а затем бездарное освобождение заложников — сотни погибших. Руководили операцией генералы ФСБ Проничев (сейчас возглавляет погранслужбу) и Анисимов. Никто из официальных лиц не понес наказания, а Проничев секретным указом Путина, наоборот, награжден.

    2005 год: министр финансов Кудрин заявил, что расходы на МВД, ФСБ, СВР, ФСО вырастут на сумму 50 млрд рублей, которые пойдут на техническое оснащение и подготовку специалистов.

    12 июня — взрыв в Московской области на железнодорожных путях — сошли с рельсов 4 вагона поезда № 382 Грозный — Москва. Пострадали 42 человека.

    1 июля — в Махачкале приведено в действие взрывное устройство мощностью около 7 кг в тротиловом эквиваленте — погибло 11 военнослужащих, 26 получили ранения.

    13 октября — 180 боевиков атаковали объекты силовых структур в Нальчике: погибло 12 граждан и 35 милиционеров.

    2006 год: выступая на коллегии ФСБ, Путин поблагодарил руководящий состав и рядовых сотрудников за добросовестное выполнение своих обязанностей и пообещал увеличить расходы на безопасность на 27%.

    21 августа — взрыв на Черкизовском рынке в Москве. Погибло 14 человек, ранены 61.

    2007 год: указом Путина финансирование ФСБ увеличено на треть, а зарплаты сотрудников — на четверть. Президент также сообщил, что закупки вооружений для ФСБ увеличатся на 20%, а расходы на капстроительство — на 73%.

    13 августа в результате подрыва железнодорожного полотна произошла авария поезда «Невский экспресс». Мощность взрывного устройства составила 2 кг в тротиловом эквиваленте. Ранения получили 60 человек.

    В последующие два года за счет российских налогоплательщиков ФСБ закупила сотни дорогих иномарок, в том числе лимузины представительского класса Mercedes-Benz S-600 Long за 12,5 млн рублей, Mercedes-Benz S-600 L за 7,5 млн, Mercedes-Benz S 500L 4 Matic за 6,5 млн (подробности см. в № 46 «Новой» за 2010 год).

    2008 год: указом президента директор ФСБ Патрушев назначен секретарем Совбеза.

    — Это были не самые легкие годы, но он с честью справился со всеми задачами, — отметил Медведев.

    На встрече с главредами государственных СМИ теперь уже новый директор ФСБ Бортников отчитался о результатах работы ведомства: много интересного было рассказано о грузинских шпионах и хакерах, которые 280 тысяч раз атаковали сайт президента.

    7 августа — взрыв на пляже в поселке Лоо Лазаревского района города Сочи — двое погибших, десятки раненых. 6 ноября — террористка-смертница взорвала маршрутное такси во Владикавказе — погибло 12 человек.

    В том же месяце за вымогательство 1 млн рублей в Питере задержаны четверо сотрудников УФСБ.

    В Нижнем Новгороде арестован начальник следственного отдела УФСБ Олег Ефремов. По версии следствия, он вместе с бывшим начальником следственного отдела Обуховым торговал конфискованным при обысках героином. Вскоре Ефремов был убит в одиночной камере вертухаями и осужденными ментами (подробности см. в № 119 «Новой» от 25.11.2010).

    2009 год: после задержания в Москве бесследно исчез начальник отдела по борьбе с терроризмом и экстремизмом УФСБ Волгограда полковник Петр Самарский. По официальной версии, полковник сбежал. Однако родственники не исключают, что Самарского убили коллеги-чекисты (подробности см. в № 47 «Новой» от 05.05.2010).

    Подался в бега начальник УФСКН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал Александр Кармацкий (бывший начальник СЭК УФСБ, в 2003 году удостоен звания почетного сотрудника контрразведки). Ему инкриминируют ст. 188 ч. 4 УК РФ (контрабанда в особо крупных размерах в группе лиц).

    На коллегии ФСБ Бортников с гордостью отрапортовал, что в результате проведения контртеррористических мероприятий на территории Северокавказского региона нейтрализованы 67 и задержаны 233 бандита. Через два месяца случился теракт в Назрани — 25 человек погибло и 136 получили ранения. А 27 ноября — очередной теракт с «Невским экспрессом». Погибло 28 человек, ранены — 90. 13 апреля 2010 года Бортников сообщил, что уничтожены 26 членов террористической группы, организовавших подрыв «Невского экспресса», и 14 арестованы. Подробности не сообщаются.

    2010

    28 января президент Медведев посетил Лубянку. По окончании встречи он заявил, что в 2009 году ФСБ обезвредила 500 боевиков и предотвратила 80 терактов. Чекистам было обещано дальнейшее увеличение финансирования.

    29 марта произошли взрывы в московском метро на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры». Погибло 40 человек, около ста получили ранения. И все опять пошло по накатанной колее: вместо подробного анализа и выводов — доклады о «замоченных» террористах:

    13 мая директор ФСБ Бортников доложил президенту, что «уничтожены все участники бандгруппы, которые имеют отношение к подрыву в московском метро» (никаких подробностей не сообщается);

    2 июня на встрече с президентом Бортников сообщил, что еще год назад арестован мужчина, планировавший 12 терактов. Выходит, целый год молчал, а перед встречей Бортникова с президентом неожиданно раскололся (фамилия террориста не сообщается).

    Читайте так же:  Как обменять товар надлежащего качества

    9 сентября снова шок: на рынке Владикавказа совершен теракт — погибло 18 человек и пострадали более 160.

    13 октября Бортников заявил, что в ходе розыска выявлена диверсионно-террористическая группа, спланировавшая теракт. О подробностях и личностях террористов, как всегда, не сообщается.

    Стоит напомнить в этой связи, что расследование уголовного дела — это долгий и кропотливый процесс, и уж тем более — уголовные дела по терактам, где фигурируют сотни людей. В основе расследования всегда лежит кропотливая оперативная работа: агентура, опросы соседей, коллег по работе, случайных свидетелей, детализация телефонных разговоров, билинги… Причем 70% добытой информации, как правило, оказывается не имеющей отношение к делу. Как за столь короткое время вычисляют террористов? Или мочат всех без разбора?

    Как вообще можно расследовать подобные дела, хотя бы с целью предотвратить последующие взрывы и захваты заложников, если все подозреваемые уничтожаются на месте и называются виновными безо всякого суда?

    Кто контролирует ФСБ?

    В европейских странах спецслужбы находятся под общественным и парламентским контролем — случись что, немедленно создается парламентская комиссия, расследующая провалы и даже мелкие упущения спецслужб. У нас же совершенно непонятно, кто их контролирует и несет персональную ответственность.

    В частности, зорко следить за деятельностью ФСБ входит в задачи думского Комитета по безопасности. Только из двадцати пяти членов комитета самих чекистов — 5 (бывших, как известно, не бывает), сотрудников МВД — 12, Министерства обороны — 3, прокурор — 1, казачий атаман — 1 и трое гражданских.

    Особенно умиляют отдельные члены комитета — члены ЛДПР: бывший гэбист, охранник Березовского и фигурант британского уголовного дела по убийству Литвиненко Андрей Луговой, или владелец строительных компаний, сети ресторанов и саун в Сочи Евгений Тепляков (по сведению сочинских СМИ, авторитетный бизнесмен и до избрания носил фамилию Багишвили), или Сергей Абельцев, помощник которого Валерий Белозер был осужден за вымогательство 300 тыс. долларов у ЭПИН-БАНКа. При обыске у Белозера обнаружили официальный бланк ФСБ с подписью тогда еще руководителя СЭБ ФСБ Бортникова (из «Лефортова» Белозер написал письмо генпрокурору Чайке, что якобы вымогал деньги по указанию Абельцева).

    Как работают все эти люди? Например, при обсуждении скандального закона о дополнительных полномочиях ФСБ только депутат Гудков пытался возражать (кстати, бывший сотрудник ФСБ). А вот господин Луговой сразу заявил: «Лучше мы где-то пережмем гайки, а потом будем их отворачивать, чем будем спокойно наблюдать за взрывами и всем тем, что происходит сейчас на Северном Кавказе».

    Лучше бы народный избранник направил депутатский запрос и выяснил, сколько чекистов и сотрудников МВД за совершенные преступления находятся в федеральном розыске? Тогда бы стало понятно, где именно нужно пережимать.

    Посмотрим на списочный состав комиссии Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности: бывших военных — 9, чекистов — 3, милиционеров — 5, прокурор — 1, космонавтов — 3, таможенник — 1, гражданских — 11 (из них 7 «единоросов»). Вы когда-нибудь слышали, чтобы члены этой комиссии отказывали ФСБ в финансировании?

    В Комитете по обороне и безопасности Совета Федерации ситуация не лучше: бывших военных — 4, чекистов — 2, милиционеров — 3 и гражданских — 3. Так что неудобные вопросы господину Бортникову задавать некому. Ну разве что член комитета и «герой» спасения атомной подводной лодки «Курск» бывший адмирал Попов, который рассказывал сказки об иностранной подводной лодке и «третьей силе», якобы потопившей наш ракетоносец, будет надзирать за деятельностью ФСБ…

    Есть еще Общественный совет при ФСБ, но он, состоящий преимущественно из бывших силовиков и настоятеля храма на Лубянке отца Александра, и не создавался для серьезного контроля за спецслужбой. Уже на первом заседании совета в 2007 году тогдашний директор ФСБ Патрушев сформулировал семь задач. Одна из первых: «…Противодействие попыткам фальсификации истории Отечества, органов безопасности и их сотрудников». И только под номером 7 (последняя задача): «Осуществление общественного контроля за деятельностью органов безопасности в части, касающейся соблюдения органами безопасности конституционных прав и свобод граждан РФ».

    Неудивительно, что накануне принятия законов о дополнительных полномочиях ФСБ этот совет высказал свое полное одобрение чекистским инициативам. Цитирую официальный сайт: «В ходе заседания была заслушана информация о проектах федеральных законов, разработанных ФСБ России. Принято решение поддержать указанные законопроекты…»

    За тратой государственных денег в России следит специальный орган – Счетная палата. Силовые структуры и спецслужбы входят в сферу ответственности аудитор Александр Жданьков — бывший начальник контрольной службы ФСБ, генерал-полковник, который в 2009 году был избран председателем совета ветеранов ФСБ. Интересно понаблюдать, как главный ветеран ФСБ Жданьков проводит ревизии в родном ведомстве.

    После службы

    После отставки для многих сотрудников ФСБ интересная жизнь не кончается. За долгие годы службы они обзавелись нужными связями и накопили достаточно ценного материала. Генералы переходят во власть, депутатствуют либо устраиваются советниками в крупные госкомпании. Полковники и майоры — в службы безопасности коммерческих банков или в советы по безопасности при губернаторах и мэрах.

    А вот капитаны, лейтенанты и прапорщики никому не нужны. Уволившись со службы, некоторые из этих персонажей сбиваются в стаи, учреждают многочисленные комитеты по борьбе с коррупцией, фонды поддержки КГБ-ФСБ и начинают «разводить» коммерсантов.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Рука об руку с ними работают сотни мошенников типа Алишера Трифонова (Назмиева), представлявшегося генералом ФСБ, ГРУ, СВР (см. подробности в «Новой» № 7, 17, 22 за 2008 год). Причем для своих махинаций разводилы нанимают все тех же чекистов, ментов, военных, депутатов, деятелей культуры, раскрученных актеров и прикормленных батюшек. К примеру, в офисе у «генерала» Трифонова на самом видном месте висела фотография, где он сидит в окружении сотрудников ФСБ, СВР и Минобороны. Сколько подобных фондов и сколько коммерсантов от них пострадали — вот что хотелось бы выяснить…

    Относится ли фсб к министерству обороны
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here