Объединение жилого и нежилого помещения

Объединение жилого и нежилого помещения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Здание полностью находится в собственности нескольких собственников. Управление зданием — в ведении потребительского кооператива.
Предполагается, что в течение года в здании останется три собственника.
Возможно ли сохранение потребительского кооператива как формы управления обслуживанием здания?
Есть ли ограничение по количеству собственников для деятельности кооператива для нежилых помещений?
Если нет, то какая форма приемлема?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Возложение функций по управлению нежилым зданием на потребительский кооператив, созданный собственниками помещений в этом здании, закону не противоречит.
Количество членов потребительского кооператива закон не ограничивает, членами такого кооператива могут быть граждане, в том числе имеющие статус индивидуальных предпринимателей, и юридические лица.
Вопрос о том, поручить ли управление нежилым зданием потребительскому кооперативу, создать для этих целей товарищество собственников недвижимости, заключить договор с управляющей организацией, избрать иной допускаемый законом способ управления, собственники помещений в здании вправе решить по своему усмотрению исходя из соображений целесообразности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

7 февраля 2019 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Объединение жилого и нежилого помещения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 января 2017 г. № 2146-АГ/08 О квалификации работ по демонтажу стен между квартирами, частей стен между лоджиями и комнатами, частей несущих конструкций при организации отдельного входа в помещение, осуществляемое в многоквартирных домах, в качестве перепланировки помещения или реконструкции объекта капитального строительства

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело в рамках своей компетенции письмо Минэкономразвития России от 15 декабря 2016 г. № Д23и-6099 о квалификации работ по демонтажу стен между квартирами, частей стен между лоджиями и комнатами, частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение, осуществляемое в многоквартирных домах, в качестве перепланировки помещения или реконструкции объекта капитального строительства, сообщает следующее.

Понятия «перепланировка» и “переустройство)” и связанные с ними работы отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства и не применяются по отношению к нежилым помещениям, в отношении которых могут проводиться реконструкция и капитальный ремонт. При этом определения понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» имеют более широкий смысл, нежели понятия «перепланировка» и «переустройство» и включают в себя специальные работы, указанные в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 1 Кодекса реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, ею частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее — Правила) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Правила указывают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Читайте так же:  Пакет документов для алиментов на детей

При этом следует отметить, что Правила применяются в часта, не противоречащей Кодексу и ЖК РФ.

Таким образом, если строительные работы, выполняемые на объекте капитального строительства, влекут за собой изменения, перечисленные в пункте 14 части 1 статьи 1 Кодекса, то такие работы относятся к работам по реконструкции объекта капитального строительства.

В соответствии с Приказом Горкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 (далее — Приказ) при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований — их частичная разборка, повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных), улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

Таким образом, если в результате перепланировки нежилого помещения проектно-сметной документацией предусмотрено изменение параметров объекта капитального строительства, то такие виды работ относятся к реконструкции объекта капитального строительства.

На основании изложенного, по мнению Минстроя России, работы, проводимые в многоквартирных жилых домах, по демонтажу стен между квартирами, демонтажу частей стен между лоджиями и комнатами, демонтажу частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение следует относить к перепланировке жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

В соответствии с частью 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования ЖК РФ «переводом помещения из жилого фонда в нежилой» является изменение функциональной принадлежности помещения, его основной характеристики — предназначения.

В соответствии со статьей 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

— заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

— правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

— заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 52 Кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень указанных видов работ утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624.

Реконструкция объекта капитального строительства, в том числе нежилого помещения, осуществляется на основании норм Кодекса. Так, часть 1 статьи 51 Кодекса обязывает застройщика получить разрешения на строительство, и в соответствии с частью 2 статьи 55 Кодекса ввести объект в эксплуатацию на основании разрешения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выдавшего разрешение на строительство.

Дополнительно сообщается, что разъяснения о порядке подготовки технических планов помещений, документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет изменений помещений в результате перепланировки, реконструкции даны в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. № Д23и-1578.

Директор
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
А.В. Гришин

Обзор документа

Минстрой России считает, что работы, проводимые в многоквартирных жилых домах, по демонтажу стен между квартирами, демонтажу частей стен между лоджиями и комнатами, демонтажу частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение следует относить к перепланировке жилых помещений.

Читайте так же:  Административный штраф за мелкое хищение

Отмечено, что переводом помещения из жилого фонда в нежилой является изменение функциональной принадлежности объекта, его предназначения.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Разъяснена процедура такого согласования.

Также указано, что виды работ по возведению, реконструкции, капремонту объектов капстроительства, которые оказывают влияние на безопасность, должны выполняться только ИП или юрлицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ.

Реконструкция объекта, в т. ч. нежилого помещения, возможна на основании норм ГрК РФ. Так, застройщик обязан получить разрешение на строительство и ввести объект в эксплуатацию на основании разрешения уполномоченного органа.

Присоединение жилого помещения к нежилому в МКД незаконно — определение ВС РФ от 12.01.2017 №56-КГ16-40

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 января 2017 г. N 56-КГ16-40

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15 сентября 2015 года и определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 января 2016 года, которыми частично удовлетворено исковое заявление Юрихина Э.В. о признании незаконным отказа Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 21 июля 2015 года в согласовании проекта переустройства и перепланировки жилого помещения и возложении на Управление обязанности согласовать данный проект.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Юрихин Э.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее — Управление) от 21 июля 2015 года N 9150 в согласовании проекта переустройства и перепланировки квартиры N и присоединении ее к нежилому помещению N по адресу: г. Владивосток, ул. возложении на Управление обязанности по согласованию проекта переустройства и перепланировки.

Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15 сентября 2015 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 января 2016 года, заявление Юрихина Э.В. удовлетворено частично, признан незаконным отказ Управления от 21 июля 2015 года N 9150 в согласовании проекта переустройства и перепланировки квартиры N и присоединении ее к нежилому помещению N по адресу: ул. д. в г. Владивостоке; на начальника Управления возложена обязанность рассмотреть заявление Юрихина Э.В. о согласовании проекта в соответствии с законом.

Определением судьи Приморского краевого суда от 15 апреля 2016 года администрации г. Владивостока отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных решений, как принятых с существенным нарушением норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 18 ноября 2016 года передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным отказ Управления в согласовании переустройства и перепланировки квартиры и присоединении ее к нежилому помещению, суды пришли к выводу о необоснованности оспариваемого отказа, поскольку организация дверного проема в стене, разделяющей квартиру N и помещение N в доме, не окажет отрицательного влияния на сложившееся техническое состояние и эксплуатационную пригодность жилого дома.

Судебная коллегия находит данные выводы судов ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

Из материалов дела следует и судами установлено, что Юрихин Э.В. является собственником нежилого помещения, общей площадью 41,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. д. 1 этаж, помещение N зарегистрированного на основании договора продажи недвижимости от 11 марта 2005 года, договора купли-продажи от 11 апреля 2011 года, решения администрации г. Владивостока от 29 июня 2012 года о переводе жилого помещения N в нежилое помещение, акта приемочной комиссии о завершенных мероприятиях (работах) по переустройству и (или) перепланировке помещений от 31 мая 2013 года, утвержденного заместителем главы администрации 6 июня 2013 года. Кроме этого Юрихин Э.В. владеет на праве собственности жилым помещением (квартирой) N общей площадью кв. м, расположенным в том же доме, и имеющим с помещением N общую стену.

На обращение заявителя от 23 июня 2015 года о согласовании проекта «Переустройство и перепланировка квартиры N и присоединение ее к нежилому помещению N по адресу: ул. д. в г. Владивостоке», выполненного ООО «Урбан-План», Управление письмом от 21 июля 2015 года N 9150 отказало в согласовании проекта на основании части 2 статьи 3 Закона Приморского края от 7 ноября 2014 года N 490-КЗ «О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Приморского края», поскольку в процессе перепланировки помещений запрещается вносить конструктивные изменения в несущие конструкции, а также переносить их или разрушать.

В силу статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных названным Кодексом.

Читайте так же:  Налоговый вычет по беременности и родам

Статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Из содержания частей 5 — 9 названной статьи следует, что переводу жилого помещения в нежилое помещение сопутствует необходимое переустройство и (или) перепланировка переводимого помещения для обеспечения испрашиваемого использования такого помещения.

Исходя из представленного административным истцом проекта переустройства и перепланировки квартиры N и присоединения ее к нежилому помещению N заявитель предполагал устроить дверной проем шириной 160 см в общей стене между названными помещениями и таким образом увеличить площадь нежилого помещения.

Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено объединение жилого помещения с нежилым помещением без перевода жилого помещения в нежилое либо нежилого помещения в жилое.

Между тем, материалы дела не содержат сведений об обращении Юрихина Э.В. в уполномоченный орган с заявлением о переводе жилого помещения квартиры N в нежилое помещение в целях присоединения к нежилому помещению N .

Согласно части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Однако указанная норма должна применяться судом с учетом специальных норм.

Пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, носящим императивный характер, предусмотрено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

При рассмотрении представленного на согласование проектного решения Управлением установлено, что перепланировка предусматривает создание дополнительного дверного проема шириной 160 см в несущей стене здания, что является конструктивным изменением несущей конструкции и запрещено законодательством (л.д. 8). В пояснительной записке к проекту также указано, что перепланировка включает устройство проема во внутренней несущей кирпичной стене (л.д. 77).

Таким образом, в проекте переустройства (перепланировки) предполагалось нарушение целостности несущих конструкций, что является недопустимым.

Суд необоснованно сослался на акт экспертизы от 6 августа 2015 года, который не был направлен в уполномоченный орган в составе проектной документации, поскольку она была выполнена ООО «Дальневосточный экспертно-криминалистический центр» после получения Юрихиным Э.В. оспариваемого ответа Управления. Кроме того, судом не учтено, что в проекте переустройства и перепланировки квартиры N идет речь об устройстве дверного проема шириной 160 см (л.д. 85 — 86), в то время как в стене, разделяющей помещение жилой комнаты квартиры N и помещения N предусмотрен дверной проем шириной 88 см.

Доводы возражений административного истца о том, что в силу пункта 4.2.4.9 указанных выше Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда расширять и пробивать проемы не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий, тогда как его жилое и нежилое помещения расположены в кирпичном доме, являются необоснованными, поскольку указанная норма регулирует вопросы эксплуатации наружных стен зданий.

Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, принятые ими судебные постановления подлежат отмене с принятием нового решения об отказе Юрихину Э.В. в удовлетворении требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 — 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15 сентября 2015 года и определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 января 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Юрихина Э.В. о признании незаконным отказа Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 21 июля 2015 года N 9150 в согласовании проекта переустройства и перепланировки квартиры N и присоединении ее к нежилому помещению N по адресу: г. Владивосток, ул. д. возложении на Управление обязанности по согласованию проекта переустройства и перепланировки, отказать.

Согласование перепланировки нежилых помещений в нежилых зданиях

Перепланировка нежилых помещений часто является единственным способом оптимально использовать собственную площадь. И прежде чем вы начнете осуществлять перепланировку, ее следует согласовать в административных органах.

Порядок согласования нежилого объекта недвижимости зависит от того, где оно расположено: в жилом доме или в отдельно стоящем нежилом здании. Если нежилое помещение находится в нежилом здании, то его перепланировку следует согласовывать в территориальном бюро технической инвентаризации города Москвы; а если в жилом доме, то в Мосжилинспекции.

Заявка на согласование перепланировки.

Наш специалист свяжется с Вами в течение 5 минут

Как согласовать перепланировку нежилого помещения в нежилом здании в Москве

Законодательной базой для изменения планировки помещений в нежилых зданиях является Градостроительный кодекс РФ, а именно статья 51, пункт 4 части 17 и Постановление Правительства Москвы №432.

Чтобы оформить перепланировку, должны быть предварительно обследованы инженерные системы и конструкции, и на основании полученных данных должна быть разработана проектная документация.

Последовательность оформления перепланировки нежилых помещений в нежилых зданиях:

  • получение технического паспорта, запрошенного в МосгорБТИ;
  • изготовление проектной документации и разработка технического заключения о допустимости и безопасности проведения ремонтных работ;
  • согласование с административными инстанциями;
  • реализация перепланировки согласно утвержденному проекту;
  • проведение инвентаризационных работ техником БТИ;
  • изготовление технического плана помещения аттестованным кадастровым инженером;
  • внесение изменений в ГКН и получение нового кадастрового паспорта;
  • внесение изменений в ЕГРН и получение выписки.

Этапов согласования может быть больше, если, например, при перепланировке будет изменен фасад здания. Тогда необходимо получение разрешения в ГУП ГлавАПУ и согласование проекта фасада в Москомархитектуре.

Читайте так же:  Диспансеризация 1987 года рождения когда

Если здание является объектом культурного наследия города Москвы, то необходимо разработать проект приспособления для современного использования и согласовать его в Москомнаследии.

К заявлению, написанному на имя начальника территориального БТИ, в 2019 году, нужно приложить следующие документы:

  • проект перепланировки;
  • техническое заключение;
  • договор на авторский надзор (при затрагивании несущих стен, инженерных сетей, фасада здания и прочее);
  • копии правоустанавливающих документов;
  • копии учредительных документов юр. лица;
  • согласие управляющего зданием и арендаторов/владельцев соседних помещений;

Список может быть продолжен в зависимости от вида и сложности перепланировки помещения. На основании вашего заявления будет проведена инвентаризация нежилого помещения техником БТИ. Если планировка будет полностью соответствовать представленной вами проектной документации, то в течение 30 рабочих дней вы получите новые документы БТИ с внесенными изменениями, отражающими перепланировку помещения.

Как оформить перепланировку нежилого помещения быстро и с первого раза

Прохождение всех административных инстанций требует больших временных затрат. Причем в итоге вы можете получить отказ, и вам придется все начинать сначала. Если вы хотите гарантированно согласовать перепланировку нежилого помещения в нежилом здании в минимальные сроки, то вам необходимо обратится в компанию полного цикла с многолетним опытом и допуском саморегулируемой организации «2ПРОЕКТОР».

Мы все сделаем быстро, качественно и надежно!

Объединение жилого и нежилого помещения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 октября 2012 г. N ВАС-13123/12 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» (ключевые темы: нежилые помещения — перепланировка — непродовольственные товары — переустройство — регистрирующий орган)

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 октября 2012 г. N ВАС-13123/12
«Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Медведевой А.М., судей Борисовой Е.Е. и Куликовой В.Б. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Воронежской области от 16.11.2011 по делу N А14-7954/2011, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.06.2012 по тому же делу

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Среди цветов — Воронеж» (г. Воронеж, далее — общество) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (г. Воронеж, далее — регистрирующий орган) в государственной регистрации прекращения права собственности на нежилое встроенное помещение III в литере А площадью 143,6 кв.м и нежилое встроенное помещение IIIа в литере А площадью 94,2 кв.м, а также в государственной регистрации права собственности на нежилое встроенное помещение III в литере А площадью 239,7 кв.м, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, д. 8, и обязании зарегистрировать право собственности на указанное нежилое помещение.

решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.11.2011, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.06.2012, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанными судебными актами, регистрирующий орган подал заявление о пересмотре их в порядке надзора.

В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы заявителя и материалы надзорного производства, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, определенных указанной статьей Кодекса , для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора в связи со следующим.

Как установлено судом, по договорам купли-продажи от 29.07.2004 и от 05.10.2007 общество приобрело в собственность нежилое встроенное помещение III в литере А площадью 143,6 кв.м и нежилое встроенное помещение IIIа в литере А площадью 94,2 кв.м, расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, д. 8. Право собственности общества на данное имущество зарегистрировано.

Общим собранием учредителей общества (протокол от 01.02.2011 N 1) принято решение об объединении указанных объектов недвижимости в одно нежилое помещение — магазин непродовольственных товаров.

Предварительно, 19.08.2010, обществом получено положительное экспертное заключение по проектной документации перепланировки нежилых помещений под магазин непродовольственных товаров (товаров и изделий для сада и огорода) по названному выше адресу, утвержденное ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области».

Департамент общественной безопасности управления по охране окружающей среды администрации городского округа город Воронеж в свою очередь 10.09.2010 выдал заключение о соответствии проекта перепланировки нежилых помещений под магазин непродовольственных товаров (товаров и изделий для сада и огорода) природоохранным требованиям.

Администрация городского округа город Воронеж на основании указанных выше заключений согласовала обществу перепланировку (реконструкцию) нежилых встроенных помещений под магазин непродовольственных товаров без образования входных групп и изменения существующего фасада здания (заключение от 16.11.2010 N 153).

Согласно данному заключению проект реконструкции не нарушает прочности и устойчивости несущих и ограждающих конструкций жилого здания. Этот проект выполнен с учетом технологических требований к магазину непродовольственных товаров (цветы). Вход в помещение предусмотрен через две существующие входные группы, расположенные со стороны улицы Южно-Моравская. Прилегающая территория спланирована и благоустроена.

В результате объединения нежилого встроенного помещения III в литере А площадью 143,6 кв.м и нежилого встроенного помещения IIIа в литере А площадью 94,2 кв.м, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, д. 8, внутренней перепланировки, уточнения размеров и перерасчета площадей образовалось встроенное помещение III в литере А общей площадью 239,7 кв.м, что отражено в кадастровым паспорте помещения от 27.01.2011, выданном ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ».

Читайте так же:  Запрос по административному делу образец

Общество 02.03.2011 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое встроенное помещение III в литере А общей площадью 239,7 кв.м, образованное в процессе объединения двух смежных нежилых встроенных помещений, принадлежащих ему на праве собственности.

Сообщением от 29.06.2011 N 01/2/2011-280, 281, 282 регистрирующий орган отказал обществу в регистрации права собственности на вышеупомянутое нежилое встроенное помещение на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации), так как обществом не представлены документы, необходимые для государственной регистрации, а именно: акт приемочной комиссии, выданный компетентным органом и подтверждающий объединение двух существовавших помещений в одно помещение.

Общество, считая данный отказ незаконным, оспорило его в арбитражном суде.

Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.

В частности, в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным законом для государственной регистрации прав ( абзац 10 пункта 1 статьи 20 ).

Поскольку нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации не урегулирован вопрос о процедуре реконструкции (объединении) нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, суд руководствовался нормами жилищного законодательства при разрешении данного спора.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс ) собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном главой 4 названного кодекса. Границы между смежными помещениями могут быть изменены без согласия собственников других помещений в случае, если подобное изменение не влечет за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.

Суд указал, что законодатель в указанной норме не разделил такие понятия как жилое помещение и нежилое, указав общее понятие — «помещение в многоквартирном доме».

В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса переустройство и (или) перепланировка помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения ( часть 5 статьи 26 Жилищного кодекса).

Этот документ (согласование) является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения ( часть 6 статьи 26 Жилищного кодекса).

Статьей 28 Жилищного кодекса определено, что завершение переустройства и (или) перепланировки помещения подтверждается актом приемочной комиссии, который должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Суд указал, что заключение администрации городского округа город Воронеж от 16.11.2010 N 153 является решением по согласованию проведения реконструкции (объединении) нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 8, принадлежащих заявителю на праве собственности.

Проанализировав представленные на регистрацию документы с учетом приведенных выше норм, суд пришел к выводу об отсутствии у общества обязанности по предоставлению в регистрирующий орган акта приемочной комиссии, поскольку статьей 28 Жилищного кодекса установлена обязанность именно органа местного самоуправления, осуществляющего согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, направить акт приемочной комиссии в орган, осуществляющий учет объектов недвижимого имущества.

Суд указал, что отсутствие данного акта в пакете документов, представленных обществом в регистрирующий орган, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права, поскольку право заявителя на государственную регистрацию не может быть поставлена в зависимость от действий (бездействий) органов, на которые возложена обязанность по направлению в орган, осуществляющий учет объектов недвижимого имущества, соответствующего акта.

Суд установил, что в результате объединения встроенного помещения III и IIIа, внутренней перепланировки, уточнения размеров и пересчета площадей образовалось нежилое помещение общей площадью 239,7 кв.м, что подтверждается кадастровым паспортом помещения от 27.01.2011 N 2883. Объединение нежилых помещений не повлекло за собой изменение границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме. Представленный кадастровый паспорт по форме соответствует форме, утвержденной Приказом Минюста от 18.02.2008 N 32.

На основании изложенного суд сделал вывод о том, что на государственную регистрацию права заявителем были представлены все необходимые документы, подтверждающие выполнение работ, в результате которых был образован спорный объект, и у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое встроенное помещение III в литере А общей площадью 239,7 кв.м, образованное в процессе объединения двух смежных нежилых встроенных помещений, принадлежащих обществу на праве собственности.

Руководствуясь статьями 299 , 301 , 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Видео (кликните для воспроизведения).

в передаче дела N А14-7954/2011 Арбитражного суда Воронежской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Воронежской области от 16.11.2011, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.06.2012 отказать.

Объединение жилого и нежилого помещения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here