На основании чего составляется протокол

Составление протоколов (стр. 1 из 2)

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении (приложения №№1 и 2), за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 и частью 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в административном протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении административного протокола следует избегать формулировок общего характера (например, «нарушил правила дорожного движения», «превысил скорость» и другие).

Фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указываемые в административном протоколе, целесообразно вписывать печатными буквами согласно разметке (по одной букве в каждую графоклетку).

Административный протокол и другие документы следует заполнять шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, без помарок и исправлений.

В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ показания специальных технических средств отражаются в административном протоколе, а также указываются наименование измерительного прибора, его номер, дата проведения метрологической поверки.

6. При составлении административного протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Административный протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия административного протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе.

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотрудник милиции, оформляющий материалы по факту выявленного правонарушения, вправе составить рапорт, который прилагается к административному протоколу.

В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ с момента составления административного протокола в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

Особенности составления административных протоколов при совершении отдельных нарушений Правил

При оформлении материалов по факту нарушения, связанного с управлением транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых в соответствии с Правилами запрещается их эксплуатация, составляется акт технического осмотра транспортного средства, который приобщается к административному протоколу.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в случаях, когда фактам невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также невыполнению водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства предшествовали другие нарушения Правил, о совершении каждого нарушения в отдельности составляется административный протокол.

10. При оформлении материалов по факту нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации в административном протоколе следует отражать наличие либо отсутствие разрешений на перевозку таких грузов. В случае наличия такого разрешения следует указать, в чем выразилось существо правонарушения (несоответствие тягача и (или) прицепа транспортным средствам, указанным в разрешении; отклонение от указанного в разрешении маршрута следования; осуществление перевозки с нарушением сроков, указанных в разрешении).

В случае выявления нарушения Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, в административном протоколе следует указывать также наличие или отсутствие: согласованного маршрута перевозки; свидетельства о допуске транспортного средства; свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов и аварийной карточки системы информации об опасности, а также сведения о нарушениях требований и положений, содержащихся в указанных документах.

При оформлении материалов по факту нарушения, связанного с невыполнением в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, следует указывать сведения, подтверждающие факт, что лица, привлекаемые к административной ответственности, по своим служебным обязанностям несут ответственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств или эксплуатацию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений и обязаны выполнять предписания. В административном протоколе отражается существо невыполненного предписания, срок, отведенный на устранение выявленных ранее нарушений и недостатков.

При составлении административного протокола по факту невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства следует отражать обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий водителя транспортного средства (игнорирование неоднократных требований об остановке, подаваемых через громкоговорящую установку, с помощью сигналов и жестов, попытки скрыться от преследования).

При этом к административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников милиции, требования которых об остановке не выполнил водитель, с указанием подаваемых ими сигналов, жестов, а также причин, вызвавших необходимость остановки транспортного средства. В случае преследования водителя транспортного средства, не выполнившего законное требование сотрудника милиции об остановке транспортного средства, к административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников, осуществлявших преследование.

Освидетельствование участников дорожного движения на предмет установления состояния опьянения.

Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит:

а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

б) при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется инспектором ДПС в присутствии 2 понятых.

О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Копия протокола вручается водителю транспортного средства, направляемому на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Читайте так же:  Возмещение ущерба по осаго при дтп

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения должно проводиться в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения может проводиться как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом указанное освидетельствование проводится фельдшером), прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств.

Определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения составляется в 3 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и заверяется печатью с названием медицинской организации и наименованием подразделения, в котором проводилось освидетельствование.

1. Протокол, виды протоколов, особенности оформления

Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения и принятия решений на собраниях, совещаниях и заседаниях коллегиальных органов.

Особенностью протокола является то, что он используется для документирования деятельности коллегиальных органов: временных (собрания, конференции, совещания, комиссии) и постоянных (коллегии министерств и комитета, ученых советов научных учреждений, президиумов).

Составление и оформление протоколов возлагается на секретарей соответствующих коллегиальных органов (штатных или избранных в ходе их работы). Секретарь, наряду с председателем коллегиального органа, несет ответственность за достоверность содержащейся в протоколе информации. Протокол составляется на основании рукописных, в том числе стенографических или магнитофонных записей хода заседания, а также документов, подготовленных к заседанию: повестки дня, текстов или тезисов докладов и выступлений, проектов решений.

Основные виды протокола:

Краткий протокол — фиксирует обсуждавшиеся на заседании вопросы, фамилии докладчиков и принятые решения. Его рекомендуется вести в тех случаях, когда заседание носит оперативный характер.

Полный протокол фиксирует не только обсуждавшиеся вопросы, принятые решения и фамилии выступавших, но и достаточно подробно — содержание докладов и выступлений участников заседания.

Стенографический протокол составляется на основе стенографического отчета о заседании (стенограммы) и дословно передает процесс обсуждения каждого вопроса и выработку решения по нему.

Протоколы оформляются на бланках организации и содержат следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дата заседания, номер протокола, место составления протокола (место проведения заседания), заголовок к тексту, текст, подписи, визы ознакомления. Заголовок к тексту протокола – это название протоколируемого мероприятия (совещание, заседание, собрание) и наименование коллегиального органа, работа которого протоколируется.

Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной. Вводная часть текста протокола должна показывать: кто руководил проведением протоколируемого мероприятия; кто вел протокол; кто присутствовал на совещании (заседании, собрании и т.п.) из числа должностных лиц, входящих в состав коллегиального органа, проводящего совещание; кто был приглашен (при необходимости) на совещание из числа сотрудников организации или из других организаций; какие вопросы обсуждались на совещании.

Информация о руководителе совещания, секретаре и присутствовавших включает фамилии и инициалы должностных лиц, указываемые соответственно после слов: «Председатель», «Секретарь», «Присутствовали» (без кавычек). Для лиц, дополнительно приглашенных на совещание из числа сотрудников организации, помимо фамилии и инициалов указывается занимаемая должность, а для специалистов из других организаций — должность и название организации. Сведения о приглашенных на совещание лицах можно включать в раздел «Присутствовали» или в специальный раздел «Приглашенные».

На таких коллективных мероприятиях, как собрания, нередко присутствует большое количество участников, перечисление которых во вводной части текста протокола нецелесообразно. В этом случае составляется отдельный список присутствовавших на собрании, прилагаемый в дальнейшем к протоколу.

В самом протоколе в разделе «Присутствовали» указывается только общее количество присутствовавших со ссылкой на прилагаемый список. Следует подчеркнуть, что разделы «Присутствовали» и «Приглашенные» имеют особое значение по отношению к другим разделам протокола, так как непосредственно влияют на юридическую силу данного документа, показывая правомерность проведения коллективного мероприятия. В этих разделах отражается наличие кворума собрания, т.е. минимально необходимого количества членов коллегиального органа, достаточного для начала работы собрания (заседания, совещания). При отсутствии нормативно установленного для данного коллегиального органа кворума (простое большинство или 2/3) проведение собрания недопустимо, так как его решения будут неправомерны. Слова «Председатель», «Секретарь», «Присутствовали», «Приглашенные» печатаются от нулевого положения печатающего устройства, от 2-го положения ставят тире, фамилии пишут в именительном падеже, затем ставят инициалы. Фамилии присутствующих и приглашенных располагают в алфавитном порядке и печатают через 1 межстрочный интервал.

Рассмотренные на совещании вопросы перечисляются в разделе ПОВЕСТКА ДНЯ. Слова ПОВЕСТКА ДНЯ печатают от нулевого положения печатающего устройства, после них ставится двоеточие. Вопросы повестки дня нумеруются. Каждый новый вопрос печатают от 1-го положения табулятора. Последовательность расположения вопросов определяется степенью их важности. Формулировка вопросов повестки дня должна начинаться с предлогов о (об), наименование должности и фамилию докладчика дают в родительном падеже. Основная часть текста протокола строится в соответствии с вопросами повестки дня. Построение записи обсуждения каждого вопроса повестки дня осуществляется по схеме: СЛУШАЛИ ВЫСТУПИЛИ ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Эти слова печатают прописными буквами. Перед словом СЛУШАЛИ ставят номер вопроса повестки дня, после двоеточие. Фамилию докладчика печатают в именительном падеже от 1-го положения печатающего устройства; после фамилии ставят инициалы, затем тире и с прописной буквы пишут содержание доклада в форме прямой речи. Если текст доклада (выступления) застенографирован или представлен докладчиком в письменной форме, то после тире также с прописной буквы пишут «Доклад прилагается» (в протоколе без кавычек).

Обсуждению доклада могут предшествовать вопросы к докладчику, которые вместе с ответами включаются в раздел СЛУШАЛИ. Перед записью каждого вопроса указываются инициалы, фамилия и должность его автора и ставится тире. Содержание вопроса записывается с прописной буквы в форме прямой речи. Перед формулировкой ответа пишется слово «Ответ» (в протоколе без кавычек), ставится тире и записывается ответ в форме прямой речи. Ход обсуждения доклада отражается в разделе ВЫСТУПИЛИ. После слова ВЫСТУПИЛИ ставится двоеточие. Фамилию выступающего пишут в именительном падеже от 1го положения печатающего устройства, затем указывают инициалы и должность выступающего, ставят тире и с прописной буквы печатают содержание выступления в форме косвенной речи.

Принятые решения содержатся в разделе ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Если решений несколько, они нумеруются арабскими цифрами с точкой. Как правило, каждое решение сопровождается указанием должности, фамилии и инициалов ответственного за его выполнение и содержит срок исполнения. Принимаемые коллегиально решения нередко требуют голосования. В этом случае после раздела ПОСТАНОВИЛИ указывается: «Голосование» или «Голосовали» (в протоколе без кавычек) и приводятся результаты голосования: единогласно или за . против . воздержались .

Читайте так же:  Филберт коллекторское агентство телефон

В практике часто применяются сокращенная и краткая формы протоколов, когда не требуется подробная запись хода обсуждения вопросов. В сокращенных протоколах после списка присутствующих или приглашенных указывается порядковый номер вопроса по повестке дня и печатается название доклада. Последняя строка названия доклада (пункт повестки дня) подчеркивается, и под чертой (в скобках) печатают фамилии выступающих в порядке их выступления. Название каждого доклада заканчивается протокольным решением или постановлением. В протоколе краткой формы указываются только рассмотренные вопросы и принятые решения. В постановляющей части текста протокола может содержаться пункт об утверждении какого-либо документа. В этом случае утвержденный документ прилагается к протоколу и имеет ссылку на его номер и дату. В практике очень часто приходится делать выписки из протоколов. Выписка из протокола содержит следующие реквизиты:

все реквизиты заголовочной части протокола: наименование организации, наименование вида документа (ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА), дату (дата заседания), номер протокола (порядковый номер заседания), место составления (место проведения заседания);

заголовок к тексту;

все реквизиты вводной части текста протокола: «Председатель», «Секретарь», «Присутствовали», «Приглашенные», «ПОВЕСТКА ДНЯ»;

отдельные реквизиты основной части текста протокола: «СЛУШАЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ», «Голосование»;

реквизиты оформляющей части протокола: реквизит «Подпись», включающей слова «Председатель», «Секретарь», инициалы и фамилии председателя и секретаря (без их личных подписей т.к. выписки, как правило, не подписываются подлинными подписями, а заверяются секретарем); отметку о заверении копии.

Таким образом, из содержательной части протокола берутся только те элементы, которые необходимо довести до сведения заинтересованных должностных лиц. Для подтверждения установленных фактов и событий несколькими лицами составляется акт. Акты составляются по результатам ревизий деятельности предприятия или его структурного подразделения и отдельных должностных лиц, при приеме-передаче дел, подготовке документов к уничтожению, приеме объектов в эксплуатацию [2; 307-312].

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 28.2 позволяет сделать ряд выводов:

1) об административном правонарушении (по общему правилу) составляется протокол. Исключения представляют следующие случаи:

а) дело об административном правонарушении возбуждено прокурором (последний выносит постановление в сроки, предусмотренные в ст. 28.5, см. коммент. к ст. 28.4, 28.5);

б) закон допускает назначать административное наказание, не составляя протокол (например, когда за совершение административного правонарушения назначается предупреждение либо административный штраф, размер которого не превышает 100 (при нарушении таможенных правил — 1000) рублей. Кроме того, с 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в КоАП Закон N 225 от 02.10.07) протокол не составляется и в случаях совершения административных правонарушений предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15, а также в случаях указанных в ч. 3 ст. 28.6 (см. об этом коммент. к ст. 28.6, 29.10);

2) сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2, указываются в протоколе об административном правонарушении обязательно. При отсутствии хотя бы одного из них протокол (как процессуальный документ) обесценивается);

3) в протоколе могут быть указаны и другие сведения:

а) прямо предусмотренные законом (например, о доставлении, см. коммент. к ст. 27.2);

б) хотя и не предусмотренные в законе, но не противоречащие ему и способствующие правильному и своевременному разрешению дела.

2. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) физическому лицу (лично или его представителю, уполномоченному доверенностью, например, защитнику), а также законному представителю юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях — с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2, 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу, если подписаны лицом, сделавшим эти замечания);

2) протокол об административном правонарушении должен также содержать запись о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности. Упомянутая запись должна быть удостоверена подписями каждого участника;

3) протокол об административном правонарушении подписывается лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.2. Если физическое лицо, законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, отказываются подписать протокол, должностное лицо (составившее протокол) делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью;

4) копия протокола об административном правонарушении (изготовленная и заверенная доставившим его должностным лицом) вручается:

а) физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2);

в) если упомянутые лица (хотя бы устно) попросили о вручении такой копии. О том, что копия протокола об административном правонарушении вручена упомянутым лицам, делается запись в протоколе об административном правонарушении, а сама копия вручается упомянутым лицам под расписку;

5) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти о составлении протокола об административном правонарушении (например, приказ Росархива от 18.02.2002 N 18) применяются постольку, поскольку не противоречат правилам ст. 28.2, а также ст. 28.3, 28.5, 28.8, 29.5 (см. коммент. к ним);

6) при неявке (несмотря на то, что они были надлежащим образом извещены) лица (или его законного представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении — допускается составление протокола и в отсутствии такого лица. В этом случае лицу, (в отношении которого протокол был составлен) должна быть направлена (например, по почте, с нарочным и т.п.) копия протокола в течение трех дней (отсчет этого срока начинается со дня следующего за днем составления протокола). Следует иметь в виду, что ч. 4.1 была введена в ст. 28.2 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07;

7) о неявке указанных выше лиц, в протоколе необходимо сделать запись об этом (и данное положение вступило в силу с 11.08.07).

3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 4, 5 пост. N 5), что:

а) существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного дела (например, нет данных о том владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу);

б) Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола и направления его судье;

в) проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст. 28.3, а также нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти;

г) возвращая протокол судье (на основании ч. 4 ст. 29.4) необходимо вынести мотивированное определение об этом.

Читайте так же:  Список обязательных кадровых документов

Кроме того, ВС полагает, что:

— если может быть назначено административное приостановление деятельности, то в протоколе должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается (п. 8 Обзора от 25.03.09);

— обстоятельства, послужившие основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (п. 8 Пост. N 18);

— ч. 2 ст. 28.2 устанавливает, что в протоколе об АП указываются и иные сведения (помимо перечисленных в самой ст. 28.2 — А.Г.) необходимые для разрешения дела (п. 9 Обзора от 28.05.08).

4. В свою очередь ВАС обратил (в п. 17 пост. N 2) разъяснил следующие особенности применения ст. 28.2:

1) ст. 28.2 представляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении;

2) суду необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2, направленные на защиту этих прав;

3) нарушение указанных прав может явиться основанием для отказа в удовлетворении требования органа о привлечении к административной ответственности (по ч. 2 ст. 206 АПК), или для признания незаконным и отмены оспариваемого решения (по ч. 2 ст. 211 АПК).

5. О практике применения ст. 28.2 судами см. также п. 11 Пост. от 21.11.05.

Протокол – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

Протокол отражает деятельность по совместному принятию решений коллегиальным органом или группой работников. От протоколов заседаний, создаваемых в управленческой деятельности организаций, следует отличать протоколы следственных, некоторых административных органов и органов охраны общественного порядка (например, протокол санитарного инспектора, протокол дорожно-транспортного происшествия и др.), а также протоколы договорного типа (протоколы разногласий, протоколы согласования разногласий, протоколы согласования цены и др.).

Обязательному протоколированию подлежат заседания постоянно действующих и временных коллегиальных органов (коллегии федеральных органов исполнительной власти, собрания трудовых коллективов, собрания акционеров, заседания советов директоров и др.).

Протоколы оформляются на основании записи хода заседаний, стенограмм, звуковых записей и материалов, подготовленных к заседанию (текстов докладов, выступлений, справок, проектов решений, повестки дня, списков приглашенных и др.).

В протоколе отражаются все мнения по рассматриваемым вопросам и все принятые решения. Протокол ведет секретарь или другое назначенное лицо. За правильность записей в протоколе отвечают председатель и секретарь, ведущие заседания.

Существует два вида протоколов:

полный протокол содержит запись всех выступлений на заседании,

краткий протокол – только фамилии выступивших и краткую запись о теме выступления.

Решение о том, какую форму протокола вести на заседании, принимают руководитель коллегиального органа или руководитель организации.

Заголовком протокола служит название коллегиального органа или заседания (Протокол заседания аттестационной комиссии. ; протокол совещания . ).

Протокол ведет секретарь или другое назначенное лицо, принимающее статус секретаря заседания. Должностное лицо, ведущее заседание принимает статус председателя заседания. За правильность записей в протоколе отвечают председатель и секретарь, ведущие заседания.

Текст протокола состоит из двух частей:

1. Вводная часть оформляется единообразно в полной и краткой формах протокола. В ней указываются фамилии председателя и секретаря, фамилии или общее количество участников заседания и приглашенных лиц (если участников много, рядом с указанием их количества делается отметка – «Список участников прилагается»), повестка дня. Фамилии присутствующих записываются в протокол, если их не более 15, – в алфавитном порядке, с указанием места работы и должности; если же присутствующих больше, составляется отдельный список. В протоколах постоянно действующих совещаний и комиссий должности присутствующих не указываются.

Вводная часть заканчивается повесткой дня. Вопросы в повестке дня располагают по степени их сложности, важности и предполагаемого времени обсуждения. Вопросы нумеруются арабскими цифрами и начинаются с предлогов «О», «Об». Не рекомендуется вопрос или группу вопросов формулировать словом «Разное». Наряду с вопросом указывается фамилия докладчика с указанием его должности.

2п. Основная часть текста полного протокола по каждому вопросу повестки дня строится по схеме: СЛУШАЛИ. ВЫСТУПИЛИ. ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).

В разделе «СЛУШАЛИ» в кратких протоколах указываются фамилия выступавшего (докладчика) и тема его выступления. В полной форме протокола приводятся фамилия и инициалы докладчика, содержание его доклада (сообщения, информации, отчета). Если текст доклада представлен докладчиком в письменном виде, допускается после указания темы выступления делать отметку: «текст доклада прилагается».

В разделе «ВЫСТУПИЛИ» в кратких протоколах указываются только фамилии лиц, выступивших в обсуждении, в полных протоколах фиксируются также их выступления, включая вопросы к докладчику. При необходимости после фамилии выступившего указывается его должность.

Видео (кликните для воспроизведения).

В разделе «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» записывается принятое решение, которое формулируется кратко, точно, лаконично во избежание двоякого толкования. Наряду с решением указываются количество голосов, поданных «за», «против», «воздержавшихся», а также список лиц, не участвовавших в голосовании. Решение может содержать один или несколько пунктов, они располагаются по значимости, каждый из них нумеруется. Наименование раздела должно соответствовать коллегиальному органу: коллегиальные органы власти постановляют, коллегиальные органы организаций — решают.

Перед словом «СЛУШАЛИ» проставляется номер в соответствии с повесткой дня. Слова «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» печатают от левого поля прописными буквами и заканчивают двоеточием. Текст разделов «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» печатается с красной строки. Каждую фамилию и инициалы выступающих печатают с новой строки в именительном падеже, запись выступления отделяют от фамилии дефисом.

2к. Основная часть краткого протокола включает рассматриваемые вопросы и принятые по ним решения. Наименование вопроса нумеруется римской цифрой и начинается с предлога «О» («Об») и подчеркивается одной чертой ниже последней строки. Под чертой указываются фамилии должностных лиц, выступивших при обсуждении данного вопроса. Затем указывается принятое по вопросу решение.

Протокол заседания подписывают председатель и секретарь. В особо важных случаях протокол должны визировать выступавшие, визы проставляются на левом поле документа на уровне записи выступления.

Датой протокола является дата события (заседания, совещания и т.д.). Если оно продолжалось несколько дней, то через тире указывают даты начала и окончания заседания.

Протоколам присваиваются порядковые номера в пределах календарного года отдельно по каждой группе протоколов: протоколы заседаний коллегии, протоколы технических, научных и экспертных советов и др. Протоколы совместных заседаний имеют составные номера, включающие порядковые номера протоколов организаций, принимавших участие в заседании.

Копии протоколов при необходимости рассылаются заинтересованным организациям и должностным лицам в соответствии с указателем рассылки; указатель составляет и подписывает ответственный исполнитель подразделения, готовившего рассмотрение вопроса. Копии протоколов заверяются печатью службы документационного обеспечения управления (ДОУ).

Читайте так же:  Кассация и надзор в гражданском процессе

Принятые решения доводятся до исполнителей в виде выписок из протоколов, которые оформляются на соответствующем бланке и заверяются печатью службы ДОУ.

Акт – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события.

В некоторых случаях акты не только фиксируют установленные факты и события, но и содержат выводы, рекомендации и предложения (акты проверок, обследований, ревизий и т.п.).

Акты отличаются широким разнообразием по своему назначению и содержанию:

— сдачи-приемки (работ, материальных ценностей, документов);

— обследования (состояния техники безопасности, противопожарной безопасности; условий труда; результатов деятельности);

— испытаний (образцов, систем, технологий);

— выделения к уничтожению (материальных ценностей, документов);

— передачи (структурного подразделения из одной организации в другую);

— нарушения установленных правил;

— расследования аварий, несчастных случаев;

— ликвидации организации и т.д.

Акты составляются коллегиально (не менее двух составителей). Нередко акты составляются комиссиями, специально создаваемыми, состав которых утверждается распорядительным документом руководителя организации. Акты могут составляться и постоянно действующими комиссиями на регулярной основе.

Главное при составлении акта – установление фактического состояния дел и правильное отражение в акте. Акт составляется на основе черновых записей, которые ведутся во время работы комиссии или группы лиц и содержат фактические данные, количественные показатели и другие сведения.

Заголовок к акту должен грамматически согласовываться со словом «акт», например:

Проверки финансово-хозяйственной деятельности института,

Списания материальных ценностей.

Датой акта является дата события (проверки, обследования, экспертизы и т.п.).

Текст акта состоит из двух частей:

1. Вводная часть строится по схеме: основание (договор, распорядительный документ, нормативный документ с указанием номера и даты) – составлен комиссией – председатель – члены комиссии – присутствовали (если акт составлен в чьем-то присутствии).

2. Основная часть (констатирующая) содержит изложение сущности, характера, методов и сроков проделанной работы, установленных фактов, а также выводов, предложений и заключений. Содержание акта может быть разделено на пункты, материал может быть представлен в виде таблицы. При необходимости акт может иметь заключительную часть, которая представляет собой решения, выводы или заключения комиссии, составившей акт.

В конце текста акта указываются количество составленных экземпляров и их местонахождение. Количество экземпляров акта определяется количеством заинтересованных в нем сторон или нормативными документами.

Составлен в 3 экземплярах:

1-й экземпляр – бухгалтерия,

2-й экземпляр – коммерческий отдел,

3-й экземпляр – покупатель.

После отметки о количестве экземпляров акта следует отметка о наличии приложений к акту (если они имеются).

При составлении актов ревизий и обследований их содержание согласовывается с должностными лицами, деятельность которых отражается в акте. Акт считается принятым и вступает в действие после его подписания всеми членами комиссии или всеми лицами, участвовавшими в его составлении. В необходимых случаях (если этого требуют нормативные документы) акты утверждаются руководителем данной или вышестоящей организации, по распоряжению которого проводились действия, завершившиеся составлением акта.

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 28.5 показывает, что:

1) по общему правилу протокол об административных правонарушениях должен быть составлен немедленно после выявления (должностным лицом, которое вправе составить протокол, см. коммент. к ст. 28.3) административного правонарушения. См. об этом также письмо ГТК от 17.05.02 N 01-06/19136;

2) в изъятие из этого правила протокол составляется в течение 2-х календарных суток (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента выявления правонарушения. Отсчет этих суток начинается не со следующей даты после дня, когда административное правонарушение было выявлено, а именно с момента выявления (например, если административное правонарушение выявлено в 13.00, то протокол должен быть составлен в течение 48 часов) в случае, если требуется дополнительно выяснить:

а) обстоятельства дела (т.е. имеющихся фактов, доказательств, обстоятельств недостаточно, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии события административного правонарушения);

б) данные о физическом лице (в отношении которого возбуждено дело);

в) сведения о юридическом лице (место его реального нахождения, состав учредителей, наличие у него лицензии и т.п.).

ВС разъяснил, что нарушение сроков, установленных в ст. 28.5 и 28.8 — являются несущественными недостатками составления протокола об АП (п. 4 Пост. N 5).

2. Применяя правила ч. 3 ст. 28.5, необходимо обратить внимание на следующее:

1) сроки, упомянутые в ч. 1 ст. 28.5, не применяются, если по делу об административном правонарушении проводится расследование (см. коммент. к ст. 28.7);

2) в этих случаях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения (но этот факт выявляется именно в результате расследования). Срок проведения административного расследования по общему правилу не может превышать одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 5.6 и 28.7);

3) правила о сроках составления данного протокола полностью применимы и к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.4).

Чем отличается протокол от постановления об административном правонарушении?

Чем отличается протокол от постановления? Людям, привлекаемым к ответственности, знание такого рода пригодится, чтобы отстоять свои права.

Разница заключается и в значении документов, и в реагировании на них, ошибка приведет к тому, что правильную по существу жалобу не примут к производству или проигнорируют.

Законодательное регулирование

Процессуальные нормы о привлечении к ответственности содержатся в КоАП РФ. Региональные нормативные акты могут вносить дополнения, касающиеся оснований привлечения. Принимаются они в виде законов или кодексов, и их действие распространяется лишь на территорию соответствующего региона.

Нормативные акты ведомств, в частности, направлены на разъяснение порядка применения законодательства сотрудниками. На практике, подобные приказы и инструкции или оказываются в противоречии с федеральными законами, или разъяснение еще менее понятное, чем сам текст закона.

Исполнительными органами власти издаются бланки и образцы документов, которыми руководствуются должностные лица. Судьи более свободны и составляют документ, основываясь на судебной практике и собственном понимании закона.

Несмотря на путаницу в законодательстве, чем отличается протокол от постановления, ясно для любого, кто хоть немного сталкивался с административной ответственностью.

Значение процессуальных документов

Чем отличается протокол от постановления об административном правонарушении? Протокол – это первичный документ, фиксирующий сведения о допущенном нарушении. Закон предъявляет ряд требований. Невыполнение тех из них, которые с точки зрения закона обязательны, делают привлечение к ответственности необоснованным.

Постановление – итоговый документ, который разрешает вопрос о виновности или невиновности привлекаемого лица. В нем дается оценка собранным доказательствам, доводам сторон и другим фактам.

Еще чем отличается протокол от постановления? Составление первого не обязательно в ряде случаев при согласии виновного лица с претензиями власти. Вынесение же постановления — неизбежная процедура.

Разделы протокола

Чем отличается протокол от постановления, видно из пунктов, составляющих документы.

Читайте так же:  Если в школе украли вещи куда обращаться

Требования к протоколу:

  • дата и место составления (город или населенный пункт);
  • фамилия и инициалы составителя, его должность и звание;
  • паспортные данные о привлекаемом лице, сведения о месте жительства;
  • событие и место нарушения;
  • Ф.И.О. и адрес проживания свидетелей и потерпевшего;
  • доказательства (ссылка на рапорта инспекторов ГИБДД, показания свидетелей, объяснения привлекаемого лица, его замечания, приобщенные к протоколу, фото и видеосъемка и т. д.);
  • дата и место совершения нарушения;
  • статья регионального закона или КоАП;
  • объяснения привлекаемого лица;
  • отметка о разъяснении прав и обязанностей;
  • подпись лиц (и должностного, и привлеченного к ответственности).

Разделы постановления

Требования к документу:

  • название органа или суда, вынесшего документ;
  • должность, звание, Ф.И.О. (полностью) лица, вынесшего протокол;
  • дата и место рассмотрения материалов (место – город или населенный пункт);
  • сведения о привлекаемом лице (Ф.И.О. полностью, данные из паспорта);
  • обстоятельства, выявленные в ходе рассмотрения;
  • статья КоАП или закона, которым установлена ответственность за нарушение;
  • мотивировка (причины, по которым должностное лицо или суд соглашается с доводами и материалами или отклоняет их);
  • порядок и сроки обжалования.

Большей частью сведения из протокола переписываются в постановление.

Дополнительные нюансы

Еще чем отличается постановление от протокола? В нем указываются реквизиты счета, на который переводятся средства, выплаченные в качестве штрафа.

Теперь об особенностях решений, выносимых судьями. Они в сравнении с другими органами, рассматривающими административные материалы, применяют дополнительные полномочия.

Если в деле затрагивается возмещение вреда, суд назначает общую сумму, порядок и график выплат.

Судья, назначив меру наказания, описывает, каким образом оно исполняется. Например, если водителя лишают прав, в постановлении указывается, куда их сдавать и в какой срок.

Если наказание затрагивает полномочия органов власти, им дается соответствующее предписание. Оно может касаться ареста счетов, остановки деятельности предприятия, организации и т. д.

Залог решением суда или возвращается владельцу, или обращается в доход государства.

Решается судьба вещей, наград, документов, товаров. Вещи и награды обычно возвращают владельцу, награды также ему отдают или передают в Администрацию президента.

Чем отличается протокол от постановления ГИБДД

Нарушение ПДД водителями — частое явление, и законом даны полномочия сотрудникам полиции составлять протоколы и выносить постановления на месте нарушения.

И чем отличается протокол от постановления ДПС в этом случае? Отличия минимальные. Сотрудник полиции заполняет протокол, а затем переписывает сведения из него в постановление.

Если протокол частично заполняется полицейским, частично привлеченным лицом, частично свидетелями, ставящими свои подписи, то бланк постановления полностью заполняется должностным лицом. На оригинале документа ставится отметка о выдаче копии заинтересованным лицам.

Ниже уделено внимание порядку обжалования.

Некоторые практические замечания

В качестве места указывается населенный пункт, где произошло нарушение.

События преступления – нарушение ПДД, допущенное водителем (превышение скорости, незаконное пересечение сплошной полосы и т. д.), затем указывается статья КоАП, под которую подпадает нарушение.

Доказательства – показания приборов слежения, фотосъемки, показания других водителей, замечания сотрудников полиции.

Кстати, в качестве свидетелей стражи порядка склонны указывать себя, что противоречит международным договорам, и претензии на этот счет высказывались в актах ЕСПЧ.

Свидетелями вписываются посторонние граждане, которых на самом деле не было на месте происшествия. Некоторые водители просят других автолюбителей оставить их контакты на случай судебного разбирательства, чтобы иметь дополнительные подтверждения. И инспектора не вправе отказывать водителям в записи свидетелей с их стороны.

Незаменимые свидетели – пассажиры, находившиеся вместе с водителем в автомобиле.

Подлежит ли обжалованию протокол

Чем отличается протокол от постановления в ГАИ еще? Несмотря на его значение, протокол все же промежуточный документ, его нельзя ни отменить, ни обжаловать отдельно. Привлекаемое лицо вправе вписать в него замечания или изложить их на приложенном листе бумаге, о чем делается отметка в протоколе.

Он — лишь одно из доказательств, и ему должна быть дана оценка. Если нарушения чрезмерно серьезные, и имеются иные факты и документы, их нельзя сбрасывать со счетов.

На практике грубые ошибки в протоколе — достаточный повод прекратить дело.

К сожалению, чиновники и судьи, рассматривающие материалы, придают протоколу чрезмерное значение, и все иные доказательства ими не принимаются. Чего только стоит знаменитая оговорка, что у суда нет оснований не доверять полицейским.

Процедура обжалования

Постановление отменяется вышестоящим органом или должностным лицом по жалобе привлеченного лица или чиновника, или полицейского, составившего протокол. На жалобу дается 10 дней после вручения копии решения.

Жалоба подается напрямую в орган, принявший его, либо в учреждение, уполномоченное принимать решение по ней.

Гражданский процесс

Чем отличается протокол от постановления в гражданском процессе? Протоколом именуется документ, в котором фиксируются процессуальные действия суда и сторон, их реплики, иные действия. За его полноту и правильность несет ответственность секретарь.

Постановление — термин, обозначающий одно из решений любой инстанции, как промежуточное, так и по существу дела.

Постановлением именуются и решения надзорной инстанции, принятые по существу.

Таким образом, разница КоАП и ГПК в терминологии весьма существенна.

Чем отличается постановление от протокола в Беларуси

Законодательство страны обладает разницей в сравнении с законодательством России.

Первое отличие — разделение нормативной базы на два закона. Один КоАП – в нем прописаны принципы, основания привлечения к ответственности, освобождения от нее и дается перечень статей, по которым собственно и привлекают людей.

В Процессуально-исполнительном кодексе об административных нарушениях описываются порядок расследования, составления документов.

Текст закона сформулирован более четко, участники процесса, в том числе свидетели и эксперты, обладают большим объемом прав.

Схема составления документов та же, что и в российском законодательстве.

Однако есть еще то, чем отличается постановление от протокола ГИБДД в РБ.

Шире перечень ситуаций, когда протокол не составляется, и штраф выплачивается на месте совершения нарушения:

  • если размер штрафа не более двух базовых величин;
  • нарушение совершено в ходе судебного разбирательства, о чем делается отметка в протоколе заседания суда;
  • если виновное лицо соглашается с претензиями и обязанностью возместить вред, а также наказанием, которое ему назначат;
  • если нарушение водителя фиксируется средствами видео- и фотосъемки.

Дело начинается и заканчивается постановлением.

Если человек выражает несогласие, им подается заявление, и постановление аннулируется. Затем должностное лицо обязано составить протокол и начать заново все процедуры привлечения к ответственности в общем порядке. Уклонение от оплаты наложенного штрафа приравнивается к несогласию.

Водителю надо подать заявление в ГИБДД в течение месяца со дня получения постановления на руки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, законодательство страны обеспечивает права и обязанности своих граждан.

На основании чего составляется протокол
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here