Корректировка границ земельного участка

Вопрос: Возможно ли изменить сведения о местоположении границ земельного участка на основании утвержденного проекта межевания территории, которым предусмотрено формирование земельных участков путем перераспределения? (ответ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии)

Возможно ли изменить сведения о местоположении границ земельного участка на основании утвержденного проекта межевания территории, которым предусмотрено формирование земельных участков путем перераспределения?

На основании утвержденного проекта межевания территории, которым предусмотрено формирование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях, предусмотренных статьями 39.27 и 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), осуществляется образование земельных участков, в том числе и в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса.

При этом согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса при перераспределении нескольких смежных земельных участков или при перераспределении земель и земельного участка существование исходных земельных участков (исходного земельного участка) прекращается.

Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка на основании проекта межевания территории, которым предусмотрено образование земельных участков путем перераспределения данного земельного участка, не допускается.

В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), изменение описания местоположения границ земельного участка допускается в случае, если сведения государственного кадастра недвижимости об описании местоположения границ такого земельного участка не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах).

При этом исходя из положений подпункта 3 пункта 7 статьи 39.27 и подпункта 10 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса предусмотренное статьями 39.27 и 39.28 Земельного кодекса перераспределение допускается в случае, если границы земельного участка, участвующего в перераспределении, не подлежат уточнению в соответствии с Законом о кадастре (то есть соответствуют установленным требованиям).

Федеральная служба государственной регистрации,

кадастра и картографии

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован в рубрике «Часто задаваемые вопросы» официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Дата обращения к информационному ресурсу — 26 сентября 2017 г.

Уточнение границ ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет: с увеличением или уменьшением площади

Уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет, важный момент при совершении любых типов сделок с землей. Кадастровый паспорт не является гарантом того, что замер участка проведен в соответствии с установленными нормами, особенно в том случае, если документ выдан до вступления в законную силу Земельного Кодекса, т.е. до 2001 года.

Что такое уточнение границ?

Это комплексное мероприятие, которое проводит кадастровый инженер, с целью определения границ земельного надела в процессе межевания.

По итогам на руки владельцу земли выдается документ, являющийся основанием для внесения новых границ в Росреестр.

Уточнение требуется только в тех случаях, когда в кадастре отсутствует запись о местоположении вашего участка. При этом у собственника должен быть кадастровый паспорт, номер и план. Другими словами, земля должна быть зарегистрирована и стоять на учете.

В каких случаях необходимо уточнение?

Существует несколько причин, когда требуется проведение процедуры:

  1. Покупка земли. Возможно, предыдущий владелец просто забыл или не посчитал нужным уточнять границы своего участка. Не повторяйте эту оплошность. Если вы не пройдете процедуру, то в дальнейшем будет проблематично его продать, обменять или завещать.
  2. Споры с соседями по поводу того, кому и какой участок земли принадлежит.
  3. Судебное разбирательство. Затевается в том случае, если истец уверен, что часть его земли была незаконно присвоена соседом.
  4. Ошибка кадастрового инженера, занимавшегося первоначальным уточнением. Если ошибка будет доказана, то имеющий межевой план признается недействительным. Соответственно, требуется повторный замер участка.

Нелишним будет уточнение границ ранее учтенного земельного участка, т.е. стоящего на учете, но без указания местоположения. В таком случае вы сможете избежать будущем проблем при совершении любого типа сделок.

Порядок проведения процедуры

Основное достоинство процесса уточнения границ – возможность поделить его на малые части, что упрощает процесс проведения сделок с наделом. Точное определение пределов участка возможно при наличии кадастрового паспорта, плана и номера. Размежевание земельного участка порядок действий:

  1. Подготовительный: сбор нужных документов; информирование собственников соседних участков о проведении межевания (лучше это сделать за неделю до начала работ); заключение договора с организацией, занимающейся проведением землеустроительных процедур.
  2. Кадастровый инженер проводит фотосъемку земли, определяет качество и тип почвы. Проводит необходимые измерения территории. Результат замера нужно озвучить всем присутствующим и уточнить, согласны ли они с итоговыми показателями.
  3. На последнем этапе анализируются все данные, полученные в результате измерения и осмотра участка. Собственнику выдается документ, оформляется межплан.
  4. Межевой план отправляется в Росреестр в электронном виде. Это может сделать сам собственник или кадастровый инженер. По итогам рассмотрения сотрудники Государственной службы регистрации одобряют или отказываются принимать результаты уточнения. При положительном решении данные заносятся в ГКН (государсвенный кадастр недвижимости) , при отрицательном – выдается постановление об отказе.

Все этапы должны проходить в строгой последовательности, только тогда возможно безошибочное проведение процедуры. Владелец участка обязан предоставить инженеру всю имеющуюся документацию на землю. Это позволит специалисту на начальном этапе выявить ошибки, которые в дальнейшем исправить намного сложнее.

Прежде чем работники кадастра приступят к работе, потребуется подписать акт согласования проведения работ. Это означает, что владелец согласен не только со всеми промежуточными действиями, но и с итогом проведенных работ.

На последнем этапе происходит составление межевого плана, который впоследствии презентуют комиссии в кадастровой палате

Читайте так же:  Перечень документов для регистрации ижс

Необходимая документация

Конкретного списка документов, которые нужно предоставить для процедуры уточнения, не существует. Поэтому собирайте все имеющиеся у вас бумаги, как минимум от вас потребуется:

  • выписка из кадастра;
  • кадастровый паспорт;
  • документ, подтверждающий право собственности на участок;
  • паспорт.

Для каждого конкретного случая может потребоваться свой комплект документации. Иногда необходимо сделать запрос в архив, заказать нужную бумагу. Уточнить, что именно должны предоставить вы, можно у специалистов в специализированных компаниях. Они сэкономят ваше время и проконтролируют весь процесс.

Стоимость и сроки процедуры

Итоговая цена зависит от размеров земельного участка и от территориального расположения. В каждом регионе местные власти устанавливают различные тарифы, озвучить стоимость могут в кадастровой палате вашего населенного пункта. Например, для жителей Московской области расценки на услугу начинаются с 500 рублей за одну сотку.

На процедуру уходит от пятнадцати дней до трех месяцев. Как правило, работы затягиваются в том случае, если земля не стоит на учете в кадастре.

Как выглядит план межевания?

Выглядит межевой план для земельного участка идентично для всех наделов, если вы не разбираетесь в нюансах землеустроительных работ, то, кроме наименования на титульном листе, больше ничего в нем не поймете.

План включает в себя несколько разделов, но собственнику земли нет смысла заострять внимание на них. Правильность оформления и заполнения – обязанность кадастрового инженера. Единственное к чему стоит присмотреть и подробно изучить — это раздел «Акт согласования» и «Заключение инженера по кадастру».

В «Акте согласования» отражается тот факт, что все соседи уведомлены о проведении межевания и не возражают. Важно заполнить его без ошибок и уточнить все внесенные данные.

В «Заключение» прописываются сложности, возникшие в процессе и возможные конфликтные ситуации.

Межевой план в бумажном формате готовится только по просьбе заказчика. «По умолчанию» проект оформляют в электронном виде. Образец документа можно найти в интернете.

Уточнение границ с увеличением площади

Увеличить размеры участка можно только за счет земель, не имеющих собственников и четких границ.

Расширение законно в том случае, если вы покупаете прилегающую территорию. Некоторые правительственные программы для владельцев земли, также предусматривают возможность получить дополнительные сотки. Уточнение границ земельного участка с увеличением площади требует проведение межевых работ, сбор документации, составление заявления и оплата госпошлины. После этого в кадастр будут занесена новая информация.

Уточнение с уменьшением площади

Для данного процесса потребуется составление заявления, также необходимо оплатить услуги кадастрового инженера.

Основная причина уменьшения — посягательство на смежную территорию и своевольный захват соседних участков. А также поводом для пересмотра границ в меньшую сторону становятся обнаруженные ошибки в кадастровом или межевом плане.

Процесс ничем не отличается от стандартной процедуры, только итогом становиться уменьшение площади.

Заключение

Не стоит игнорировать процесс уточнения границ земельного участка. Процедура стоит недорого, но при этом она позволит избежать проблем в будущем и упростит проведение сделок с землей. Да и в спорах с соседями, наличие подобного документа, будет весомым доказательством вашей правоты.

Границы земельного участка необходимо уточнить: какие способы возможны на практике?

Несмотря на неоднократные попытки законодателя урегулировать и упорядочить земельные отношения, на сегодняшний день в этой сфере по-прежнему сохраняются серьезные противоречия. В частности, значительное число проблем связано с пересечением и наложением границ смежных земельных участков. Причины для подобных нестыковок могут быть самыми разными, однако результат один: рано или поздно собственники или владельцы таких земельных участков сталкиваются с необходимостью отстаивать свои интересы в суде. О способах установления границ земельных участков при их уточнении и подходах судов к разрешению соответствующих споров читайте в материале.

Впервые постановка земельных участков на кадастровый учет с определением местоположения их границ начала осуществляться с появлением Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (на сегодняшний день Федерального закона «О кадастровой деятельности», далее — Закон № 221-ФЗ). Одновременно появилась процедура уточнения границ земельного участка.

Уточнение местоположения границ — это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ земельного участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью. Согласно п. 4 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства (утв. приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267) координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы ЕГРН, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства.

Уточнение местоположения границ земельных участков необходимо для фиксации реальных границ на местности и на практике позволяет решить следующие задачи:

предотвратить споры о границах земельных участков со смежными землепользователями;

получить разрешительную документацию при возведении объектов капитального строительства;

уменьшить риск признания возведенных построек самовольными (например, как установленных на недостаточном расстоянии от границы участка).

Согласно действующему законодательству уточнение местоположения границ является правом, а не обязанностью собственника, за исключением случаев приобретения земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов (п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ).

Стоит также отметить, что уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется при условии, что установленные в ЕГРН в отношении земельного участка сведения не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (п. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — Закон о госрегистрации недвижимости). Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90.

Таким образом, уточнение допускается не только в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, но и в случае, если их местоположение не соответствует установленным требованиям к точности (например, средней квадратической погрешности местоположения границ). И все же на практике, как правило, большинство споров возникает в первом случае.

Для определения границ используются любые возможные способы

Так, при уточнении местоположения границ земельных участков может выясниться, что фактическое местоположение границ земельного участка не соответствует сведениям из имеющихся правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, либо границы накладываются на земельный участок смежного землепользователя, что влечет за собой необходимость разрешения спора в судебном порядке.

В соответствии с п. 10 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Отметим, что содержание приведенной нормы (за исключением указания в перечне документов на проект межевания территории) соответствует ранее регулировавшему эти отношения п. 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона о госрегистрации недвижимости.

Читайте так же:  Жалоба на сотрудника почты россии образец

Таким образом, на сегодняшний день законодатель в порядке приоритетности определяет следующие способы установления границ земельных участков:

установление границ на основании сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;

установление границ исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании;

установление границ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

установление границ в соответствии с фактическим землепользованием (границами, существующими на местности пятнадцать и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения).

Росреестр в письме от 16.02.2016 № 19-00221/16 указал, что при отсутствии приведенных выше документов при определении местоположения границ земельных участков могут использоваться и другие документы: картографические материалы государственного кадастра, генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.

Поскольку законодательством не определен точный перечень документов, подтверждающих права на земельный участок, а также документов, определяющих местоположение земельного участка при его образовании, а также принимая во внимание позицию Росреестра, у судов отсутствует единообразный подход относительно того, какими документами стоит руководствоваться при определении местоположения границ земельных участков.

В таблице приведены документы, на основании которых суды определяли местоположение границ при рассмотрении конкретных дел.

Анализ сложившейся судебной практики позволяет сделать вывод о том, что суды определяют местоположение смежных границ на основании проведенных по делу землеустроительных судебных экспертиз, при производстве которых эксперты предлагают варианты расположения границ исходя из представленных сторонами в материалы дела документов (планов границ земельных участков, решений госорганов о предоставлении земельных участков, генеральных планов территорий и др.).

Фактическое землепользование — распространенный аргумент в суде

Несмотря на то что определение местоположения границ земельного участка в соответствии с фактическим землепользованием предполагает представление сторонами по делу суду доказательств фактического владения земельным участком в таких границах в течение не менее 15 лет (что в большинстве случаев является затруднительным), на практике суды могут устанавливать границы по текущему фактическому землепользованию, даже несмотря на наличие правоподтверждающих документов, либо определяющих местоположение границ земельных участков при их образовании (см., например, апелляционные определения Московского городского суда от 26.07.2017 по делу № 33-28286/2017, от 30.03.2016 по делу № 33-8509/2016, определения Ленинградского областного суда от 19.11.2015 № 33-5103/2015, от 19.08.2015 № 33-3943/2015).

В некоторых случаях местоположение границ земельного участка суды устанавливали, в первую очередь, с целью сохранения юридической площади земельных участков (то есть указанной в правоустанавливающих документах на земельный участок), с учетом расположения существующих построек (см., например, апелляционные определения Московского областного суда от 21.12.2015 по делу № 33-19822/2015, Ленинградского областного суда от 21.02.2018 № 33-1243/2018).

При обосновании избранного способа установления местоположения границ земельного участка суды иногда указывают также на то, что он соответствует общеправовому принципу справедливости, обеспечивает баланс прав и законных интересов каждой из сторон (см., например, Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 06.06.2018 № 33-3170/2018), не применяя положения п. 10 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости.

Таким образом, даже наличие правоподтверждающих документов, в которых отображается местоположение границ земельного участка, либо документов, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании, не гарантирует установление местоположения границ в судебном порядке в соответствии с указанными документами, поскольку суд может принять во внимание и иные обстоятельства (юридическую площадь земельных участков, наличие и расположение на нем построек, текущее фактическое землепользование и др.). И хотя в определенных случаях указанный подход судов можно считать справедливым, формально он противоречит требованиям п. 10 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости.

Какие документы принимали суды для обоснования местоположения границ земельного участка? (таблица)

Реквизиты судебного акта

План границ, исполненный муниципальным унитарным предприятием до постановки участка на кадастровый учет

Постановление АС Волго-Вятского округа от 09.10.2015 № Ф01-3715/2015 по делу № А82-231/2014

Решения госорганов и местных администраций о предоставленных земельных участках, акт выбора земельного участка, решение Исполкома, постановление местной Администрации

Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.06.2016 № Ф01-2165/2016 по делу № А31-9077/2014

План границ земельного участка — приложение к договору аренды земельного участка, заключенному на основании постановления главы города

Постановление АС Поволжского округа от 19.01.2016 № Ф06-6397/2013 по делу № А55-10470/2013

Государственный акт на право бессрочного пользования землей

Постановление АС Поволжского округа от 21.10.2015 № Ф06-859/2015 по делу № А57-21221/2013

Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.11.2015 № Ф08-8037/2015 по делу № А32-29482/2013

Данные государственного акта и каталога координат к делу по отводу земельного участка

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.04.2015 № Ф08-2382/2015 по делу № А32-33235/2013

Чертеж земельного участка, утвержденный главным архитектором города в 1992 г.

Постановление АС Центрального округа от 26.07.2016 № Ф10-2423/2016 по делу № А62-754/2015

Генеральный план, разбивочный чертеж, содержащий подтвержденное главным архитектором района описание границ землеотвода

Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2018 № 33-6135/2018

План границ СНТ

Апелляционное определение Московского областного суда от 22.01.2018 по делу № 33-104/2018

Постановление главы Администрации

Видео (кликните для воспроизведения).

Апелляционное определение Московского областного суда от 26.03.2018 по делу № 33-319/2018

Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2017 по делу № 33-13301/2017

Апелляционное определение Московского областного суда от 10.08.2016 по делу № 33-21672/2016

Выписка из протокола заседания Профкома от 1991 г.

Определение Московского городского суда от 11.10.2017 № 4Г-11641/2017

Схема, описание границ смежных земельных участков, входящие в состав кадастрового дела

Апелляционное определение Московского областного суда от 18.07.2016 по делу № 33-17971/2016

Апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2016 по делу № 33-22684/2016

Схема расположения земельных участков на плане части территории поселка

Постановление Президиума Ленинградского областного суда от 27.03.2018 № 44г-19/2018 по делу № 2-186/2017

Читайте так же:  Проверить готовность паспорта через мфц

Границы земельных участков пересекаются: как исправить кадастровую ошибку?

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Основания для изменения границ земельного участка

Изменение границ земельного участка заключается в изменении его конфигурации и/или размера за счет смежных территорий. Регулирование данного процесса предоставляет собственнику ряд возможностей в сфере управления недвижимым имуществом, а также предотвращает возникновение конфликтов с владельцами смежных земельных участков.

Для чего это нужно

Такая необходимость может возникнуть в следующих случаях:

  • ошибка в реестра землепользователей, вследствие которой необходимо заново производить уточнение границ и составлять кадастровый план;
  • в случае, если собственник намеревается объединить два и более наделов в один или разделить один участок на несколько;
  • если при уточнении границ фактическая площадь не соответствует той, что указана в документах. В таком случае, межевание производится при отклонении в 10% или более.
  • для увеличения площади;

Межевание земельного участка происходит посредством соглашения между собственником и уполномоченными органами.

В результате соглашения собственнику должен быть выдан кадастровый паспорт образованного надела.

Также, данный процесс может быть произведен по инициативе органов уполномоченных по регулированию кадастровых вопросов для следующих целей:

  • приведения границ ЗУ в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
  • размещения объектов капитального строительства, а также изъятия наделов для государственных или муниципальных нужд.

Куда обратиться

Подобного рода услуги предоставляют геодезические компании и уполномоченные органы (Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль).

Главное помнить, что деятельность организации, к которой вы обращаетесь должна соответствовать Федеральному закону “О кадастровой деятельности”, а потому не лишним будет запросить документы подтверждающие легитимность её деятельности.

При подаче заявления от Вас потребуется следующие данные:

  • ФИО и паспортные данные.;
  • для юридических лиц: наименование и место нахождения, а также регистрационный номер;
  • Кадастровый номер ЗУ;
  • реквизиты утвержденного проекта межевания территории;
  • информация необходимая для обратной связи с заявителем;

А также прилагающаяся документация:

  • свидетельство о собственности;
  • кадастровый паспорт;
  • гражданский паспорт.

К процедуре уточнения межевых линий также привлекаются владельцы смежных участков. В течение тридцати суток после подачи заявления они могут обжаловать его, если считают, что изменение межевых линий производится в несоответствии с их интересами. В таком случае в целях решения конфликта может понадобится судебное разбирательство.

Также, доводы и заявления владельцев смежных участков будет приложено к обновленному межевому плану. В случае, если инициатива не встречает никаких возражений, обновленный план распределения наделов вступает в силу в момент его регистрации.

Для регистрации обновленных данных следует обратиться в Федеральную Кадастровую Палату.

Особенности

Без изменения площади

Заключается в изменении расположения межевых линий участка без изменения его площади, при этом допускается изменение конфигурации.

Может производиться для его частичного перемещения, например, вследствие расширения смежного участка.

Даже несмотря на то, что площадь и конфигурация могут оставаться неизменными, наделу впоследствии должен быть присвоен новой кадастровый номер.

С изменением площади

Подразумевает уменьшение или увеличение площади ЗУ в результате перераспределения его границ. Частными случаями являются:

  • разделение одного надела на несколько. В таком случае каждый из образовавшихся участков считается отдельным объектом недвижимости и имеет свою площадь и уникальным номер в реестре;
  • объединение нескольких участков в один. В результате получается один ЗУ с новыми границами и площадью;
  • выдел доли из земельного участка. Надел из которого выделяют долю считается основным, а выделенная часть – второстепенным участком. Его необходимо поставить на учет, в последствии ему будет присвоен новый кадастровый номер
  • приобретение площади участка за счет наделов находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Заключение

Процедура межевания границ земельных участков является повсеместным явлением в кадастровом праве и потому осуществить такую инициативу не составляет труда. Главное помнить, что ваши интересы могут противоречить интересам владельцев соседних участков и в таком случае может возникнуть конфликт, влекущий за собой судебное разбирательство.

Корректировка границ земельного участка

Типовой сценарий кадастровой ошибки выглядит так: «При выполнении кадастровых работ выявлена кадастровая ошибка, выразившаяся в том, что сведения ГКН о местоположении границ смежного земельного участка… не соответствуют их фактическому местоположению. Граница смежного земельного участка от точки 6 до точки 4 рассекает строение на 0,7 м и капитальный забор от точки 2 до точки 1 пересекает строение от 0,5 м до 1,20 м».

В среднем геодезисты проводят работы на участке в течение 1-3 дней. На обработку информации и составление межевого плана уходит еще 2-4 дня при условии, что не возникли земельные разногласия с соседями. Росреестр должен принять заявления и внести корректировки в ЕГРН в течение 10 дней.

В результате составления межевого плана в ранее составленных документах может быть выявлено несоответствие границ земельного участка, а также его площади, фактическим данным, установленным кадастровым инженером. Такое несоответствие может быть обусловлено разными причинами.

Особенности процедуры уточнения границ земельного участка

После вступления в силу судебного решения «виновная» сторона заказывает новый межевой план с чёткими границами, установленными по определению суда.

Можно оспорить результаты межевания при выявлении ошибки, допущенной инженером. Для этого придется подать иск в суд. В этом случае также можно добиться отмены нового местоположения границ. Решение суда может изменить местоположение границ участка и устранить ошибки в межевании.
Хотите задать прямой вопрос конкретному профессионалу? Легко! Просто нажмите на кнопку «Персональная консультация» на его личной странице, заполните все поля формы и общайтесь с ним в приватном режиме – Вам никто не помешает, и никто не подсмотрит Вашу переписку.

Основания для проведения уточнения

Первый заключается в том, что исключение из ГКН сведений о границах участка влечет прекращение существования земельного участка как объекта права. Действия, связанные с постановкой на кадастровый учет и снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот. Большей части населения привычный случай разновидности “один земельный участок – одна часть земли”. Одновременно с этим могут возникнуть ситуации, при которых рельеф либо же объекты позволяют сформировать земельный участок единым массивом.

Читайте так же:  Помарка в трудовой книжке как исправить

Необходимо помнить, что уточнение не связано с образованием новых наделов, их объединением, выделением или разделением. Исправление технической ошибки в реестре также не считается уточнением, так как часто проводится без практических работ на местности. В каждом из этих случаев составляются разные межевые планы согласно Приказу № 921.
Также подлежат обжалованию новые границы после межевания, если они нарушают права собственников смежных участков, но при этом права на такой надел еще не возникли. При этом допускается подать иск в Росреестр. Оспорить его можно, если права возникли. Тогда иск подается соседям. Вполне возможно, что решение суда поддержит права других собственников и признает недействительными результаты проведенного межевания.

Правила определения, уточнения и корректировки границ земельного участка

Зачастую больше всего времени у кадастрового инженера уходит на сбор необходимой информации и ее предварительный анализ. Если в ЕГРН и в правоустанавливающих документах собственника нет сведений о проведенных границах, он обращается к архивам, госфонду данных, изучает карты.
Очень важно своевременно провести работы, затрагивающие вопросы землеустройства. Затраты невелики, но впоследствии такой учет сэкономит много времени и нервов. В дальнейшем при совершении любых сделок с землей не возникнет проблем. А возможные споры с соседями будут урегулированы без исков и вмешательства суда.
Закон гласит, что самовольно изменить границы, увеличить-уменьшить площадь надела по завершении геодезических работ нельзя. Допустим, вы решили расширить надел за счёт соседних пустующих земель, выровнять конфигурация ЗУ, оборудовать парковку рядом с въездной группой.
Помимо этого, на нескольких массивах могут возводить проезжую дорогу, линии электропередач либо же земли, принадлежащие иным владельцам.

Наиболее частой причиной для уточнения границ земельного участка является желание собственника увеличить площадь его участка.
Иногда возникает необходимость уточнения границ земельного участка, в отношении которого ранее составлялся межевой план (при выявлении несоответствий фактических границ земельного участка данным кадастрового учета).

Как показывает судебная практика, споры о границах земельных участков широко распространены, однако их решения нельзя во всех случаях признать удовлетворительным.
Кадастровые инженеры при проведении работ по размежеванию допустили грубую ошибку, перекрывающую разрешимую погрешность. Для садоводческих товариществ принята норма в шесть соток – допустимо изменение границ в пределах 60 квадратных метров.

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Если межевание не было, возможно при межевании увеличить размер фактически используемого участка на минимальный размер участка для имеющегося вида разрешенного использования, либо на 10%.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре кадастровой ошибкой является воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН.

Примечание: Комментарии юристов и адвокатов в данном разделе не является юридической консультацией. Для получения полноценной юридической консультации необходимо лично обратиться к специалисту и представить ему все имеющиеся документы.
Работы на местности назначаются не менее чем через 10 дней после изучения ситуации и составления техзадания для геодезистов. Это время необходимо, чтобы уведомить заинтересованных лиц о проводимых работах.

Порядок действий для уточнения границ земельного участка

Пока границы вашего земельного участка «висят в воздухе»: не уточнены границы, координаты, не внесены данные в единый реестр, границы участка могут увеличиться или уменьшиться. Собственник заказывает межевание земель и вправе прирезать к наделу до 10 процентов площади. В редких случаях владельцы отказываются от лишней, на их взгляд, землицы и оставляют себе маленький участок чтобы не платить высокий земельный налог. Правообладатели земельных участков порой оказываются в неприятной ситуации: внезапно выясняется, что границы земельного участка подлежат корректировке (уточнению). Подобные ситуации возникают, как правило, в отношении земельных участков, границы которых не определены в соответствии с требованиями земельного законодательства (в выписках из государственного реестра недвижимости правообладатели могут увидеть именно такую запись: «границы земельного участка не определены в соответствии с требованиями земельного законодательства»).

Межевание проводится только один раз. если межевание уже проводилось ранее. а это видно из кадастрового паспорта, то повторное межевание невозможно.

Уменьшение земельного участка можно произвести только по решению судьи. Как правило, это вызвано «добрососедскими» отношениями. При межевании часть земли записана, как спорная, то есть владельцы граничащих земель не смогли мирным путём договориться о «соседской границе», где каждый день ведутся междоусобицы.

Еще одним существенным моментом при составлении межевого плана является наличие в нем сведений о согласовании границ земельного участка с правообладателями смежных земельных участков.
Бывают ситуации, когда в результате кадастровой ошибки границы двух соседних земельных участков имеют в Государственном кадастре недвижимости (далее — ГКН) пересечение друг с другом. Из-за этого возникают наложение их площадей и неопределенность в том, к какому из двух участков относится площадь наложения и, соответственно, в чьей собственности эта земля находится. Собственники обоих участков заинтересованы в исправлении таких ошибок — чтобы в ГКН координаты смежной границы их участков совпали и наложение было устранено.

Каков минимальный доступ от территориальной границы допускается, если в планах имеется возведение дома либо же иного сооружения?

Таким образом, на всю процедуру уточнения границ земельного участка уходит в среднем 30–45 дней, если не возникли споры со смежниками.
В большинстве случаев формирование подобных сложных территорий является необходимостью для возможности обойти трудный рельеф наподобие болот, различных оврагов и так далее, которые нередко входят в суммарный размер и одновременно с этим “забирают” немалую часть полезного размера земли.

Одним из существенных моментов при составлении межевого плана является определение границ, а соответственно, и площади земельного участка.
При этом, в зависимости от ситуации вам также могут понадобится: акт о согласовании границ земельного участка, соглашение об уточнении границ земельного участка и распределении долей — при объединении участков, находящихся в общей собственности нескольких лиц, судебное решение, если уточнение границ участка осуществляется на основании такого судебного решения, письменное согласие несовершеннолетних или недееспособных – если такое согласие выполнение данных действий является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Корректировка границ земельного участка

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ»

В дополнение к письму Минэкономразвития России от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23 Минэкономразвития России сообщает следующее.

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка кто проводит

1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре).

Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При этом пунктом 1 статьи 11.9, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Также пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года, Минэкономразвития России полагает возможным до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки применять при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса.

2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:

— при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

— при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

При этом, по мнению Минэкономразвития России, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка, возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, так и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.

Также сообщаем, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений границ земельного участка. Таким образом, если прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений сохранились, конфигурация земельного участка не считается измененной.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

И.Е. Манылов

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ»

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Если в результате кадастрового учета площадь земельного участка окажется больше той, сведения о которой содержатся в госкадастре недвижимости, в осуществлении кадастрового учета может быть отказано в следующих случаях. Во-первых, если такая разница превысит предельный минимальный размер земельного участка (устанавливается в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием земель). Во-вторых, если она составит более 10% площади, сведения о которой внесены в госкадастр.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются последними.

Предельные размеры участков, предоставляемых гражданам в собственность из государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ. Если участки предоставляются для ведения ЛПХ и ИЖС, они определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По мнению Минэкономразвития России, в описанном выше случае следует применять предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.

Вместе с тем правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 г. Поэтому Министерство полагает возможным до их утверждения применять предельные размеры земельных участков, предусмотренные законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того, разъяснено, в каких случаях допускается уточнение местоположения границ земельного участка.

Минэкономразвития России считает, что при подтверждении их фактического местоположения можно использовать как картографическую основу госкадастра недвижимости, так и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сообщается, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений его границ. Поэтому, если прежние значения таковых сохранились, конфигурация не считается измененной.

Корректировка границ земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here