Какая квалификация после окончания вуза

Квалификация (образование)

Квалифика́ция (от лат. qualis — качество) — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.

Содержание

Среднее профессиональное образование

Для выпускников средних специальных учебных заведений в России установлены следующие два уровня квалификации:

  • Начальное профессиональное образование:
    • 1 год выпускников школ с аттестатом о среднем (полном) общем образовании (11 классов),
    • Не более 3 лет для выпускников школ с аттестатом об основном общем образовании (9 классов);
  • Среднее профессиональное образование:
    • 2 года для выпускников школ с аттестатом о среднем (полном) общем образовании (11 классов),
    • Не более 4 лет для выпускников школ с аттестатом об основном общем образовании (9 классов).

Высшее образование

Для выпускников вузов в России установлены следующие три уровня квалификации (степени):

  • бакалавр — 3-5 лет в зависимости от направления
  • специалист — 5 лет,
  • магистр — плюс 2 года после получения квалификации бакалавра

Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной квалификационной работы:

Квалификация бакалавра или специалиста даёт право на поступление в магистратуру.

Квалификация специалиста или магистра даёт право на поступление в аспирантуру.

Что такое бакалавриат

С переходом на Болонскую систему структура высшего образования России стала трехуровневой (учитывая аспирантуру), а в студенческую жизнь теперь уже прочно вошли на первых порах экзотические термины и понятия: специалитет, бакалавриат и магистратура. Новая схема позволила РФ присоединиться к единому европейскому пространству со сходными уровнями вузовского обучения во всех странах-участницах договора. Это существенно повысило академическую мобильность студентов и облегчило взаимное признание дипломов.

Бакалавр – это высшее образование или нет

Перед поступлением в вуз многих абитуриентов волнует вопрос, программу какого уровня выбрать, так как возникают сомнения: бакалавриат – это полное высшее образование или нет и обязательно ли продолжать учебу после его окончания, чтобы на равных с выпускниками специалитета претендовать при трудоустройстве на хорошие должности.

Согласно актуальному законодательству РФ, бакалавриат – это первый уровень высшего образования. Для всех его направлений и специальностей разработаны ФГОС, утвержденные Минобрнауки, а обучение проходит в стенах университетов, институтов и академий. Это означает, что те, кто окончил соответствующие программы, получают полное высшее образование федеральных и мировых стандартов.

Получив диплом, свидетельствующий о присвоении квалификации бакалавра, бывший студент считается обладателем полноценного вузовского образования и при желании может продолжить обучение, поступив в магистратуру.

Сроки обучения

Очный бакалавриат всех направлений предусматривает 4 года обучения. Исключение составляют медики. Их подготовка на стационарах занимает не менее пяти лет (в основном – 6), следовательно, формально считается соответствующей уровню специалитета.

В России 4-летний бакалавриат на медицинских специальностях в качестве эксперимента апробируется только по направлению «Сестринское дело».

На программах заочного бакалавриата сроки обучения возрастают не менее чем на один год – до 5 лет. Дольше путь к диплому и у студентов вечерних отделений: для получения степени бакалавра им следует отучиться 4,5–5 лет в зависимости от вуза и специальности.

Сроки дистанционного обучения обычно не отличаются от определенных законом для очной формы и составляют 4 года.

Диплом бакалавриата

После завершения обучения по четырехлетней программе студент получает диплом о высшем образовании, который признается не только в России, но и за рубежом. В нем в качестве квалификации будет указана степень бакалавра (прикладного или академического) и направление (профиль), который играет основную роль в будущем трудоустройстве или при поступлении в магистратуру (на смежные специальности проще пройти). Например, если студент обучался на факультете управления, то в документе выпускника вуза будет записано «прикладной бакалавр менеджмента».

Диплом бакалавра дает студенту право по результатам экзаменов поступить в магистратуру или устроиться на работу. Полученная степень предоставляет возможность занимать должности, которые требуют наличия высшего образования.

Выпускники с квалификацией прикладного бакалавра чрезвычайно востребованы работодателями, так как программы их обучения ориентированы на потребности производства. Многие компании, особенно технолого-экономической или промышленной специализации, участвуют в подготовке прикладников, предоставляя места для практики, которая занимает до 50 % учебного времени, и корректируют содержание академических планов занятий. Поэтому «экспериментальные» (обкатка этого стандарта еще не завершена) бакалавры могут без дополнительных стажировок и переучивания начать работу по специальности.

Сегодня около 15 % техникумов и колледжей России имеют право вручать дипломы прикладников своим выпускникам, успешно завершившим обучение на соответствующих вузовским ФГОСам программах. Поэтому любой, выданный ссузом или вузом документ, в котором указана степень (или квалификация) «бакалавр», неважно – академический или прикладной, считается дипломом, подтверждающим получение высшего образования. Его обладатель может углубить свою профессиональную компетенцию в магистратуре, при этом имеет возможность выбрать учебную программу в любом российском вузе или европейском университете.

Квалификация по диплому — это то же, что и специальность?

Высшее образование представляет собой пусть и не главный, но существенный фактор в профессиональной реализации и построении успешной карьеры. После того как Россия в 2003 году приняла Болонскую конвенцию, возникли трудности в определении понятий, которые объединяет диплом о высшем образовании. Разобраться в важных вопросах поможет эта статья.

Этот термин происходит от латинского слова professio, что означает «официально указанное занятие». Название профессии напрямую связано со следующими фактами:

  • что представляет собой работа;
  • какие выполняются функции;
  • какие используются средства труда.

Профессией человека называют деятельность, выполняемую в следующих социальных ситуациях:

Читайте так же:  Материальная помощь родителям студентов

1) определённая узкая область, в которую вложены трудовые ресурсы человека;

2) общее занятие группы людей, объединённых общественно-полезными трудовыми функциями;

3) выполнение человеком трудовых функций в определённой области на основе его высокого уровня компетентности;

4) профессиональная реализация чьих-либо трудовых функций;

5) полезная деятельность, совершаемая за вознаграждение;

6) социальный и общественный статус человека, полученный в ходе занятий определенной деятельностью.

Также нужно понимать, что профессия и квалификация по диплому – это не всегда одно и то же. Первое из понятий напрямую связано с практическим освоением какой-либо трудовой деятельности.

Специальность

Это понятие также латинского происхождения: species означает «род» или «вид». Специальность является составной частью профессии. Например, профессия врача состоит из следующих специальностей: педиатр, хирург, окулист, анестезиолог, акушер и т.п. Профессия юриста включает такие специальности, как следователь, адвокат, прокурор, нотариус, судья и т.п.

Иными словами, специальностью можно назвать узкопрофильную область приложения трудовых сил и профессиональных умений человека.

Квалификация

А вот это понятие сложно назвать однозначным. Применительно к сфере работы и карьеры можно выделить два его основных определения.

Квалификация в сфере трудовых отношений – это уровень владения теоретическими знаниями, а также практическими умениями и навыками, благодаря которым человек успешно осуществляет свою трудовую деятельность. Чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваша квалификация и, как правило, заработная плата. Соответствие профессиональным требованиям выражается в различных уровнях: классах, разрядах, званиях, категориях и т.п. Например, токарь третьего разряда, учитель высшей категории.

Квалификация по диплому – это наименование, выражающее уровень подготовки выпускника высшего или среднего специального учебного заведения. Но как будет формулироваться название квалификации в каждом конкретном случае, зависит от того, какой уровень профессионального образования был получен.

Специалист, бакалавр, магистр

После ратифицирования Болонской конвенции, позволяющей считать дипломы стран-участниц действительными за рубежом, в России были приняты новые стандарты высшего образования. Теперь оно осуществляется по трём системам:

  • специалитет (не менее 5 лет обучения);
  • бакалавриат (не менее 4 лет обучения);
  • магистратура (не менее 6 лет обучения).

В первом случае выпускник вуза будет называться дипломированным специалистом по выбранному профилю. Например, квалификация по диплому «Юрист», а специальность – «Юриспруденция». В данном случае квалификация обозначает, кем является выпускник в профессиональном плане, а специальность – в какой области общественных отношений. При этом первое понятие более узкое, чем второе, если их рассматривать применительно к образованию.

Что такое бакалавриат? Вопреки распространённому мнению, это не «сокращённое», а полноценное высшее образование. Оно является базовым, и по прохождении его курса можно устроиться на работу. В этом случае в вашем дипломе будет написано, что вы – бакалавр определённой отрасли (например, экономики) по соответствующему направлению (в данном случае — «Экономика»).

А можно продолжить обучение, перейдя на вторую ступень и начав академическую карьеру. Этот уровень высшего образования называется магистратурой, срок обучения составит 6 лет, после чего выпускник получит научную степень «Магистр».

Определяем, какая квалификация и специальность по диплому

Таким образом, применительно к высшему образованию, квалификация по диплому – это статус выпускника в системе профессионального образования. И если речь о специалитете, то квалификация перекликается с названием специальности: юриспруденция – юрист, экономика – экономист, педагогика – педагог и т.д. Но если человек учился по системе бакалавриат или магистратура, то в дипломе название его квалификации совпадает с присвоенной научной степенью. А диплом о высшем образовании будет содержать формулировку: «Бакалавр (магистр) юриспруденции (экономики, педагогики, лингвистики и т.п.) по направлению «Юриспруденция» и т.д.

Квалификация по диплому – это важная вещь, которую необходимо знать и понимать, поскольку она важна для заполнения документов и правильного позиционирования себя в прочих официальных ситуациях.

Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра, от аспирантуры и от младшего специалиста?

С 2011 года в нашей стране вводится новое распределение специалистов, закончивших высшие учебные заведения. Появляется новое ученое звание – бакалавр. В связи с этим часто задается вопрос: чем отличается бакалавр от специалиста? Достаточен ли уровень обучения на бакалавра? Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра? На эти и другие вопросы мы попытаемся дать ответ в этой статье.

Что такое бакалавр

Эта степень пришла к нам из старинных университетов западной Европы. Слово происходит от позднелатинского baccalarius, что означает «подвассал». Поначалу эта степень присваивалась тем студентам, которые успешно освоили первый этап обучения. В царской России бакалаврами назывались преподаватели бурс и духовных академий.

В настоящее время бакалавр — это первая степень ученых званий, принятая во многих зарубежных странах. Она присваивается тем, кто окончил университеты и только после сдачи профильных экзаменов.

Два уровня образования

О том, чем отличается бакалавр от специалиста, можно судить по срокам обучения студента профильной специальности. Прослушав четыре курса очной формы обучения, студент имеет право сдать государственные экзамены, написать диплом и получить степень бакалавра. Для студентов заочной и вечерней формы обучения этот срок, как правило, больше.

Магистр – это следующая ученая степень. Диплом магистра получают бакалавры после двухлетних занятий на очной форме обучения. Таким образом, становится лишним устаревшее научное звание «специалист», которое давали после пяти лет обучения в вузе.

О том, чем отличается бакалавр от специалиста и магистратуры, уже можно получить общее представление. Бакалавр обучается по другим программам, и знания, необходимые для профессионального выполнения своих обязанностей, он получает за более короткий курс обучения. Специалист – это ученая степень, сохранившаяся лишь для некоторых видов специальностей в нашей стране. Полный перечень профессий, в которых необходима квалификация специалиста, можно найти на сайтах министерства образования. Магистратура подходит тем студентам, которые решили посвятить себя науке и получить ученую степень. Так что вопрос, чем отличается диплом бакалавра от специалиста и магистра, лежит скорее в психологической плоскости. Объем знаний, необходимый для выполнения той или иной работы, у бакалавра вполне достаточен.

Читайте так же:  Права гражданского мужа на недвижимость

С чем связано такое нововведение?

Новая ученая степень появилась в нашей стране после того, как Академия Наук присоединилась к Болонскому протоколу, направленному на то, чтобы унифицировать европейское образовательное пространство. Основная цель Болонского процесса состоит в том, чтобы расширить доступ к получению высшего образования, предоставить молодежи право выбирать вуз за пределами другой страны, унифицировать дипломы стран-участниц Болонского процесса. Второй важнейшей целью была модернизация высшего профессионального образования, ориентированная на текущие потребности рынка труда. Поэтому на вопрос, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра, можно ответить следующим образом: бакалавр и магистр – это признанные во всем мире ученые степени, дипломы студентов, получивших такие звания, признаются во многих странах. А специалист — звание, которое постепенно уходит в прошлое.

Техникумы и вузы

Неверно судить о дипломе бакалавра с точки зрения иерархии советских ученых степеней. О том, чем отличается бакалавр от младшего специалиста, зачастую рассуждают люди, не получившие ни того, ни другого диплома. Младший специалист – это уровень больше прикладной, профессиональный. Диплом младшего специалиста готовят средние учебные заведения – техникумы и колледжи. Степень бакалавра подтверждает научные знания специалиста и глубокую теоретическую и практическую подготовку по данной специальности.

Что дает диплом бакалавра

В настоящее время наука идет вперед гигантским рывками, и затяжной процесс обучения ведет к тому, что к моменту выпуска многие знания, полученные в вузе, становятся устаревшими и ненужными. Поэтому нецелесообразно готовить студентов «узких специальностей» пять, а то и шесть лет. Современная система обучения более гибкая и позволяет формировать структуры квалификаций и потребности рынка труда. Следует принимать во внимание и тот факт, что в нашей стране студентами становятся молодые люди возраста 17-18 лет. В этот период сложно до конца понять, какую именно профессию следует выбрать.

В настоящее время вопрос, чем отличается бакалавр от специалиста, при приеме на работу практически не стоит. Базовое высшее образование идеально подходит для формирования профиля той или иной специальности. Более практические профессиональные знания студенты получают на старших курсах бакалавриата. А после окончания базового курса высшего образования и получения своей первой научной степени студент уже знает, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра. Поэтому он может скоординировать свои профессиональные планы в соответствии с текущими потребностями рынка труда и уровнем зарплат в той или иной области.

Магистратура

Имея диплом бакалавра, полученный в одном вузе, можно поступать в магистратуру другого высшего учебного заведения по профильному предмету. Иногда в этом случае может возникнуть необходимость досдачи тех или иных дисциплин. А степень магистра открывает двери к получению учебной степени.

Диплом бакалавра и трудоустройство

К сожалению, среди работодателей по-прежнему сохраняется некое недоверие к диплому бакалавра, хотя многие из них и не могут четко объяснить, чем отличается бакалавр от специалиста. Отзывы многих выпускников вузов говорят о нежелании работодателей и HR-агентств трудоустраивать молодых бакалавров. Причин здесь может быть несколько.

1. Многие современные работодатели получали свое высшее образование еще в советские времена, когда высшие учебные заведения по окончании давали диплом специалиста. Слово «бакалавр» в те времена было «не нашим», «западным».

2. Разница в программах обучения: специалисты подготавливаются по конкретным специальностям, а обучение бакалавра базируется на широкопрофильном охвате всех дисциплин, которые пригодятся ему в непосредственной работе. Курс бакалавриата нацелен на общенаучную, общепрофессиональную подготовку. Закон, конечно, говорит о том, что бакалавр имеет право занимать должности, предназначенные для тех, кто получил полное высшее образование. Но отделы кадров по-прежнему предпочитают брать на работу специалистов и магистров.

Преимущества бакалаврата

Диплом бакалавра признается международной классификацией и понятен зарубежным работодателям. Там вполне приемлемо пригласить бакалавра на должность менеджера среднего звена и поручить ему ответственную работу. Для работы в офисе обычно требуется просто образованный человек с базовой подготовкой, умеющий работать с информацией и правильно оформлять документы.

Фундаментальность подготовки, ее обширность позволяют легко менять профессию. Дело в том, что программы государственного образования подготовлены таким образом, что черед год обучения у студента появляется возможность выбора одной из множества смежных профессий. А специалист при смене профессии должен потратить два-три года и получить второе высшее образование на коммерческой основе.

Несомненным преимуществом бакалавриата является возможность получения диплома через четыре года обучения. Молодые люди часто стремятся как можно раньше стать на ноги и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. С дипломом бакалавра можно вполне устроиться в хорошую солидную фирму на небольшую должность. А после того как за ним закрепится репутация хорошего работника, мало кого из его руководства будет волновать, чем отличается диплом бакалавра от специалиста, и карьерный рост такому сотруднику будет обеспечен.

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?

Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями профессионального высшего образования, отличающимися по содержанию и продолжительности обучения. Для освоения программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование. В дальнейшем бакалавр может продолжить обучение и получить степень магистра.

Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования

В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

Читайте так же:  Взыскание алиментов на мать ребенка до 3 лет
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие соответствующее образование. Так, для программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование любого уровня (ч. 2, 3 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры

Специалитет — это привычная для РФ система образования. Специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Срок получения первого высшего образования составляет, как правило, пять лет. Однако многие вузы перешли на болонскую (двухуровневую) систему образования, что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров.

Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

Бакалавры могут продолжить обучение и получить степень магистра. При этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра — как дальнейшую специализацию (ч. 3, 5, 6 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).

Существенное отличие между бакалавром, специалистом и магистром заключается в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами. Как правило, для получения диплома специалиста обучаются пять лет, диплома бакалавра — четыре года, диплома магистра — два года (ч. 4 ст. 11 Закона N 273-ФЗ; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1173; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 943; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 N 827).

Связанные вопросы

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 18.06.2019

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Подготовка кадров высшей квалификации

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, ассистентуре-стажировке и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Аспирантура — основная форма подготовки в России научных и научно-педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях.

Аспирантом является гражданин, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся по программе подготовки научно-педагогических кадров и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование (специалитет или магистратура).

Допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру предоставляются отпуска продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре за счет средств бюджета.

Адъюнктура — одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в учреждениях Вооруженных сил и других военизированных формирований России.

Адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.

Ординатура — одна из форм повышения квалификации врачей и фармацевтов.

К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

Программы ассистентуры-стажировки] направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования в области искусств, в очной форме обучения.

К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются на конкурсной основе лица, имеющие высшее образование в области искусств, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра.

Докторантура — подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

В докторантуру принимаются граждане, имеющие ученую степень кандидата наук. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок пребывания в докторантуре не может превышать 3 лет.

Соискателями ученой степени кандидата наук могут являться лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Соискателями ученой степени доктора наук могут являться лица, имеющие ученую степень кандидата наук.

Соискатели, работающие над кандидатскими диссертациями, прикрепляются для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим аспирантуру, по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации.

Прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более 2 лет и для подготовки кандидатской диссертации — на срок не более 3 лет.

Читайте так же:  Должностные обязанности сотрудника гибдд

Соискатели, работающие над докторскими диссертациями, прикрепляются для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим докторантуру по соответствующим научным специальностям и располагающими научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации.

Прикрепление соискателей для подготовки докторской диссертации может проводиться на срок не более 4 лет.

Лица, не полностью использовавшие срок пребывания в качестве соискателей, могут быть прикреплены к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям на оставшееся время.

С 1 сентября 2012 г. для аспирантов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, подготавливающих диссертации по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, перечень которых устанавливается Министерством образования и науки РФ, стипендия выплачивается в размере 6 000 руб. Стипендия докторантам составляет 10 000 руб.

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, имеют право на:

  • ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. При этом к ежегодному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель;
  • один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более 2 свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), а также лица, являющиеся соискателями ученой степени кандидата наук, имеют также право на предоставление им по месту работы ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 3 месяца для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук с сохранением среднего заработка.

Аспирантам-заочникам при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у образовательной организации предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

Гражданам, обучающимся по очной форме в образовательных и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или ассистентуры-стажировки, предоставляются отсрочки от призыва на военную службу на период установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков освоения соответствующих программ и защиты квалификационной работы (диссертации) — не более одного года после завершения обучения. См. также раздел Военная служба — Отсрочки и освобождение от призыва.

Уровни высшего образования: бакалавр, специалист, магистр

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘бакалавр’ (срок обучения не менее чем 4 года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации ‘дипломированный специалист’ (срок обучения не менее чем 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘магистр’ (срок обучения не менее чем 6 лет).

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Из Федерального закона ‘О высшем и послевузовском
профессиональном образовании’ от 22.08.96 ? 125 — ФЗ

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года — неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому ‘направлению’ — квалификация (степень) ‘бакалавр’, ещё 2 года специализированной подготовки — квалификация (степень) ‘магистр’. При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится ‘специалист’ в течение 5 — 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней ‘бакалавр’ и ‘магистр’ в разных государствах нет — бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр — это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой ‘составляющей’ в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет — и диплом специалиста-практика (‘инженер’, ‘агроном’, ‘экономист’, ‘механик’ и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года — и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру — конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров — одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: ‘направление подготовки дипломированного специалиста’.

Читайте так же:  Соблюдайте чистоту и порядок в подъезде

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов — для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою ‘утряску’ какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово ‘бакалавр’ было ‘не нашим’, западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать ‘специалистов’ и ‘магистров’.

Вы не расстраивайтесь — со временем вопрос ‘Чем может заниматься бакалавр?’ не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию ‘дипломированный специалист’ или ‘магистр’.

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её ‘несуженность’ позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого ‘веера’ совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Основные уровни и степени высшего образования в США

В дополнение к традиционным бакалавриату, магистратуре и аспирантуре и соответствующим им степеням американские вузы предлагают значительное количество комбинированных программ, по окончании которых можно получить сразу несколько степеней и дипломов.

Комбинированные программы являются, пожалуй, одним из самых ярких отличий американского высшего образования от образовательных систем других стран.

Традиционные уровни образования, которые предлагают вузы США:

  • Assoсciate Degree;
  • Бакалавриат;
  • Магистратура;
  • Аспирантура.

Степени образования в вузах США:

  • Assoсciate Degree — профессиональная квалификация, примерно сопоставимая с квалификацией выпускника российского техникума. Может быть самостоятельной или засчитываться как часть программы бакалавриата.
  • Бакалавр искусств BA и бакалавр наук BS — примеры степеней американского бакалавриата смотрите здесь.
  • Магистр искусств MA / AM и магистр наук MS / SM — смотрите примеры степеней американской магистратуры здесь.
  • Доктор наук — PhD.

Также вузы США могут присваивать степени с указанием предметной области: по окончании бакалавриата, магистратуры или аспирантуры в педагогической школе выпускник получит профессиональную степень BEd / MEd/ DEd и так далее. Профессиональных степеней существует меньше, чем предметных областей, но все же достаточно много.

В дополнение к традиционным программам США существует несколько видов комбинированных программ, которые иногда ошибочно считают особым видом степеней:

  • Joint degrees, JD — обучение в двух вузах в рамках одной программы.
  • Double/ dual degrees — получение двух дипломов в рамках одной программы.

Степени, которые получают выпускники комбинированных программ, — традиционные, но присваиваются они по две, в определенных комбинациях в зависимости от программы. Подробнее об этом читайте в материале “Программы вузов США для самых мотивированных”.

Главная цель комбинированных программ — растить специалистов, готовых к работе в разных странах мира, развивать международное сотрудничество вузов, помогать студентам сократить финансовые расходы и время, затраченное на обучение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Какой программе и степени отдать в итоге предпочтение? Решение зависит от репутации вуза и качества его программ, а также карьерных планов и личных интересов студента.

Какая квалификация после окончания вуза
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here