Как наказывали детей в школах в старину

29 Новая воспитательница в школе Новиковска

Авторы выражают признательность нику Анна Ермилова за идею этого текста

Когда Диане исполнилось 14 лет, она однажды, лежа под папиным ремнем, впервые ощутила удивительно приятные ощущения, хорошо знакомые ей с того времени, как она научилась ласкать себя. Это было открытие: ремень возбуждал не хуже, чем нежное поглаживание собственных возбужденных сосков и волшебной горошинки в одном очень интимном месте. Дело в том, что мама Дианы была сторонница спартанских методов воспитания. Она приучила дочь спать практически голой в одних трусиках в прохладной комнате. И засунуть руку в трусики и поласкать себя стало одним из любимых развлечений Дианы, особенно когда на душе было противно и хотелось рыдать. А так, доставив себе приятные радостные минуты, удавалось избежать очередного истерического приступа.

А потом была Англия. Летние языковые курсы, проходившие в элитной закрытой школе для девушек из состоятельных семей. В первый же день девушки посетили музей истории школы. Среди прочих экспонатов в том музее была представлена специальная скамеечка и пучки розг, которыми секли воспитанниц за правонарушения. Девушек из богатых семей пороли розгами! И не в 19 веке, а еще в 1980–е годы. Пороли по голому телу, разложив на специальной скамеечке для наказания. Об этом довольно оживленно рассказывала их кураторша, особо подчеркнув, что наказание применялось на выбор – или исключение, или розги. Все выбирали розги, потому что быть исключенной из такой школы – это пятно на всю жизнь. И еще она отметила, что розгами были тонкие гибкие прутья, а не английская ротанговая трость, тоже использовавшаяся для порки в других учебных заведениях.

Диана, слушая рассказ Леди куратора об особенностях воспитания в пансионе, подумала, как жаль что она не училась в этой замечательной школе и представив себя, лежащей голой на скамеечке под розгами, почувствовала то самое приятное, хорошо знакомое ощущение внизу живота. Вообще английская школа произвела на юную Диану неизгладимое впечатление. С одной стороны – розги и жесткая дисциплина, а с другой – подход к каждой воспитаннице индивидуально, учеба – не простое зазубривание информации, а попытка осмыслить и систематизировать все знания, научить мыслить нестандартно. И конечно спорт, отличный спортзал с бассейном, душевыми и прекрасными тренажерами. А спали девушки в специальном корпусе, по двое в комнате. Впечатления от Англии оказали огромное влияние на Диану, особенно когда она стала работать с трудновоспитуемыми девушками.

После этого случая сексуальный мир Дианы перевернулся. Они поняла, что пороть и подвергаться порке – это две стороны одной медали, и какая из них прекраснее – трудно сказать.

Поэтому когда новоиспеченному бакалавру Диане Георгиевне Виговой, дипломированному психологу со знанием английского языка попалась в Интернете информация о вакансии воспитателя в школе для трудновоспитуемых подростков, она сразу послала на электронную почту школы свое резюме с копиями документов и фотографиями. Ее фото заинтересовало главного спонсора школы и председателя Попечительского совета господина Нимрода. После того, как его бывшая воспитанница Ковальская Ольга Владимировна вышла замуж, он был готов найти себе другую на ее место. Особенно после того, как в школе появилась вакансия. В результате он пригласил Диану на собеседование. Во время собеседования господин Нимрод подробно расспросил кандидатку на вакансию, что она знает об их школе? Откуда у нее эта информация. Чем ее привлекает работа воспитателя в этой школе? Чего Диана хочет достичь на этой работе? Какие у Дианы планы на будущее?

Узнав, что Диана нацелилась на магистратуру и ее интересует получение практического опыта и сбор фактического материала для будущей диссертации, рассказал о том, что Диане придется перед допуском к работе пройти обязательный курс воспитания по Филиппову и Практикум по исполнению ТН. В том числе и в роли воспитанницы. И вряд ли у Дианы останутся о них приятные воспоминания.
На вопрос Дианы, в чем тут проблема, честно ответил, что Диану подвергнут тем же воспитательным болевым воздействиям, на право применять которые к воспитанницам она будет получать личную лицензию. Короче, Диану будут пороть. И не один раз.
На что Диана ответила, что ее это не пугает. И рассказала об особенностях своей гормональной системы и о том, как ее родители, врачи, ремешком восстанавливали у нее гормональный баланс.

Первая встреча с Нимродом.

«Не было почали, новую прислали!» – Нимрод задумался. Потом спросил, каким образом Диана «восстанавливала свой гормональный баланс» во время учебы в Англии. Диане пришлось рассказать про свою соседку по комнате.
– А вы ее пороли?
– Да.
– И как она.
– Ей нравилось
– А вам ее пороть нравилось?
– Да.
– Сразу две садомазохистки в одной спальной комнате… – подумал Нимрод.
– Сексуальное возбуждение при этом испытывали?
– Да! Испытывала!

«Вся в меня! Ольгу Ковальскую замуж отдал, она скоро родит и ей не до педагогики. Это замена, но какая-то скользкая!» – Нимрод снова задумался. Потом предупредил, что в школе всеми силами стараются избегать слов порка и наказание, и тем более никаких даже отдаленных намеков на сексуальный компонент воспитательной процедуры. Стараются говорить воспитательные дозированные болевые воздействия.

– Об эротике реально придется забыть! – Он предупредил, что школа имеет дело не с нормальными подростками, а с такими, которых не смогли приучить правильно себя вести даже их родители.

При этом, несмотря на то, что контингент школы малосимпатичный по части поведения, он является бесценным как для своих родителей, которые оплачивают пребывание своих отпрысков в школе на полном пансионе, так и для самой школы. Поэтому ответственность воспитателя очень высока. И риск не в том, что воспитательница рискует психануть и запороть воспитанницу. Куда выше риск, что воспитанницы сами устроят между собой разборку с тяжкими последствиями. И для себя и для школы. Отдельно предупредил, что Россия – не Англия. В России жаловаться начальству на нарушения одноклассников западло. Жалобщик, ябеда, стукач рискует нарваться на расправу со стороны сверстников, а это чревато большими неприятностями и воспитателю и всей школе. Так что воспитатель, заведя себе информатора среди учеников, рискует получить ЧП с тяжкими последствиями, но без информаторов тоже нельзя.

Напомнил, что в России, в отличие от Англии, простой народ, а тем более подросткового возраста, никакого уважения к статусу старших не испытывает. Для большинства из тех, кто составляет контингент этой школы, ее уставы, правила и даже требования старших законами не являются. Для них Законом является лишь то, что просто невозможно нарушить. Остальное – всего лишь волеизъявление начальства. Кстати, то же самое относится и к большинству их родителей. Они платят школе немалые деньги не за то, чтобы из их непутевых отпрысков воспитали, образно говоря, Леди и Джентльменов, а успешных людей, приспособленных для жизни в нынешнем нашем мире. В мире, наполненном опасными соблазнами, обманом, коварством, подлостью. И мы, воспитатели, должны суметь втолковать таким детям, что быть честным и порядочным в этом мире все же выгодней! Хоть и трудней. Надо суметь втолковать, что честное сотрудничество все–таки выгодней лютой вражды всех со всеми.

Читайте так же:  Заявление на разрешение прописки ребенка

– Ну, я доходчиво объяснил, куда вы напрашиваетесь?
– Напрашиваюсь туда, где можно обрести уникальный бесценный опыт!

В бурном море людей и событий
Не щадя живота своего
Совершите вы массу открытий
иногда не желая того
– Продекламировал Нимрод по памяти фрагмент песенки из х/ф «12 стульев»
– Ну, раз мне не удалось вас запугать, переходим к тестированию и обучению. Посмотрим на ваши качества. Физические, психические, деловые и моральные.
– Вы где остановились?
– Еще нигде.
– Могу предложить вам отдельную комнату. Сэкономите на жилье и питании. Готовить умеете?
– Да
– Мыть посуду, делать уборку, стирать?
– Умею.
– Тогда жилье, питание и стипендия вам на личные расходы за мой счет. Можете считать меня своим куратором. После прохождения тестирования, обучения и зачисления в штат будете получать зарплату. Вы согласны на такие условия?
– Да – произнесла Диана после некоторого обдумывания.

Как наказывали детей на Руси: Розги, горох, ложкой по лбу и другие методы, за которые сегодня лишили бы родительских прав

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Ложкой по лбу получи, если правил не учил

Сегодня вряд ли кому-то из родителей придёт в голову ударить ребенка ложкой по голове. Это кажется странным и не слишком приличным. А раньше, когда во время еды на стол ставили чугунок, и вся семья черпала из него еду по старшинству, такой метод наказания считался обычным. Если ребёнок решил опередить отца или деда и зачерпнул первым, значит, он неуважительно относится к старшим, не знает правил поведения. За это нарушитель (кстати, это мог быть не обязательно ребёнок, а любой, кто младше старшего в семье) получал удар деревянной ложкой по лбу.

И не только за это. Следили за аккуратностью — накапал на чистый стол, забыв подстраховаться кусочком хлеба — получи по лбу. Громко чавкаешь и торопишься, болтаешь во время еды — снова ложкой! В общем, если хотелось сохранить свое лицо в целости и сохранности, без шишек и синяков, следовало есть аккуратно, не нарушать правила, вести себя скромно.

Розги на обложке букваря 1637 года

Еще одним видом наказания были розги. Это связка прутьев, вымоченных в холодной воде. Иногда для «пущего эффекта» розги вымачивали в соленом растворе. Высечь розгами могли ребенка любого сословия и за любую любой провинность. Это делали и родители, и школьные учителя. Порка розгами считалось полезной для растущего организма. В некоторых семьях проводили так называемые субботние порки, причём не за какие-то провинности, а так, для профилактики. Жаловаться на побои ребенку было нельзя. Более того, про отца, который не сечет детей, соседи говорили, что он не воспитывает своих отпрысков.

Розги были так популярны, что даже в 1637 году были изображены на обложке букваря, напечатанного Василием Бурцевым. На картинке учитель избивает ученика розгами, а остальные прилежно занимаются. Многие читали «Детство» Максима Горького и ужасались эпизоду экзекуции Алёши, когда суровый дед высек мальчика до потери сознания. В «Очерках бурсы» Николая Помяловского много места уделено физическим наказаниям, в том числе и розгам, читать это без содрогания просто невозможно.

В школах телесные наказания отменили только в начале 19 века. Что касается семей, некоторые родители и сегодня физически наказывают детей. Правда, используются не розги, а чаще всего обычный ремень.

Сложно сказать, что сильнее ранило ребенка — розги или моральное унижение. А ведь и последний метод применялся достаточно активно. Например, если ученик шалил на уроке или плохо выполнял домашние задания, его могли нарядить в дурацкий костюм или повесить на шею табличку с издевательской надписью. Так он должен был ходить некоторое время, выслушивая насмешки других учеников.

Даже царственные особы подвергались наказаниям. Например, у великого князя Николая Павловича был воспитатель Матвей Иванович Ламздорф. Кажется, в такой среде можно было бы выбрать любые педагогические методы. Но нет — Ламздорф бил мальчика оружейным шомполом и колотил головой об стену. Воистину царское воспитание.

Единственным учебным заведением, где физические наказания были под официальным запретом, был Царскосельский лицей. Шалунов и нарушителей запирали в комнатах. Еще один вариант наказания — это усаживание в самый конец стола во время еды. В сравнении с розгами или шомполом это кажется просто смешным.

На горох, или о том, как в старину не задумывались о здоровье коленных суставов

Поставить ребенка коленями на горох — это наказание было очень распространено на Руси. Получали его по самым разным причинам: ребёнок не слушался или не сделал то, что ему поручили по дому, грубо ответил, просто шалил. Кажется, что тут такого — постоять на горохе, однако сушеные зёрна так сильно впивались в колени, что за несколько часов доводили ребёнка до состояния полного изнеможения.

За неумение прилично себя вести ребенка могли посадить на хлеб и воду на несколько дней. Например, за громкий смех или разговор, недовольное выражение лица, комментирование слов старшего.

Семь лет уже есть — пожалуйте в колонию

Сегодня это покажется невероятным, но в конце 18 века можно было привлечь к уголовной ответственности ребёнка, если ему исполнилось 7 лет. Это было прописано в Уложении о наказаниях. Если родители отчаивались перевоспитать свое чадо, считали его настолько непослушным, что справиться с ним просто невозможно, они могли отправить его в специальный смирительный дом на несколько месяцев (до полугода). Родители сами определяли длительность наказания и проступки, за которые ребёнок уезжал в казенное учреждение. В качестве причины чаще всего указывалось «неповиновение взрослым», «очевидные пороки», «разврат». Что под этим имелось в виду, сегодня сказать сложно.

Строптив – получи пощечину и голодай

Ограничение в еде относилось к очень популярному наказанию. Чаще всего лишали сладкого, а иногда могли вообще перестать кормить. Особенно доставалось тем, кто шалил во время церковной службы. Им прописывались земные поклоны в огромном количестве и строжайший пост в течение 12 дней.

Читайте так же:  Сокращение женщины с ребенком инвалидом

Наказание в виде пощечин использовалось для «выбивания дури» из детей. Строптивых и капризных воспитывали, хлеща по щекам и не считая это чем-то неправильным или непедагогичным. Да, детей держали в строгости. За какую-то несущественную жалобу типа «мне жарко в этой одежде» ребёнка могли наказать, прописав двадцать пять земных поклонов. И не просто поклониться, это означало очень медленное опускание на колени, а затем такой же медленный подъем. Символика этого наказания — падение, грех, и получение прощения от Господа.

Да, сегодняшнее ворчание родителей и угрозы отобрать мобильный телефон кажутся просто детским лепетом в сравнении с теми методами, которые применялись в старой Руси.

Изощренные наказания были не только для детей, но и для женщин. Били их почти за то же самое, а защититься они могли только так.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Обратно в СССР. Вспоминая наше советское прошлое

Популярные публикации

Последние комментарии

Как наказывали детей в русских семьях и школах

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призвала не считать побоями физические наказания детей в воспитательных целях. Церковь и ранее оправдывала такие воспитательные меры и порой даже настаивала на них. Но у государства сейчас другие представления о воспитании: с новыми поправками в Уголовный кодекс за причинение физической боли детям россияне могут отправиться в тюрьму сроком до двух лет.

Тем самым власти закрепили окончательный поворот в традиции воспитания — детей больше бить нельзя.

Традиционное наказание

Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь. «Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» — о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать. «По дважды и Бог за одну вину не карает» — о количестве наказаний за одну провинность.

Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Эта боязнь дошла до наших дней во фразе-предупреждении «не перехвали».

С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека

Воспитательные наказания готовили детей не только к земной, но и к небесной жизни. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, — гласят Притчи Соломоновы в Библии. — Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт».

В самом известном своде правил средневековой России — Домострое — наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:

«А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».
Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.

Процедура наказания в семьях была спрятана от посторонних глаз. В школах при монастырях и церквях дети могли «получить» не только от отцов и старших братьев

Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь. На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году. К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.


Азбука Василия Бурцева, 1637 год

Уставное наказание

Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.

Как прекрасное образование не помогло Александру I изменить Россию

При создании в конце XVIII века системы народных школ, которые должны были охватить относительно большое количество населения, тема наказания детей была закреплена в правилах. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году в новом положении запрет был сохранён, а в 1820 году — отменён.

В этот период воспитываются «непоротые поколения». Словосочетание приписывают Александру Пушкину. Представители этих поколений в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь. Восстание декабристов стало точкой начала общественных «заморозков» правления Николая I. В 1828 году устав гимназий и училищ постановил разрешить физически наказывать учеников первых трёх классов. В 1838 году к ним добавились все гимназисты.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.

Существовала так называемая шкала наказаний — за каждый проступок следовало конкретное наказание

Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.

В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Любопытно, что, как и сейчас, против либерализации тогда выступало руководство церкви. Общий гимназический устав не означал отмену физических наказаний во всех школах большой империи.

Бывало, что общество родителей возмущалось методами воспитания приезжих в города и сёла учителей, выступая против наказаний как таковых или передачи этого права посторонним. В мужских и военных учебных заведениях насилие применялось чаще, чем в женских.

Читайте так же:  Оправдательный приговор по ст 306 ук рф

При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды

В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.

Из записок Николая I, 1931 год:

«Граф Ламсдорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом — страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении я видел одно принуждение, и учился без охоты».
Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал — Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский. Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.

Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси

Дети Александра II тоже воспитывались без жестокости: выговоры, угрозы не пустить повидаться с родителями и пожаловаться императору, запрет есть сладкое, стояние в углу, не разрешение идти развлекаться. Известный семьянин Николай II, бывало, лично наказывал своих детей. Императорских детей шлёпали. Не доставалось только цесаревичу Алексею. Из-за гемофилии любой удар мог стать очень болезненным.

Советские наказания

Видео (кликните для воспроизведения).

В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.

Нельзя было применять насилие не только в обычных школах, но и в учреждениях для трудных подростков. В крайних случаях педагог или руководитель могли неформально отвесить непослушным детям подзатыльники. В 1930-х свободные порядки в школах первых лет советской власти уступили место догматизации и унификации образования.


Поманский Н.Н., 1928 год


Фёдоров А., 1926 год


Лаптев А., 1929 год

Те наказания, что использовались в школах, касались определения места ребёнка в социальной системе. За проступки могли позже обычного принять в пионеры или вовсе исключить из них. За плохое поведение — вызвать родителей в школу. Увеличение общественной нагрузки — тоже способ наказания. Например, назначить нерадивому школьнику дополнительное дежурство. В отличие от российских школ советские не боялись ставить «двойки» и оставлять учеников на второй год.

Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс

Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.

В семьях в XX веке ситуация продолжала оставаться разной. В одних семьях детей часто били, в других нет. Но со стороны власти насилие не поощрялось. Напротив, физические наказания воспринимались чем-то старорежимным и спорным.

Уголовные наказания

В наши дни вопрос о наказании детей обсуждается среди родителей, психологов и педагогов. Битье детей окончательно перестало быть нормой для большинства. Это закреплено и в Уголовном кодексе. Согласно 116 статье, за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» в отношении близких родственников можно получить от 360 часов обязательных работ до двух лет лишения свободы.

8 правил наказания непослушных детей

Принятие поправки в эту статью в июле 2016 года вызвало недовольство Патриаршей комиссии РПЦ. Ссылаясь на Священное Писание и Священное Предание православной церкви, она заявила, что «разумное и любовное использования физических наказаний» — право родителей, установленное Богом. Несогласные были и среди сенаторов, принимавших закон. Поэтому спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу для обсуждения принятых поправок.

Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции

Этим страхом овеяны противники западных тенденций, когда сотрудники социальных служб могут забрать ребёнка из семьи за действия, которые в России считаются в порядке вещей. Зачастую страх основан на преувеличениях и пересказах уехавших за рубеж обиженных русскоговорящих родителей. При этом статистика по убийствам детей в России показывает угрожающие цифры, которые должны наоборот призывать усилить контроль за жизнями детей. Детей, в отношения которых совершено насилие, тоже много. По словам уполномочённого по правам детей Павла Астахова, только за один 2014 год потерпевшими были признаны почти 100 тысяч детей.

В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали — наказание было заслуженным. Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли. Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Почему детей на Руси били именно по «мягкому месту»

С древних времен на Руси было принято строго наказывать детей, считалось – если родитель любит дитя, то должен содержать его в строгости. Об этом говоря пословицы и поговорки: «Вольно тому шалить, кто смолоду не бит», «И резвому коню кнут нужен», «За добро — спасибо, а за грех — поплатись», «Поменьше корми, побольше пори – человеком вырастет».

Не хвали – лучше выпори?

Похвала для ребенка считалась опасной. В языческой Руси ей придавали большое значение. Люди верили, что злые духи или колдуны услышат, какой ребенок хороший и сглазят его. Или того хуже – украдут. Вот и говорили: хвала в очи – хуже порчи.

С крещением Руси положение не изменилось, просто теперь стали ссылаться на Ветхий Завет. В нем было точно указано, что юношей следует пороть розгами: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот наказывает. ». В «Изборнике» 1076 года было указано, что дитё следует «укрощать» с младенчества и ломать ему волю, чтобы рос в послушании. А «Домострой» времен Ивана Грозного это поддерживал и призывал «не жалеть младенцев, бия».

Почему именно «по мягкому месту»?

Да потому, что бить по ягодицам – наименее травматично, довольно болезненно и весьма унизительно, ведь для порки нужно публично раздеться. Таким образом полностью исключается возможность покалечить ребенка, а при домашнем наказании следы побоев легко скрываются.

Читайте так же:  Приквартирный холл пожарная безопасность

Взрослых, в отличие от детей, пороли по спине. Порка по ягодицам взрослого мужчины считалась совсем постыдным наказанием.

Пороли школьников, кадетов и даже священников

Следует сказать, что в России вплоть до XIX века в школах, в гимназиях и в семинариях учеников пороли. О крайне жестоких наказаниях в «очерках бурсы» красочно писал бывший семинарист Николай Герасимович Помяловский, которого самого «выдрали» не менее четырехсот раз! Он вспоминал, что наказание и жестокие нравы вытравили из него веру в Бога и всякое желание быть священником.

Пороли даже будущих офицеров – воспитанников кадетских корпусов. Александр Сергеевич Пушкин указывал, что это воспитывает из кадетов «палачей, а не начальников».

По данным профессора Николая Ивановича Пирогова в Киеве с 1857 по 1859 год были наказаны розгами до трети всех учеников, а в гимназии Житомира выпороли половину учеников.

Да что там говорить о детях, когда в России вплоть до конца XVIII века побить батогами могли высоких чиновников и духовенство. Лишь в 1785 году вышла жалованная грамота, в которой благородные люди освобождались от наказаний, а через 11 лет перестали пороть купцов и священников.

Антрополог Игорь Семенович Кон в статье «Телесные наказания детей в России» писал, что только в 1863 году были отменены экзекуции взрослых – запретили наказывать шпицрутенами, кошками, плетями, клеймением. От экзекуции были освобождены женщины, священники, учителя, крестьяне, занимающиеся самоуправлением.

Но розги сохранили – ими пороли крестьян, каторжников, солдат и матросов в арестантских ротах.

Детей пороть стали реже, а в 1864 году пороть запретили вообще. Однако, вплоть до 20-х годов XX столетия в деревнях и селах школьников продолжали пороть розгами самым унизительным способом – по «мягкому месту».

Сохранялись домашние наказания. Врач и этнограф Дмитрий Николаевич Жбанков в 1908 году в Москве опросил 324 студентки. Оказалось, что 75 из них были родителями высечены розгами, а 85 наказаны другими способами, в том числе их стегали вожжами.

Только в советской школе физических наказаний не было совсем. Однако, до сих пор 80% российских родителей шлепают и даже бьют ремнем своих чад по старой дедовской традиции – «по мягкому месту».

Наказания детей в литературе

Кое-что о наказаниях в литературе

Телесные наказания считались правильным и эффективным методом воспитания детей меньше, чем сто лет назад. Ребенок плохо себя ведет, ленится, не хочет учиться – причин для использования розог, раздачи оплеух и запирания в темные чуланы было множество. Наказывали детей любого происхождения, даже царственных особ. Известно, что Николай I, например, терпел в детстве серьезные побои от своего учителя, вследствие чего строго-настрого запретил применять силу к своему сыну Александру.

Такие методы воспитания были распространены еще с древних времен, использовались веками и стали осуждаться сравнительно недавно. Существовали даже инструкции к телесным наказаниям – к примеру, в знаменитом «Домострое» детей предлагается держать в страхе, а если провинится, то побить. Речь, впрочем, идет не только о России – розги и прочие подручные средства для исправления поведения использовались, наверное, во всех странах мира.

Сегодня мы вспомним произведения, в которых упоминается трудная детская судьба. Мы советуем перечитать их и вздохнуть с облегчением, что времена изменились.

1. Дети на службе у взрослых

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать».

Строки эти из «Ваньки Жукова» хорошо знакомы нам с детства. Речь идет о мальчике, отданном на работу. Вместо благодарности и обучения пока что несчастный Ванька получает от хозяев только грубые выволочки.

Гюго «Козетта» (роман «Отверженные»)

Козетта, героиня романа «Отверженные», тоже работает на неблагодарных взрослых, которые обирают ее и заставляют делать самую тяжелую и грязную работу.

2. Домашние наказания

У Горького мы можем прочитать описания еженедельной порки детей. Дед, глава семьи, порет каждого, кто был замечен в провинности. Все привыкли, и только главный герой Алексей, которого никто никогда не бил, сначала пытается бороться, но и он привыкает к положению вещей.

«Саша встал, расстегнул штаны, спустил их до колен и, поддерживая руками, согнувшись, спотыкаясь, пошёл к скамье. Смотреть, как он идет, было нехорошо, у меня тоже дрожали ноги. Но стало ещё хуже, когда он покорно лёг на скамью вниз лицом, а Ванька, привязав его к скамье под мышки и за шею широким полотенцем, наклонился над ним и схватил чёрными руками ноги его у щиколоток. — Лексей, — позвал дед, — иди ближе. Ну, кому говорю? Вот, гляди, как секут. Раз!.».

Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

У Гарина-Михайловского мы видим, что и дворянские семьи используют телесные наказания.

«Папа, милый папа, постой! Папа?! Ай, ай, ай! Аяяяй. Удары сыплются. Тёма извивается, визжит, ловит сухую, жилистую руку, страстно целует ее, молит. Но что-то другое рядом с мольбой растет в его душе. Не целовать, а бить, кусать хочется ему эту противную, гадкую руку».

3. Школа и наказания

В школах, частных пансионатах, народных училищах порка была так же распространена, как и в семьях.

Вот что видит Сережа Багров в училище:

«Задав урок, Матвей Васильич позвал сторожей; пришли трое, вооруженные пучками прутьев, и принялись сечь мальчиков, стоявших на коленях».

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

А помните озорника Тома Сойера? Ведь и он бывал бит розгами за частые проделки.

Во многих странах телесные наказания в школах долго считались в порядке вещей. Например, в Англии в частных пансионах, даже таких престижных, как Итон, воспитанники подвергались порке. Именно этой школе посвящена гравюра «Порка в Итоне» и поэма Суинберна «Порка Чарли Коллингвуда».

О широком распространении телесных наказаний в разные века можно судить по количеству упоминаний об этом в литературе всех стран. К сожалению, современные писатели тоже с горечью вспоминают о том, как их или их друзей наказывали в детстве с помощью ремня, подзатыльников и оплеух.

Кроме розог, в литературе упоминаются и психологические наказания. Например, героиню одноименной книги Джейн Эйр запирали в пансионате в Красную комнату, где умер ее дядя. Той же участи подвергалась героиня Гарина-Михайловского Аделаида, которая уже взрослой признается, что испытывала «дикий страх», когда ее закрывали одну.

В книгах важен не только сам факт телесного наказания, но и то, как дети реагируют на него. Мы узнаем, что отношения Алеши Пешкова с дедом сильно пошатнулись из-за методов воспитания, принятых в семье. Тема из книги Гарина-Михайловского тоже отдалился от отца после порки. Многие мальчишки-школьники бравируют своей смелостью, как в книге «Детские годы Багрова-внука», делают вид, что им все равно, как Том Сойер. Часто трудные дни детства закаляют характер, заставляют героев изо всех сил бороться за свое счастье. Рассказывая об испытаниях маленьких персонажей, писатели подчеркивают, что наказания оставили глубокий след в их душах.

Читайте так же:  Срок действия дисциплинарного взыскания

«С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», — говорит Максим Горький, и за ним эти слова готовы повторить многие и многие герои литературных произведений.

Не может быть двух мнений на тему телесных и психологических наказаний детей. Поэтому в XXI веке, наверное, самая главная задача во всем мире – полностью отказаться от насильственных методов воспитания.

Как наказывали детей в школах в старину

Порка на Руси вплоть до ХХ столетия всегда была самым распространенным методом телесного наказания. Изначально ей подвергали представителей практических всех слоев населения, всех полов и возрастов.

«Торговая казнь»

Наказания путем порки были впервые закреплены законодательно в Судебнике 1497 года. Наказывали так за самые различные преступления. Например, могли выпороть за дерзкое высказывание против властей.

Били в основном по задней части тела – спине, бедрам, ягодицам. Чаще всего наказуемого для этого полностью раздевали.

Особого искусства требовало наказание кнутом. Для этого палач должен был отойти от своей жертвы на несколько шагов, а затем раскрутить кнут над головой обеими руками и с громким криком быстро приблизиться к осужденному, обрушив орудие истязания на его спину. Нельзя было дважды бить по одному месту. После каждого удара палачу требовалось смахнуть с кнута налипшую на него кровь и частицы кожи. Как сообщает исследователь Катошихин, обычно экзекуция длилась несколько часов, причем в час наносилось 30-40 ударов кнутом.

Один иностранец, бывший очевидцем такой процедуры, оставил следующее свидетельство: «Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его

(наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями».

Многие от этого умирали. Все зависело от индивидуальных особенностей организма, а также от силы нанесения ударов. Некоторые выдерживали и по 300 ударов, а некоторые после первого же удара валились кулем. Если палач жалел наказанного, он мог ударить и послабее (иногда за мзду). А так – мог и забить до смерти.

В петровскую эпоху наказание кнутом называлось «торговой казнью». Ее часто назначали за политические преступления в сочетании с клеймением.

Куда более легким считалось наказание батогами. Последние представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Батоги использовали часто – для выколачивания податей и недоимок, для битья крепостных и подчиненных. Иногда битье батогами назначал суд – за воровство, лжесвидетельство, неуважение к царской семье… Так, батогами был наказан подьячий, который, когда пил за здоровье государя, не снял головного убора.

Происходила экзекуция так. Человека клали на пол или на землю вниз лицом. Один из палачей садился ему на ноги, другой – на шею, обхватив ее коленями. Затем каждый из них брал по два батога и лупил ими жертву по спине и ниже спины, пока наказание не решали прекратить или пока не ломались прутья. При этом запрещено было наносить удары по животу, бедрам и икрам. Также во время экзекуции наказуемый должен был кричать слово: «виноват!». Если не кричал, то наказание продолжали, пока не закричит и не признает своей вины.

Сквозь строй

Более жестоким выглядело наказание шпицрутенами – гибкими прутьями около 2,1 метра в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре. Использовали их в основном для наказания солдат. Это называлось «прогнать сквозь строй». Способ наказания был позаимствован от шведов и в 1701 году введен Петром I в русской армии. Наказанного за ту или иную провинность обнажали по пояс, руки привязывали к ружью, которое было повернуто к нему штыком, чтобы несчастный не мог уклониться от расправы, и проводили меж двух рядов его товарищей, выстроившихся справа и слева от него. Каждый солдат должен был ударить провинившегося по спине шпицрутеном. За избиваемым следовал полковой врач, отсчитывая удары, чтобы наказанного не засекли до смерти и не покалечили.

«Поучения» для детей и женщин

Детские наказания «благословлялись» знаменитым «Домостроем»: «…но и страхом спасать, наказывая и

поучая, а когда и побить». Детей на Руси обычно секли розгами. Розгой называлась связка прутьев, которой наносили удары по мягким частям тела. Наказать розгами могли за любую провинность, причем применялось это наказание не только родителями или воспитателями, но и школьными учителями – скажем, за нерадивость в учении. Иногда секли и девочек.

Применялся такой способ наказания к детям любых сословий: это считалось полезным для ребенка. В больших семьях порой устраивали еженедельные порки по субботам, причем зачастую секли отпрысков не только за реально совершенные проступки, но и для профилактики, «чтоб неповадно было».

Перед тем как провести экзекуцию, пучки розог вымачивали в холодной проточной воде. Иногда вымачивание происходило в соленом растворе, и тогда битье причиняло сильнейшую боль. Однако шрамы после такого наказания оставались редко. Реже для битья подрастающего поколения использовалась веревка с узлами, которой хлестали наотмашь.

Женщин тоже пороли – чаще всего плетью или розгами. Использование твердых предметов и такие способы битья, которые могли искалечить, «Домострой» применять запрещал.

Крестьянку мог «поучить» муж – за дерзкий язык, непослушание или подозрение в измене. Крепостных баб и девок могли выпороть по приказу помещика. В полиции секли женщин, нелегально занимавшихся проституцией. Но совершенно официальные телесные наказания существовали и для представительниц высших сословий. Так, две фрейлины Екатерины II были жестоко высечены розгами за нарисованную ими карикатуру на князя Потемкина.

Еще в екатерининскую эпоху была сделана попытка смягчить существующую систему телесных наказаний. В 1785 году от них были освобождены представители высших сословий, купцы первой и второй гильдий. В начале XIX века были введены различные ограничения – на количество ударов, наказания для больных и стариков и представителей иных категорий. Но в начальных и средних учебных заведениях розги оставались средством «воспитания» вплоть до 1860-х годов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Полностью телесные наказания в Российской империи отменили только в 1904 году. Окончательную точку в этом вопросе поставили после революции большевики, объявив порки «буржуазным пережитком».

Как наказывали детей в школах в старину
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here