Допуск водителя к самостоятельной работе

Примерная форма приказа о допуске водителя к самостоятельной работе (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Приказ о допуске водителя к самостоятельной работе

г. [ место издания приказа ]

[ число, месяц, год ]

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказываю:

1. В связи с успешным прохождением стажировки допустить с [ число, месяц, год ] водителя [ Ф. И. О. полностью ] к самостоятельной работе.

2. В срок до [ число, месяц, год ] [ должность, Ф. И. О. полностью ] передать [ Ф. И. О. полностью ] на основании Акта закрепления транспортное средство.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

1. Акт закрепления за водителем транспортного средства

Руководитель организации [ подпись, инициалы, фамилия ]

С приказом ознакомлен:

[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]

[ число, месяц, год ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма приказа о допуске водителя к самостоятельной работе

Разработана: Компания «Гарант», февраль 2016 г.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

38. Стажировка водителей

Стажировка водителей.

1. Нормативные акты, служащие основанием для проведения стажировки водителей транспортных средств:

1.1. Статья 225 Трудового кодекса РФ «Обучение в области охраны труда» и статья 328 ТК РФ «Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств».

1.2. Приказ Министерства транспорта РФ № 59 от 11 марта 2016 года «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

1.3. Приказ Министерства транспорта РФ № 7 от 15 января 2014 года «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

1.4. ГОСТ 12.0.004 — 2015. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

1.5. Постановление Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

2. Виды транспортных средств, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и водители которых должны проходить стажировку.

2.1. Легковые автомобили категории М1 (для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения)

2.2. Автобусы категории М2 (более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн).

2.3. 2.2. Автобусы категории М3 (более восьми мест для сидения, максимальная масса которых более 5 тонн).

2.4. Троллейбусы и трамваи (категория М3).

2.5. Грузовые автомобили категории N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

2.6. Грузовые автомобили категории N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

2.7. Грузовые автомобили категории N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и оснащения специальным оборудованием, имеющие допустимую максимальную массу более 12 тонн.

3. Положения нормативных актов о лицах, которым работодатель обязан проводить стажировку для обеспечения профессиональных требований при эксплуатации транспортных средств.

3.1. Лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств для работы по найму после окончания автошкол, учебных комбинатов и курсов.

3.2. Водители, ранее работавшие по профессии, но имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года.

3.3. Водители, переводимые при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 018/2011

«О безопасности колесных транспортных средств» тип транспортного средства – это транспортные средства с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.

3.4. Водители субъектов транспортной деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) при переводе их на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

4. Организация стажировки водителей.

4.1. Продолжительность стажировки водителей определяет субъект транспортной деятельности.

4.2. Стажировка водителей включает инструктаж и практическое вождение и проводится под руководством водителя – наставника.

4.3. Инструктаж (теоретическая часть с элементами показа практических действий) проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций при обслуживании и управлении конкретным транспортным средством при перевозке грузов или пассажиров, а также по функционированию специального оборудования, установленного на данном транспортном средстве.

4.4. Практическое вождение проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Квалификационные требования к водителям транспортных средств приведены в приказе Минтранса РФ № 287 от 28 сентября 2015 года.

4.5. Для водителей маршрутных транспортных средств (автобусы, троллейбусы и трамваи) практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

5. Водитель – наставник.

5.1. Водитель – наставник для проведения стажировки может быть назначен юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем из числа имеющихся в штате водителей или, если своего наставника нет, то может быть приглашен со стороны (по срочному трудовому договору или по внешнему совместительству).

5.2. Требования к водителю – наставнику:

а) не иметь за последний год работы дорожно — транспортных происшествий по своей вине;

б) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

в) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе маршрутных транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) не менее пяти лет.

Читайте так же:  Приказы распоряжения по личному составу

6. Документальное сопровождение стажировки водителей.

6.1. Субъект транспортной деятельности должен разработать программу стажировки, отражающей ее продолжительность по времени и действиям стажера и наставника в разрезе этапов стажировки внутри субъекта транспортной деятельности и на линии.

Здесь приводится образец программы стажировки водителей.

6.2. На каждую стажировку оформляется стажировочный лист за подписью водителя – наставника и ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Стажировочный лист по приказу Минтраса Рф № 59 от 11 марта 2016 года должен содержать следующие (обязательные) сведения:

— номер стажировочного листа;

— фамилия, имя и отчество водителя;

— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество водителя-наставника;

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Формы стажировочных листов – в этой статье.

Материалы о проведенных стажировках водителей (стажировочные листы) хранятся у работодателя не менее 5 лет.

6.3. Стажировка водителей на завершающем этапе оформляется допуском к работе стажеров к управлению тем или иным транспортным средством. Допуск к работе оформляется или приказом по юридическому лицу, или распоряжением по транспортному цеху или распоряжением индивидуального предпринимателя.

7. При стажировке водителей может использоваться носящее рекомендательный характер Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей (РД – 200 – РСФСР – 12 – 0071 – 86 – 12).

Ссылка на данный документ.

Рекомендательный характер в данном случае это если применяемые нормы руководящего документа не противоречат официально действующим нормативным документам (раздел 1 данной статьи).

ПОЛОЖЕНИЕ о стажировке и допуске к самостоятельной работе

1. Общие положения

2. Стажировке подлежат водители:

2.1. Имеющие стаж работы менее одного года.
Продолжительность стажировки не менее 35 часов.
2.2. Не работавшие в качестве водителя более одного года.
Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
2.3. Переведенные на транспортное средство другой категории.
Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
2.4. Переведенные на другую марку грузового автомобиля или
автобуса, а также назначенные для перевозки опасных грузов.
Продолжительность стажировки не менее 8 часов.

3. В остальных случаях необходимость назначения и продолжительность стажировки водителей автомобилей определяет комиссия по проверке пригодности водителей к самостоятельной работе.

4. Порядок стажировки:

В период стажировки на линии водитель-стажер выполняет все
обязанности по перевозке пассажиров, грузов под наблюдением и руководством водителя-наставника, указания которого являются обязательными.
При работе на линии водитель-стажер осуществляет перевозки в
соответствии с заданием:
знакомится с пунктами погрузки-разгрузки, маршрутами движения и дорожными условиями, оформляет транспортные документы;
осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного
средства перед выездом на линию, в процессе движения и после возвращения в гараж;
соблюдает порядок перевозки людей и грузов;
осваивает приемы безопасной работы, не допускает нарушений
Правил дорожного движения.

5. Ответственность должностных лиц за проведение стажировки водителей.

5.1. Ответственность за стажировку водителей возлагается на
руководителя предприятия, который приказом определяет конкретных должностных лиц, ответственных за выполнение установленного порядка стажировки.
5.2. Контроль за правильной организацией и ходом стажировки
водителей возлагается на службу безопасности движения (должностное лицо).
6. Водитель-наставник обязан в период стажировки находиться
вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его
обслуживании, контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра.

7. Оформление результатов стажировки.

7.1. Для проверки пригодности водителей к самостоятельной
работе приказом руководителя создается постоянная комиссия в составе заместителя руководителя по перевозкам, начальника колонны, начальника (инженера) отдела безопасности движения.
7.2. Стажировка водителей завершается контрольной поездкой по
произвольному маршруту и собеседованием, проведенными вышеуказанной комиссией, после чего в карточке стажировки делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя с указанием марки (модели) транспортных средств и маршрутов, на которых разрешается работать.
7.3. На основании положительного заключения комиссии по
предприятию издается приказ, которым водитель допускается к
самостоятельной работе.
7.4. Карточка стажировки после оформления хранится в отделе
кадров предприятия.
7.5. В случаях, когда стажер в ходе стажировки и итоговой
проверки проявил недостаточные навыки безопасного вождения автомобиля, комиссия может принять решение о продлении ему срока стажировки.

КАРТОЧКА
стажировки водителя (типовая)

Для определения пригодности к самостоятельной работе
__________________________ направлен согласно приказу ____ по предприятию _________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
от «___»____________________ 200_ г. № _______________ на стажировку в объеме _____________ часов с «_______» _____________________ 200_ г.
Удостоверение водителя ____________ № _____________________
(серия)
Водитель-наставник __________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

——-T——-T——-T——-T——-T———-T——-T———-
Число, ¦Маршрут¦Гос.№ Время ¦Кол-во ¦Подпись
месяц ¦(объект¦авто- ¦работы ¦часов ¦водителя- ¦стажера¦
¦работы)¦мобиля ¦с_____ ¦стажи- ¦наставника¦ ¦
¦ ¦ ¦до____ ¦ровки ¦ ¦ ¦
——-+——-+——-+——-+——-+———-+——-+———-
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
——-+——-+——-+——-+——-+———-+——-+———-
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Заключение водителя-наставника о навыках вождения
водителя-стажера ___________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

«____»___________200_ г. _____________________________
(подпись)

Заключение комиссии о допуске к самостоятельной работе водителя
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

«____»___________ 200_ г. Подписи ________________
________________

Приказ о допуске к самостоятельной работе

г. __________ «___»_________201_г.

«О допуске к самостоятельной работе»

В целях обучения лиц безопасным методам и приемам выполнения работ по управлению транспортным средством, согласно статьи 225 Трудового Кодекса РФ, во исполнение Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29, Приказа Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и в целях оказания методической и практической помощи начинающим водителям

П Р И К А З Ы В А Ю:

  1. Водителя Ф.И.О. допустить к самостоятельному управлению транспортным средством с «__» _____201_г.
  2. Закрепить водителя Ф.И.О. за транспортным средством (марка, госномер).
  3. Должность (ответственного за техсостояние) Ф.И.О. передать транспортное средство закрепленному водителю по акту закрепления (Приложение №1).
  4. Контроль за исполнением приказа возложить на должность (ответственного за БДД) Ф.И.О.

С Приказом ознакомлен:_________________________подпись

Особенности стажировки водителей

Стажировка водителей – это система адаптации шофера к реальным условиям для работы на конкретном предприятии. Практические занятия необходимы, чтобы выявить, а также устранить недостатки в подготовке, закрепить полученные знания, умения, водительские навыки, чтобы достичь максимально безопасного управления транспортным средством. Во время стажировки работника готовят к самостоятельной работе в условиях города, информируют о нормативах скорости, опасных участках дорог и местах, где чаще всего случаются ДТП, обучают действиям, направленным на предотвращение опасных ситуаций и аварий.

Читайте так же:  Как написать жалобу в минздрав на врача
Видео (кликните для воспроизведения).

Стажирование проводится с теми водителями, кто имел длительный перерыв в работе (более одного года). Также проводится стажировка водителей при приеме на работу после окончания учебного заведения или для работы в горных условиях. Целесообразно проводить переподготовку при переводе работника на новый вид транспорта или новый пассажирский маршрут. Для приезжих в условия крайнего севера водителей проводят обязательные практические занятия, для того, чтобы водитель знал, как действовать в условиях гололеда или снегопада.

При приеме на автобусный маршрут

Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.

Стажировка при приеме на работу водителей состоит из предмаршрутной и маршрутной частей, независимо от того, имеется ли допуск соответствующей категории. Предмаршрутное стажирование – это прохождение теории, занятия при помощи специализированных тренажеров, занятия на учебной площадке. Целью таких занятий является закрепление полученных знаний, выявление пробелов в теории и устранение их для безопасного и комфортного управления транспортным средством. Перед проведением предмаршрутного стажирования, учащихся группируют в соответствии с категориями. Теорию преподают работники служб безопасного движения совместно с наставниками.

Водитель автобуса должен:

  1. уметь плавно трогаться с места, тормозить и помнить, что не дрова везет>
  2. уметь плавно совершать повороты>
  3. поддерживать скорость без резких рывков>
  4. своевременно прибывать к остановкам общественного транспорта>
  5. своевременно заканчивать маршрут>
  6. соблюдать предосторожности при начале движения или остановке>
  7. наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в дверях>
  8. осуществлять открытие дверей только после полной остановки транспорта>
  9. объявлять остановки>
  10. наблюдать за порядком в салоне при работе без кондуктора>
  11. принимать оплату за проезд от пассажиров при работе без кондуктора.

Некоторые положения

Для проведения стажировок разработана специальная Программа стажировки водителей и другие методические пособия, указания для той или иной категории.

Наставник должен строго придерживаться этой программы. По окончании теоретических занятий стажер обязан пройти контрольную проверку практических, теоретических знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя – это самостоятельное управление транспортным средством под контролем наставника, которого предприятие закрепляет за стажером. Целью является также закрепление практических и теоретических знаний в условиях реального движения по тому маршруту, где потом предстоит работать. Во время маршрутной стажировки движение осуществляется без пассажиров.

Положение о стажировке водителей пункт 2.3 говорит, что практика проводится под присмотром наставника, назначенного согласно приказу руководства организации, или под руководством другого лица, назначенного путем заключения договора. Наставник должен иметь свидетельство или лицензию, подтверждающую его право проводить обучение, и опыт вождения автобуса не менее 5 лет, а также отсутствие с его стороны нарушений ПДД.

Длительность занятий устанавливают исходя из общего стажа работы, времени перерыва работы, а также от вида транспорта, маршрута (междугородный, пригородный, городской, горный). Стажировка водителей на предприятии проводится в реальных условиях работы на дорогах, во время пассажирских перевозок именно по тем маршрутам, где в дальнейшем предстоит работать шоферу. Завершается практика собеседованием и контрольной поездкой с последующей соответствующей отметкой в листке – допускается или не допускается.

Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.

Бывает так, что допуск не выдается. Тогда человек переводится по его согласию на другие виды работ. При нежелании или не возможности перевода на другую работу, работника увольняют по соответствующей статье Трудового кодекса. К ежедневной работе допускаются водители, прошедшие предрейсовый осмотр у врача. Перед выездом обязательно осматривают автобус, проверяют исправность узлов, обеспечивающих безопасность движения. Затем получают путевые документы и выезжают по маршруту, согласно установленному графику.

Категории водителей, подлежащих стажировке.

Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей содержит нормы длительности прохождения стажировки на реальных маршрутах перевозки пассажиров в зависимости от присвоенной им категории.

  1. 1 категория —> ранее не работавшие водителями лица, которые закончили учебное заведение по профессии водитель, сдали экзамены ГИБДД и получили права категории «D». Длительность стажировки составляет – 61 час предмаршрутной и 163 часа маршрутной>
  2. 2 категория – лица, прошедшие переподготовку с категорий «В» и «С» на «D». Практика длиться: предмаршрутная – 30 часов, маршрутная – 72 часа>
  3. 3 категория — водители, ранее не работавшие на автобусе, имеющие I и II класс. Длительность составляет: предмаршрутной – 18 часов, маршрутной – 32 часа>
  4. 4 категория – шоферы, которые имеют права на управление автобусом, имеющие перерыв в управлении более чем полгода. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 16 часов>
  5. 5 категория – работники с трехмесячным перерывом. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 24 часа>
  6. 6 категория – водители автобусов, перешедшие с одной марки на другую. Длительность составляет: предмаршрутная не проводится, маршрутная – 32 часа>
  7. 7 категория – шоферы, переведенные на другие маршруты. Если маршрут не известен был ранее, проводится маршрутная стажировка водителя автобуса не менее чем 4 часа, в сложных горных маршрутах – 8 часов в присутствии наставника, который отлично знает конкретно взятый маршрут.

Ответственность за стажировки

За организацию и контроль стажировок на предприятиях отвечает:

  • главный инженер периодически контролирует выполнение стажировок>
  • периодический контроль над тем, как выполняется положение о стажировках, возлагается на компетентных лиц по поручению гл. инженера>
  • прохождение стажировок также контролируют инструкторы, устраняют замеченные недостатки и контролируют водителей-наставников.

В целом за прохождение стажирования водителем ответственность возлагается на наставника, так как он непосредственно находится рядом с водителем, должен замечать любые ошибки, а также исправлять их. Также наставник контролирует предмаршрутную стажировку, проводит со своим стажером маршрутную стажировку. Вместе со стажером водитель-наставник проверяет автобус перед выездом на маршрут, контролирует прохождение медицинского ежедневного осмотра и получение путевых документов.

Читайте так же:  Как отражается выходное пособие в 6 ндфл

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

5. Допуск водителей автомобилей к работе.

Допуск водителей к работе.

Работодатель осуществляет допуск водителей к работе, если:

а) у водителя имеется водительское удостоверение с соответствующими категориями;

б) водитель прошел стажировку;

в) водитель имеет действующий паспорт здоровья работника;

г) водитель прошел предрейсовый медосмотр;

д) водителю проведены инструктажи по охране труда и безопасности движения;

е) для водителя соблюдается режим труда и отдыха.

Далее более подробно рассмотрим вопрос о стажировке водителя.

Целью стажировки является адаптация водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Проведение стажировки водителей регламентировано следующими нормативными документами:

1. Трудовым Кодексом РФ, статья 212 которого гласит, что работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда и недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

2. ГОСТом 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Пункт 7.2.4. раздела 7 данного ГОСТа предусматривает, что все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 — 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.).

3. Приказом Минтранса РФ №15 от 30 марта 1994 года «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте». Применяется при перевозках пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Согласно данного приказа, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава (в том числе) за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу в предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок;

4. Руководящим документом РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 года.

В соответствии с этим документом:

— осуществляется стажировка водителей таксомоторов, водителей грузовых автомобилей и водителей автобусов (каждого по своей программе);

— допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен;

— стажировка должна осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать;

— стажировка должна осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки.

Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля — не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажировки водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

Стажировка водителей в организации

Что такое стажировка водителей и как она оформляется

По нашему опыту, примерно 80% предприятий, которые обязаны проводить стажировки для водителей, этого не делают. Чаще всего — не намеренно. Люди просто не знают о том, что такое стажировки водителей, для чего они нужны и какие штрафы могут наложить за отсутствие стажировок.

Это вопрос, в котором необходимо ориентироваться любому предприятию, в штате которого есть хотя бы один водитель. Организация стажировки водителей относится к функционалу специалиста, ответственного за обеспечение БДД в организации.

Поэтому давайте разбираться

О том, что такое стажировка водителей, говорит Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59. Он определяет, что стажировка должна:

  • закрепить и усовершенствовать знания и умения водителя для безопасной работы;
  • помочь ему адаптироваться к новым условиям (например, смене маршрута).

Поскольку речь идет о безопасности, то стажировку водителей контролируют сразу два органа: Транснадзор и Минтруд (Ведомство по охране труда).

Какие водители должны проходить стажировку

Сразу скажем: лучше стажировать каждого водителя, которого вы принимаете на работу.

Есть мнение, что стажировка нужна не всем водителям. Давайте посмотрим. В упомянутом Приказе Минтранса N 59 перечислено несколько категорий водителей, которые должны проходить стажировку. Это люди, которые:

  • впервые принимаются на работу на должность водителя;
  • имеют перерыв в трудовой деятельности (именно водительской) больше года;
  • при приеме на работу переходят с одного типа транспортного средства на другой (например, с легкового автомобиля на автобус);
  • переводятся на новый маршрут (например, водители рейсовых автобусов).

Здесь вроде бы четко перечислены категории, но при этом есть законодательная «туманность», которую юристы трактуют по-разному. Например, слова «впервые принимаются на работу на должность водителя» толкуют как «принимаются на работу впервые в этой компании». Тогда имеется в виду именно каждый водитель, которого вы берете на работу. И судебная практика показывает, что такая юридическая трактовка — явление очень частое, со всеми вытекающими последствиями: штрафами и т.д.

Кроме того, никто не отменял 225-ю статью Трудового Кодекса, по которой стажировка должна проводиться со всеми сотрудниками, которые принимаются на работу с вредными или опасными условиями труда. Профессия водителя в этот перечень, безусловно, входит.

Конечно, можно эти законодательные требования игнорировать, но есть же и просто здравый смысл. Вот вы приняли на работу водителя, по документам у него все нормально, и стажировку можно вроде бы и не проводить. Но на деле: откуда вы знаете, как он ездит? Может, он права просто купил? Если он на служебном транспорте попадет в ДТП и обнаружится, что ему не хватает квалификации — отвечать будете вы, за то, что не обеспечили ему стажировку. Не говоря о материальном ущербе и неожиданным проблемам, которые придется решать.

Читайте так же:  Аттестация водителя пожарного автомобиля

Надежнее проверять каждого водителя, которого вы принимаете: насколько он подготовлен? Пусть водитель-наставник поездит с ним 3-4 дня, и вам будет спокойнее, и проверок можно не бояться.
Кстати, вам может пригодиться: Как правильно выбрать водителя-наставника?

Какие штрафы накладывают за отсутствие стажировки

Штрафы за отсутствие стажировки положены немаленькие. Причем привлечь вас могут по двум направлениям: как со стороны ОБДД, так и со стороны ОТ. Вот вам для наглядности небольшая табличка.

Судебная практика подтверждает такое положение дел.

Как оформляется стажировка

Правильное документальное оформление стажировки предполагает такие действия:

  1. Провести со стажером вводный и первичный инструктажи и внести соответствующие записи в Журнал регистрации инструктажей. Инструктажи проводят специалисты по БДД и ОТ.
  2. Разработать Положение о стажировке (не забудьте включить в него пункты о водителях-наставниках, чтобы не составлять потом о них отдельное положение). Издать Приказ об утверждении Положения.
  3. Составить Программу стажировки (для водителей автобусов нужна отдельная программа). Подробнее о том, как составляется такая программа, читайте здесь: Стажировка водителей: 5 важных вопросов.
  4. Издать Приказ о прохождении стажировки.
  5. Издать Приказ о назначении водителя-наставника и Дополнительное соглашение к трудовому договору этого водителя.
  6. По окончании срока стажировки подшить стажировочный лист к личному делу водителя. Этот лист должен храниться у работодателя не менее 5 лет.
  • После успешного итогового испытания стажера издать Приказ о его допуске к самостоятельной работе.
  • Издать Акт закрепления за новым водителем транспортного средства.

Если ваши водители проходят у нас обучение по специальности «Водитель-наставник» , то шаблоны всех этих документов мы даем вам в подарок.

Допуск водителей к управлению транспортными средствами: правила, порядок, ответственность

Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, которую проводит государство и контролирующие органы РФ, объёмна и серьёзна. Чтобы предупредить возникновение дорожно-транспортных происшествий усовершенствуются правила дорожного движения, разрабатываются стратегии и устанавливаются законы.
В этой статье, мы расскажем, по каким правилам осуществляется подготовка и допуск водителей к управлению транспортными средствами, а также какая предусмотрена ответственность за допуск водителя к управлению ТС без прав.

Допуск водителей к управлению транспортными средствами на предприятии

Российское законодательство регулирует не только обучение на водительское удостоверение, экзамен в ГИБДД, но и предъявляет особые требования к допуску профессиональных водителей к работе. Для этой категории лиц обязательно прохождение предварительного и регулярных медицинских осмотров, а также медицинского освидетельствования непосредственно на предприятии.
Прежде всего, стоит отметить, что приказом по предприятию к управлению транспортными средствами назначаются работники:

  • имеющие удостоверение на право управления ТС соответствующей категории;
  • достигшие 18-летнего возраста;
  • обученные безопасным методам и приёмам труда;
  • прошедшие медосвидетельствование.

Водитель погрузчика, помимо вышеперечисленного, может получить допуск если он дополнительно имеет:

  • удостоверение на право управления авто- или электропогрузчиком;
  • удостоверение водителя АТС;
  • удостоверение о присвоении II группы по электробезопасности.

Допуск водителей к международным перевозкам

К работнику, осуществляющему перевозку в международном сообщении, предъявляются профессиональные и квалификационные требования для того, чтобы он был допущен к выполнению трудовых обязанностей.
Водитель автомобиля должен знать основы правовых норм, порядок лицензирования, технический регламент и экологические требования, касающиеся перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении.
Требования предъявляются не только к профессиональной надежности води­телей, но и к состоянию их здоровья. Это напрямую влияет на обеспечение безопас­ности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов. Работник должен иметь медсправку, подтверждающую отсутствие у него противопоказаний для осуществления профессиональной деятельности. Она выдаётся на основании пройденного медицинского освидетельствования в организациях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию данного вида услуг.

Зрение и допуск водителя к управлению автомобилем: ограничения, которые оговаривает закон

Вернёмся к состоянию здоровья водителя, и поговорим о том, как часто следует проходить обследование на зрение для того, чтобы быть допущенным к управлению автомобилем. Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ водители личных автомобилей должны проходить осмотр у офтальмолога только при получении, а также при продлении водительского удостоверения. Профессиональные же водители должны проходить медкомиссию в момент трудоустройства и каждые два года в течение всего периода осуществления трудовой деятельности. Кроме того, допуск водителей, занимающихся перевозкой опасных грузов и пассажиров, по зрению осуществляется после каждого рейса.

Допуск водителя до работы: ответственность за нарушение установленного порядка

В случае, если порядок допуска водителей к управлению транспортными средствами нарушается, то это влечёт наложение штрафных санкций. Рассматривают дела о таких правонарушениях старшие инспектора безопасности дорожного движения и государственные инспектора безопасности дорожного движения.
Что гласят новые правила о допуске водителей к работе? Привлечение работников с иностранными правами к перевозкам на территории РФ невозможен. За то, что управление транспортными средствами осуществляют работники не имеющие российских национальных водительских удостоверений, наказание несут должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Штраф предусмотрен в размере 50 тысяч рублей. Если же сотрудники ГИБДД задержали водителя не имеющего права управления транспортным средством или в состоянии алкогольного опьянения, то наказание будет определено в соответствии со ст. 12.32 КоАП РФ. Подтвердив наличие алкоголя в крови водителя, будет наложен административный штраф на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС предприятия, в размере 20000 рублей; на юридических лиц – 100000 рублей.

Приказ о допуске к самостоятельной работе

После трудоустройства гражданин становится работником предприятия. Так как он приступил к выполнению функциональных обязанностей и не владеет информацией о некоторых нюансах работы, для него необходимо проводить инструктаж и организовать стажировку, после чего издается приказ о допуске к самостоятельной работе.

Как правильно оформить стажировку на рабочем месте

Правильное оформление допуска к исполнению должностных обязанностей считается важной составляющей безопасности, поэтому администрация предприятия прописывает этот момент в трудовом соглашении. Руководство организации в лице работодателя регламентирует, что перед заступлением на самостоятельную работу требуется приобрести определенный опыт и навыки во избежание негативных последствий.

Последовательность организации труда

Для этого издается распорядительный документ, которым утверждается локальный акт. В нормативной базе предприятия устанавливаются правила проведения стажировки сотрудников.

Важно! Определенной формы документа не существует, в связи с этим работодателю можно создать свою на личное усмотрение либо взять примерный образец из интернет-ресурсов.

Положение или стандарт по стажировке сотрудников перед допуском к работе должен в включать в себя следующую информацию:

  • Какие цели преследуются при проведении стажировки.
  • На каком месте будет находиться стажер.
  • Как оплачивается рабочее время вновь заступившего сотрудника и его непосредственного наставника.
  • Алгоритм прохождения производственного обучения.
  • Согласно каких документов регулируется деятельность лица, проводившего стажирование.
Читайте так же:  Как правильно написать заявку на ремонт

Локальный документ подготавливается ранее, а в приложении к нему прилагается перечень должностей сотрудников, кому необходимо стажироваться. Согласно требованиям правил, такие профессии как стропальщик либо оператор котельной, водитель, а также работающие в электроустановках и на высоте обязаны стажироваться и допускаться к исполнению обязанностей после оформления документа.

Образец приказа о допуске к работе

Приказ о допуске к самостоятельной работе, образец которого можно найти в интернете, выглядит следующим образом. Всего в документе три раздела: преамбула, распорядительная часть и заключение. Бланк можно разработать каждому предприятию свой, который будет оптимально удобен. Приказ о допуске к самостоятельной работе, в том числе его образец утверждается распорядительным актом.

При составлении можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Указать реквизиты предприятия, на котором требуется проведение стажировки. Для этого можно воспользоваться унифицированным бланком организации.
  • Прописать название приказа и оставить место для присвоения номера.
  • Указать дату подписания.
  • В преамбуле указывается часть, которая мотивирует к выполнению стажировки работника. Это может быть отсылка на нормативные документы и законодательные акты. Цель исполнения также должна быть четко прописана.

  • Фамилия и инициалы лица, которое допускается к исполнению обязанностей.
  • Число, когда заканчивается проведение стажировки. То есть после этой даты рабочий будет нести ответственность за собственные действия, в том числе за свою безопасность и безопасность сотрудников.
  • Если были пройдены курсы или сданы экзамены по направлению стажировки, то необходимо указать нормативные документы.
  • Указать, кто должен контролировать исполнение настоящего документа.
  • Дата и подпись руководителя.

Необходимо знать. Изданный распорядительный документ должен быть подписан лицом, проводившим стажировку и сотрудником, допущенным к работе. Обязательно напротив подписи ставится дата, в противном случае документ считается недействительным.

В каких случаях оформляется

Для получения опыта и навыков в производственной деятельности сотрудников должна быть пройдена стажировка. Это время трудового периода направлено на изучение технологического процесса, производственного участка и оборудования, используемого при выполнении задания.

Необходимость проведения обязательная для следующих случаев:

  • Если трудоустройство происходит в первый раз. К примеру, учащийся техникума окончил заведение и ему необходимо приступить к работе, многих нюансов он не знает, в связи с этим он проходит дополнительное обучение непосредственно на месте работы.
  • Если условия труда по результатам проведенной спецоценки отнесены к работе с вредными веществами или опасными факторами. В этом случае необходимо работать под четким руководством сотрудника, имеющего опыт. Иначе не исключено получение травмы или профзаболевания. Без опытного наставника здесь не обойтись.
  • Трудящийся в силу некоторых обстоятельств перешел работать на новое место, хотя он остался в той же организации. Условия труда изменились, соответственно необходимо ознакомиться с особенностями рабочего места.

Необходимо знать. Для всех перечисленных случаев стажировка обязательна, так администрация предприятия обезопасит себя от возможных негативных последствий.

Как составляется документация после стажировки

После приобретения навыков и опыта в работе сотрудника необходимо официально допустить к исполнению должностных обязанностей, для этого выполняется следующее:

  • В соответствии с требованиями издается распорядительный акт на предприятии. В содержательной части указываются полные инициалы, дата начала и окончания проведения стажирования и когда можно приступить к самостоятельной деятельности.
  • Руководитель производственного участка или группы обязан провести проверку приобретенных знаний, в том числе как безопасно эксплуатировать оборудование или как ходить по территории объекта.
  • Подписать приказ о допуске следует собственноручно с датой.

К выполнению обязанностей можно приступать с даты, указанной в распорядительном документе.

Экземпляры и копии

Необходимо знать. Распорядительный документ издается в одном экземпляре, после снимается копия. Это делается для того, чтобы оригинал оставался в делопроизводстве у секретаря, а копия находилась в личном деле. При необходимости или требованию проверяющих снимать копии документов не является нарушением.

Когда подписывается приказ

Распоряжение или приказ о допуске к выполнению производственных обязанностей подписывается после выполнения следующих действий:

  • После приема на работу или госслужбу на новое место закрепляется стажер, то есть сотрудник, обладающий знаниями и опытом. Это регулируется распорядительным документом.
  • В процессе освоения навыков вновь принятый на работу (неважно иностранец или россиянин) проходит инструктаж и ознакомляется с техпроцессом и оборудованием для выполнения задач, а также его информируют о патогенности воздействия неблагоприятных факторов (ими могут оказаться наркосодержащие вещества).
  • Во время приобретения первоначального опыта сотрудником может быть задан ряд вопросов непосредственному наставнику или руководителю. Также требуется самостоятельное изучение инструкций, приказов и иных документов по ОТ и выполнению производственных задач.
  • Организовывается принятие зачетов по направлению деятельности. При правильных ответах делается заключение, что материал усвоен в полном объеме, и допускать к исполнению обязанностей работника можно. Отстранение от работы осуществляется в случае непонимания пройденного материала и несдачи экзамена.
  • Издается приказ о допуске. Подписывается руководителем объекта, непосредственным наставником и вновь принятым сотрудником.

Аттестация, допуск, стажировка

Первоначальные меры по безопасности выполнены.

Стоит учитывать. Стажер тоже должен обладать знаниями и иметь аттестацию в области ОТ и ТБ.

Где регистрируется приказ

Приказ о том, что стажировка пройдена и проведен инструктаж, необходимо зарегистрировать.

Рекомендуемая регистрация осуществляется по алгоритму:

  • Берется специальный журнал, в котором имеются графы.
  • Проставляется порядковый номер, не исключено, что распорядительный документ является кадровым, поэтому к нумерации добавляется буква «К». Например, 19-К.
  • Ставится дата присвоения.

Приказ зарегистрирован и принят к исполнению. Хранение осуществляется 3 года.

Если стажировка не пройдена

Если в распорядительном акте указано число, когда предполагался допуск к работе и при этом сотрудник не сдал зачет или не освоил производственные нюансы, то в этом случае назначается новое время для подписания приказа.

На производственных участках возникают неблагоприятные ситуации, то есть, возможно, травмирование.

Важно! При расследовании нештатной ситуации в перечень требуемых документов входит приказ о допуске к работе, и если документа нет, это будет являться нарушением.

Видео (кликните для воспроизведения).

Оформление документа о допуске к работе необходимо. Это обезопасит руководство и сотрудника от негативных последствий.

Допуск водителя к самостоятельной работе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here